Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 7 июля 1998 г. N 2.2-15/2685
по проекту федерального закона N 98800059-2 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (II чтение) и проекту постановления Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Изучив по поручению Комитета проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Законопроектом предлагается изменить условия и нормы пенсионного обеспечения внесением соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий". Однако в соответствие со статьей 1 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 14 января 1997 года N 19-ФЗ) эти изменения осуществляются не иначе, как путем внесения изменений и дополнений только в указанный Закон.
Второе предложение части 7 статьи 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в новой редакции входит в противоречие с частью 2 статьи 10 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", согласно которой лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. Такой же порядок определения размера районного коэффициента к заработной плате установлен и в других районах Российской Федерации.
В части 11 статьи 7 Закона (в новой редакции) для инвалидов вследствие трудового увечья, профессионального заболевания, а также общего заболевания предлагается ввести ограничение - "размеры их пенсий не могут превышать суммы пенсии по инвалидности вследствие военной травмы и компенсационной выплаты, установленной законодательством Российской Федерации". Аналогичный порядок ограничения (часть 12) предлагается установить и для размеров пенсий по случаю потери кормильца. Однако эти положения входят в противоречие с пунктом "д" статьи 7 действующего Закона, согласно которой размер пенсии, исчисленной в соответствии с этой статьей, ограничению максимальным размером не подлежит.
Постатейные замечания
Законопроектом предлагается увеличивать отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране на размер районного коэффициента, что потребует дополнительных расходов на выплату пенсий. Поэтому законопроект необходимо дополнить положением, определяющим за счет какого источника будет осуществляться выплата пенсий пенсионерам, размер которых будет увеличиваться при применении районного коэффициента (статья 8 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации").
По статье 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в новой редакции:
из части 2 слово "общего" следует исключить, так как согласно статьям 12 и 14 Закона пенсия в связи с особыми условиями труда и с работой на Крайнем Севере назначается с учетом специального трудового стажа;
согласно части 5 месяцы, в отношении которых на момент назначения (перерасчета) пенсии отсутствуют сведения о среднемесячной заработной плате в стране, будут исключаться из подсчета среднемесячного заработка пенсионера и заменяться другими месяцами, непосредственно предшествующими избранному периоду. Однако в месяцах, подлежащих исключению, заработная плата пенсионера может быть выше, чем в предшествующих избранному периоду, что без последующего перерасчета неправомерно приведет к назначению пенсии меньшего размера;
положение части 10 связывает размер пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца со стажем работы. Следует иметь в виду, что пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца в зависимости от необходимого трудового стажа назначаются только инвалидам вследствие общего заболевания и семьям умершего кормильца вследствие общего заболевания (статьи 29 и 60 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). Поэтому данную часть следует уточнить;
в частях 18 и 24 следует уточнить нумерацию частей, на которые делается ссылка.
В пункте 2 статьи 2 предлагается применять термин "среднемесячная начисленная заработная плата в стране". Однако в действующем законодательстве такого термина нет.
Необходимо скорректировать новую редакцию части 3 статьи 1 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (пункт 3 статьи 2 проекта) и Приложение N 1 в отношении даты периодов, за который определяется среднемесячная начисленная заработная плата в стране.
Пунктом 4 статьи 2 предлагается дополнить часть 4 статьи 1 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" новым предложением. Однако предлагаемое дополнение состоит из двух предложений.
В случае замены слова "квартал" словом "период" в части 5 статьи 1 Федерального закона "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (пункт 5 статьи 2 проекта) станет неясным "о каком предшествующем периоде" идет речь в пункте 6 статьи 2, поскольку не указывается конкретный срок. В этой связи считали бы целесообразным оставить эту часть в прежней редакции и пункте 6 статьи 2 проекта слово "период" заменить словом "квартал". Замечание аналогичного характера касается и части 18 статьи 1.
Пункт 2 из статьи 3 предлагается исключить как излишний, так как порядок определения размера пересчитываемой пенсии регулируется частями 13-15 статьи 1 законопроекта.
Законопроект нуждается в юридико-технической доработке.
По проекту постановления Государственной Думы замечаний не имеется.
Первый заместитель начальника Управления |
В.А.Рощин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.