Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 16 июня 1998 г. N 2.2-15/3343
по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений
в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами
в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)"
Изучив по поручению Совета Государственной Думы (протокол от 2 июня 1998 года N 141) проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
О соответствии законопроекта федеральному законодательству
Проект федерального закона необходимо привести в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации. В частности, в соответствии со статьей 23 (часть 2) Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. В этой связи отнесение крестьянских (фермерских) хозяйства к работодателям - юридическим лицам (абзац третий пункта 2 статьи 1 проекта) вряд ли правильно.
Коллегии адвокатов являются юридическими лицами и по отношению к нанятым ими работникам (например, обслуживающему персоналу) будут рассматриваться как работодатели. Но в то же время коллегии адвокатов являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, содержатся за счет отчислений от оплаты за оказание юридической помощи и начисления каких-либо выплат в пользу адвокатов не производят. Поэтому положения абзаца третьего пункта 3 статьи 1 законопроекта также требует доработки и уточнения.
Абзацы 8-12 пункта 2 статьи 1 нуждаются в доработке применительно к положениям статей 51, 52 и 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, имея при этом в виду, что изменения учредительных документов приобретают силу со дня государственной регистрации.
Последний абзац пункта 3 статьи 1 полагали бы целесообразным исключить из проекта закона. Уступка требования допускается гражданским законодательством при определенных условиях (статья 388 Гражданского кодекса), но в соответствии со статьей 2 (часть 3) Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство не применяется к налоговым и другим финансовым отношениям, а страховые взносы в Пенсионный фонд приравнены к налоговым платежам (статья 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
Абзацем третьим пункта 4 статьи 1 проекта предусматривается начисление пени за каждый день просрочки платежа исходя из двойной ставки рефинансирования Центрального банка. Данный абзац, как представляется, также необходимо привести в соответствие с законодательством, ограничив размер пени за задержку уплаты страховых платежей пределами, установленными статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Проект федерального закона нуждается в серьезной юридико-технической и редакционной доработке.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.