Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А, Петровой А.В.
с участием прокурора
Андреевой Н.А.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 августа 2019 года апелляционную жалобу Щелокова Л. Ю. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2019 года по административному делу N 2а-6120/2019 по административному исковому заявлению Щелокова Л. Ю. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования муниципальный округ N 54 об отмене решений.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, выслушав объяснения представителей административного истца, заинтересованного лица Бабаева И.В, заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Щелоков Л.Ю. обратился в Невский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просил признать незаконными и отменить решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования муниципальный округ N... (далее по тексту также - ИКМО N... ; избирательная комиссия):
- от "дата" N... 37 "О регистрации ШепЕ. Е. А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга N... шестого созыва по многомандатному избирательному округу N... ";
- от "дата" N... 36 "О регистрации Быстрова А. И. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга N... шестого созыва по многомандатному избирательному округу N... ";
- от "дата" N... 38 "О регистрации Бабаева И. В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга N... шестого созыва по многомандатному избирательному округу N... ".
В обоснование заявленных требований Щелоков Л.Ю. указал, что является зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N... шестого созыва по избирательному округу N... По данному избирательному округу кандидатами в депутаты зарегистрированы Бабаев И.В, Быстров А.И, ШепЕ. Е.А... По мнению административного истца, регистрация данных лиц осуществлена незаконно, поскольку представленный Бабаевым И.В. протокол сбора подписей не содержит подписи и даты ее проставления кандидатом; представленные кандидатом подписные листы не пронумерованы и не заверены кандидатом. Быстровым А.И. не представлены заверенные кандидатом копии паспорта, документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об образовании; протокол об итогах сбора подписей не подписан кандидатом. Представленный ШепЕ. Е.А. протокол об итогах сбора подписей избирателей не подписан кандидатом; первый финансовый отчет этого кандидата заполнен неверно, в отчет включены сведения по состоянию на дату, которая более чем на четыре дня предшествует дате сдачи отчета.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда в части отказа в удовлетворении административного иска об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты Бабаева И.В, полагая решение в этой части постановленным при неправильном применении норм материального права.
Представитель административного ответчика, заинтересованные лица Быстров А.И, ШепЕ. Е.А. о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки в судебное заседание не представили. При таких обстоятельствах судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав представителей административного истца Щелокова Л.Ю, заинтересованного лица Бабаева И.В, заслушав заключение прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно подпунктам "в", "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата являются:
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции таких оснований не установил, допущенные при оформлении необходимых для регистрации документов заинтересованными лицами нарушения счел не существенными.
Представители административного истца до начала рассмотрения дела по существу в суде апелляционной инстанции заявили ходатайство об отказе от административного иска в части требований о признании незаконными решений от "дата" N... 37 "О регистрации ШепЕ. Е. А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга N... шестого созыва по многомандатному избирательному округу N... " и от "дата" N... 36 "О регистрации Быстрова А. И. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга N... шестого созыва по многомандатному избирательному округу N... ", просили его принять, производство по административному делу в части данных требований прекратить; представили письменное заявление представителя Ш. И.Н. об отказе от административного иска в данной части.
В силу ч.2 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит данному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5 ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части (ч. 3 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд прекращает производство по административному делу, в случае если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
В силу ч. 1 ст. 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Согласно положениям ч. 2 ст. 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
Последствия отказа от административного иска, предусмотренные статьей 195, 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представителям административного истца разъяснены и понятны.
Принимая во внимание то, что отказ от заявленных требований является правом административного истца, данный отказ не противоречит закону, прав и законных интересов иных лиц не нарушает, последствия отказа от заявленных требований представителям административного истца разъяснены и понятны, заявление об отказе от иска подписано представителем административного истца Ш. И.Н, действующим в рамках полномочий, оговоренных в нотариально удостоверенной доверенности, судебная коллегия полагает, что отказ от заявленных требований в соответствующей части подлежит принятию.
При таком положении, в силу правил статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановленное судом решение в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными и отмене решений о регистрации кандидатов в депутаты Быстрова А.И. и ШепЕ. Е.А. подлежит отмене, производство по делу в данной части - прекращению.
В силу положений ч. 1 ст. 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Проверяя законность решения суда в части отказа в удовлетворении требований административного искового заявления о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты представительного органа местного самоуправления Бабаева И.В. судебная коллегия учитывает следующее.
Пунктом 2 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закреплено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Пунктом 1 статьи 35.1 названного Федерального закона установлено, что необходимым условием регистрации кандидата на выборах является поддержка его выдвижения избирателями, наличие которой, в том числе подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 15 статьи 37 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума подсчитывают общее число собранных подписей избирателей, участников референдума и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы, референдум. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.
