Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"
Данный законопроект вносится с целью исключения из действующего Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" норм, изложенных в пункте 3 статьи 15 и пункте 8 части 2 статьи 19, в связи с допущенными неточностями изложения, осложняющими практику их применения.
В пункте 3 статьи 15 указанного Закона предусмотрено, что владелец лицензии на добычу драгоценных металлов должен осуществлять добычу собственными силами (за исключением отдельных специальных видов работ). При этом не учтено, что лицензия на добычу драгоценных металлов как на вид деятельности, не выдается, а добыча драгоценных металлов осуществляется владельцем лицензии на право пользования участком недр.
В связи с допущенными неточностями оказалось, что нельзя применить настоящий закон, чтобы предотвратить всякого рода спекуляции за счет перераспределения прав (лицензий) на пользование участками недр и произвести изъятие этих лицензий. Эти отношения должны регулироваться другим федеральным законом "О лицензировании пользования недрами", который готовится ко второму чтению.
В настоящее время в золотодобывающей отрасли России, в особенности в россыпной золотодобыче, объективно сложились многообразные и устойчивые хозяйственные связи, при которых предприятие - владелец лицензий на право пользования участками недр, помимо ведения добычных работ собственными силами, одновременно осуществляет добычу с участием других юридических лиц, а также, выступает таким же юридическим лицом по отношению к другому предприятию-недропользователю. Круг форм таких хозяйственных связей весьма широк: договоры подряда или договоры о совместной деятельности со сторонними предприятиями, то же с дочерними (с долей участия до 100%) предприятиями и т.д. В таких формах в Российской Федерации добывается порядка 40% драгоценных металлов.
Действие норм, изложенных в пункте 3 статьи 15, относит все эти драгоценные металлы в разряд незаконно добытых, а полученные в результате осуществления незаконной добычи доходы обращаются в доход государства (пункт 2 статьи 30).
Принятие законопроекта позволит сохранить сложившиеся хозяйственные связи, будет способствовать поддержанию объемов добычи драгоценных металлов и, соответственно, объемов налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, поможет снять в ряде золотодобывающих регионов остроту проблемы занятости населения. Принятие законопроекта позволит также золотодобывающим предприятиям в ряде случаев выполнить свои долговые обязательства перед Минфином (Госхраном) России и другими кредиторами, включая коммерческие банки, которые составили в настоящее время около 750 млн.рублей.
Кроме того действие пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" находится в противоречии с другими федеральными законами, регулирующими вопросы пользования недрами. В частности, с Федеральным законом "О недрах", которым владельцу лицензии на право пользования участком недр разрешается использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности (статья 22 указанного закона).
В пункте 8 части 2 статьи 19 содержится необоснованное ограничение на действие лицензий, выданных на вид деятельности в области производства, использования и обращения драгоценных металлов, в случае если владелец лицензии ведет добычу с привлечением другого юридического лица, а право собственности на драгметалл (в полном объеме или на часть добытого) по условиям лицензии принадлежит владельцу лицензии, а не привлеченному на основе договора лицу.
Указанные ограничения не корреспондируются со статьей 20 Федерального закона "О недрах", где привлечение по договору другого юридического лица не является основанием для прекращения действия лицензий на право пользования участками недр.
Многие золотодобывающие предприятия Магаданской, Иркутской областей и других регионов Российской Федерации обратились в Государственную Думу в связи с возникшими перед началом промывочного сезона проблемам из-за различного толкования указанных пунктов Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Принятие представленного законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и изменений действующего законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
Реализация предлагаемого законопроекта материальных затрат не потребует.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
В связи с принятием данного законопроекта внесение изменений в действующее законодательство не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.