Письмо Президента РФ от 31 июля 1998 г. N Пр-1079
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю направленный Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции", принятый Государственной Думой 15 июля 1998 г. и одобренный Советом Федерации 17 июля 1998 г.
Отдельные положения Федерального закона не имеют достаточно продуманной концепции правового регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При определении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в ряде статей Федерального закона не учтен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, закрепленный статьей 10 Конституции Российской Федерации. Так, в статьях 5 и 6 Федерального закона не определено, какие конкретно органы государственной власти обладают теми или иными полномочиями в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Это может привести к тому, что соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации будут наделены не свойственными им функциями.
В Федеральном законе содержатся многочисленные нарушения гражданского законодательства Российской Федерации.
При введении в статьи 5, 6, 15 и 19 Федерального закона положений об аккредитации организаций, имеющих лицензии на куплю-продажу и хранение алкогольной и спиртосодержащей продукции, не принято во внимание, что указанные нормы приведут к дополнительному ограничению правоспособности указанных юридических лиц. Не учтены при этом нормы статьи 8 Конституции Российской Федерации и статей 1 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым принцип свободы экономической деятельности организаций обеспечивается возможностью заниматься определенными видами деятельности на основании лицензий и без дополнительных ограничений, которые могут вводиться в случае необходимости в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны, безопасности государства и в других случаях.
Учитывая, что согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральным законом определяется перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься на основании лицензий, а не порядок их выдачи, представляется целесообразным возложить функции по определению этого порядка на Правительство Российской Федерации.
При введении в статьях 8 и 26 Федерального закона ограничений на сдачу организациями в аренду основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции и на заключение договоров мены, если обмениваемым товаром является этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, не достигаются цели, ради которых эти нормы вводятся, и при этом также нарушаются положения статьи 8 Конституции Российской Федерации и статей 1 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающих свободу договора, как основу экономической деятельности юридических лиц.
В Федеральном законе имеются также противоречия налоговому законодательству Российской Федерации. Так, в нарушение статьи 23 Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", допускающей внесение изменений в налоговую систему только налоговым законодательством Российской Федерации, в статье 8 Федерального закона предусмотрен сбор за регистрацию основного технологического оборудования.
Помимо указанных в Федеральном законе имеются и другие несоответствия законодательным актам Российской Федерации, допускается тавтология норм законодательных актов, а также содержится ряд норм декларативного характера.
С учетом изложенного направляю проект отдельных статей Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" в редакции, учитывающей указанные замечания и предложения, для принятия Федерального закона в редакции Президента Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Б.Ельцин
Предложения к Федеральному закону
"О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"
1. Статьи 5 и 6 изложить в следующей редакции:
"Статья 5. Полномочия Правительства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Правительство Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обеспечивает:
регулирование цен на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (установление минимальных цен на отдельные виды спиртных напитков);
регулирование экспорта и импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
определение порядка квотирования и установление квот на использование этилового спирта, необходимого для удовлетворения потребностей в нем экономики Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
организация государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства Российской Федерации, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на осуществление соответствующих видов деятельности, определенных настоящим Федеральным законом;
введение обязательной маркировки марками акцизного сбора или специальными марками производимой и реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции;
осуществление деятельности по разработке государственных стандартов и технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
определение порядка выдачи лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
формирование и веление сводного государственного реестра лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции;
организацию и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
установление порядка представления деклараций об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
установление порядка государственной регистрации и сертификации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
установление порядка государственной регистрации и сертификации основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции;
разработку и реализацию федеральных целевых программ по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также принятие мер, направленных на устранение недобросовестной конкуренции, охрану окружающей среды.
Правительство Российской Федерации обеспечивает также решение других вопросов, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции обеспечивают:
распределение квот на поставку этилового спирта между организациями исходя из объема утвержденных квот;
ведение государственной регистрации выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции;
определение и осуществление в пределах своих полномочий комплекса мер по упорядочению производства, поставки и розничной купли-продажи алкогольной продукции в целях защиты здоровья и жизни граждан;
осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на осуществление соответствующих видов деятельности, определенных настоящим Федеральным законом;
проведение государственного контроля за качеством, объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
проведение контроля за наличием и функционированием контрольных спиртоизмеряющих приборов, а также счетчиков спиртосодержащих жидкостей, измеряющих концентрацию и объем абсолютного алкоголя в готовой продукции (далее именуются - спиртоизмеряющие приборы)."
2. В статье 8 пункты 4, 6 и 7 исключить.
3. Статью 9 изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Производство и оборот этилового спирта
1. Производство и оборот этилового спирта осуществляются по квотам, выделяемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Использование организациями этилового спирта разрешается в пределах выделенных им квот.
3. Закупка и поставка этилового спирта для федеральных государственных нужд осуществляются исключительно федеральными государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, в которых Российской Федерации принадлежит не менее 51 процента акций (долей), и имеющими оборудование для хранения и отпуска этилового спирта, а также лаборатории контроля его качества.
4. Закупка и поставка этилового спирта для удовлетворения потребностей субъекта Российской Федерации разрешается в пределах квот, выделенных субъекту Российской Федерации.
5. Экспорт и импорт этилового спирта осуществляются исключительно федеральными государственными унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, в которых Российской Федерации принадлежит не менее 51 процента акций (долей), и имеющими соответствующие лицензии."
4. Абзац второй пункта 2 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"Марка акцизного сбора и специальная марка для маркировки алкогольной продукции являются документами строгой отчетности и распределяются исключительно между производителями алкогольной продукции пропорционально объемам производимой для реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации."
Пункт 5 статьи 12 исключить как не имеющий юридического содержания.
5. Статью 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 13. Регулирование ввоза и вывоза алкогольной продукции
1. Вывоз с таможенной территории Российской Федерации или ввоз на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции осуществляются в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации, организациями, имеющими лицензии на экспорт или импорт, хранение и поставку алкогольной продукции.
2. В годовом объеме оборота алкогольной продукции доля импортной алкогольной продукции (за исключением вин, коньяков (бренди) и пива), ввоз которой осуществляется на таможенную территорию Российской Федерации, не должна превышать 10 процентов общего годового объема реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции. При этом доля алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 13 процентов объема готовой продукции должна составлять не менее 60 процентов годового объема ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции.
3. Качество ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции должно быть не ниже качества алкогольной продукции, предусмотренного государственными стандартами, техническими условиями в сфере производства и оборота алкогольной продукции.
4. Порядок регулирования импорта алкогольной продукции и осуществления контроля за качеством ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции устанавливаются Президентом Российской Федерации.
Регулирование импорта алкогольной продукции, установление квот на импорт алкогольной продукции и порядок их конкурсного распределения, а также организация контроля за качеством ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации алкогольной продукции обеспечивается Правительством Российской Федерации."
6. Статью 15 исключить.
7. Пункт 1 статьи 17 изложить в следующей редакции:
"1. Реклама алкогольной продукции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе."
8. В статье 18:
абзац девятый пункта 1 исключить;
пункт 9 исключить;
пункт 10 считать пунктом 9 и изложить в следующей редакции:
"9. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона."
9. В статье 25:
абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1. Уполномоченными в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти производится арест этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в случае, если они реализуются:";
в пункте 2 слово "изъятие" заменить словом "арест";
пункт 3 изложить в редакции:
"3. Хранение арестованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции до решения в установленном законодательством Российской Федерации вопроса о судьбе арестованного имущества осуществляется в местах, определенных решением органов, которыми произведен арест."
10. Абзац двенадцатый пункта 1 статьи 26 исключить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 31 июля 1998 г. N Пр-1079
Текст письма официально опубликован не был