При этом пунктом 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрена обязанность представить подписные листы в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде.
Пунктом 11 статьи 25 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от "дата" "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" предусмотрено, что после окончания сбора подписей кандидат подсчитывает общее число собранных подписей избирателей и составляет протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования. Протокол подписывается кандидатом.
Подписные листы представляются в окружную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в указанную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде (п.12 указанного закона).
В статье 27 Закона Санкт-Петербурга N... предусмотрено, что для регистрации кандидат не позднее дня, в который истекает период, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, до 18 часов по местному времени представляет в окружную избирательную комиссию также подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования, а также документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов, - в случае, если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей (подпункт "а" пункта 3).
Как следует из материалов дела, в том числе исследованного судом апелляционной инстанции подлинника личного дела кандидата в депутаты Бабаева И.В, "дата" Бабаев И.В. представил в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа N... шестого созыва по пятимандатному избирательному округу N... в порядке самовыдвижения.
Согласно подтверждению о получении документов от "дата" совместно с заявлением Бабаев И.В. представил: копию паспорта, копию документа, подтверждающего сведения об образовании; справку с места работы; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; копию парт.билета.
В целях регистрации в качестве кандидата в депутаты представительного органа "дата" согласно подтверждению о получении документов Бабаевым И.В. в ИКМО N... представлен первый финансовый отчет, "дата" - подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей.
Решением ИКМО N... от "дата" N... 38 Бабаев И.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N... шестого созыва по избирательному округу N...
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что имеющиеся недостатки представленных Бабаевым И.В. в виде неподписания итогового протокола сбора подписей и отсутствия нумерации подписных листов являются несущественными, не влекущими отказ в регистрации.
Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласиться не может.
Исследованный в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции представленный Бабаевым И.В. протокол об итогах сбора подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты, в нарушение пункта 15 статьи 37 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 11 статьи 25 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от "дата" "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга" не подписан кандидатом.
Отсутствие в названном документе подписи кандидата, подтверждающей достоверность и полноту представленных в протоколе об итогах сбора подписей сведений, судебная коллегия оценивает как не представление данного документа, что в силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты.
Довод заинтересованного лица о том, что в представленной ему форме протокола об итогах сбора подписей отсутствует графа "подпись" не может быть признан состоятельным, поскольку данное обстоятельство не освобождает кандидата от обязанности соблюдать требования избирательного законодательства.
Положениями пункта 16 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ и пункта 12 статьи 25 Закона Санкт-Петербурга N 303-46 от "дата" предусмотрена обязанность кандидата представить в избирательную комиссию подписные листы в пронумерованном виде; иное оформление подписного листа не допускается и свидетельствует о нарушении его формы.
Представленные в ИКМО N... Бабаевым И.В. подписные листы не пронумерованы, что свидетельствует о несоблюдении формы подписных листов и в силу пункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от "дата" N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали предусмотренные законом основания для вывода о необоснованности заявленных требований о признании незаконным решения о регистрации кандидатом в депутаты Бабаева И.В. и отказа в удовлетворении требований административного иска в данной части.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований административного иска о признании незаконным решения избирательной комиссии от "дата" N... 38 "О регистрации Бабаева И. В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга N... шестого созыва по многомандатному избирательному округу N... " не может быть признано правильным, поскольку основано на ошибочном толковании норм материального закона, подлежащих применению по данному делу, а потому подлежит отмене в апелляционном порядке, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований административного иска в данной части.
Руководствуясь статьями 304, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Принять отказ представителя Щелокова Леонида Ю. Ш. Ильи Николаевича от административного искового заявления к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 54 в части требований о признании незаконным решения от 12 июля 2019 года N 4.37 "О регистрации ШепЕ. Е. А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга N 54 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 162" и решения от 12 июля 2019 года N 4.36 "О регистрации Быстрова А. И. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга N 54 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 162".
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 25 июля 2019 года отменить.
Прекратить производство по делу в части требований административного иска Щелокова Л. Ю. о признании незаконным решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 54 от 12 июля 2019 года N 4.37 "О регистрации ШепЕ. Е. А. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга N 54 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 162" и решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 54 от 12 июля 2019 года N 4.36 "О регистрации Быстрова А. И. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга N 54 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 162".
Отменить решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ N 54 от 12 июля 2019 года N 4.38 "О регистрации Бабаева И. В. кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга N 54 шестого созыва по многомандатному избирательному округу N 162"
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.