Пояснительная записка
к измененной редакции проекта федерального закона N 98872165-2 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу в Вооруженных Силах Туркменистана"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Туркменистаном по вопросам юрисдикции и взаимной правовой помощи по делам, связанным с гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу в Вооруженных Силах Туркменистана" внесен Президентом Российской Федерации 4 января 1996 года в соответствии с действующим законодательством.
Соглашение подписано Сторонами в г.Москве 18 мая 1995 года.
Соглашение регулирует вопросы разграничения юрисдикции в отношении граждан Российской Федерации, заключившими контракт с Министерством обороны Российской Федерации или Министерством обороны Туркменистана и проходящими военную службу в Вооруженных Силах Туркменистана, и членов их семей. Компетентные органы Сторон оказывают друг другу помощь в предупреждении и расследовании правонарушений.
Настоящее Соглашение было рассмотрено в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы.
В ходе рассмотрения указанного законопроекта и подготовки по нему заключения было отмечено, что Соглашение содержит (статьи 5, 6 и 11) несовместимые с Конституцией Российской Федерацией правовые нормы, предусматривающие применение на территории Туркменистана в отношении военнослужащих - граждан Российской Федерации, заключивших контракт с Министерством обороны Российской Федерации или Министерством обороны Туркменистана и проходящих военную службу в Вооруженных Силах Туркменистана, и членов их семей - граждан Российской Федерации своего законодательства при совершении ими правонарушений, а также передачу юрисдикции в отношении отдельных, лиц и материалов дел. В результате российские граждане лишаются правовых гарантий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Данная ситуация не исключает также и выдачу российских граждан Туркменской Стороне и ее компетентным органам.
Соглашением определено распространение юрисдикции Российской Федерации только в отношении военнослужащих, заключивших контракт с Министерством обороны Российской Федерации и проходящих военную службу в Вооруженных Силах Туркменистана, которые совершили правонарушения против Российской Федерации и ее граждан. В иных случаях, в том числе в отношении членов семей - граждан Российской Федерации и в отношении военнослужащих - граждан Российской Федерации, заключивших контракт с Министерством обороны Туркменистана и проходящих военную службу в Вооруженных Силах Туркменистана распространяется юрисдикция Туркменистана и действуют его компетентные органы. В результате действие статьи 3 Соглашения ограничено.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" настоящее Соглашение после вступления его в силу будет являться составной частью правовой системы Российской Федерации.
Законодательное закрепление подобных норм лишает российских граждан гарантий прав и свобод предусмотренных главой 2 Конституции Российской Федерации, включая статьи 47 и 61, обеспечивающие соответственно право выбора подсудности и запрещении выдачи Гражданина Российской Федерации иностранному государству. Однако в соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Там же в статьях 64 и 135 (часть 1) предписано, что положения главы 2 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Уголовный Кодекс Российской Федерации так же запретительно регламентирует процедуру выдачи. Согласно статьи 13 УК РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
С целью устранения отмеченных антиконституционных норм предлагается новая редакция законопроекта.
Статья 1 законопроекта остается в редакции Президента Российской Федерации.
Статья 2 содержит положения для регулирования отношений между Сторонами при возникновении обстоятельств, затрагивающие конституционные гарантии прав и свобод граждан Российской Федерации.
Частью 1 ст.2 решение вопросов о выдаче, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений регулируемых, статьями 5, 6 и 11 настоящего Соглашения, предлагается осуществлять в соответствии со статьей 80 действующей многосторонней Конвенцией о правовой помощи и правовых, отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной также Российской и Туркменской Сторонами в городе Минске 22 января 1993 года.
Часть 2 ст.2 конкретизирует положение части 2 статьи 61 Конституции Российской Федерации о защите и покровительстве российских граждан, возлагая обязанности на конкретные федеральные ведомства.
Положения части 3 ст.2 отражают правовую норму, необходимую для регулирования вопросов запрета выдачи российских граждан не только на территории Российской Федерации, но и на территории иностранного государства с мест, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и действуют российские законы. Данное положение соответствует расширительному толкованию части 1 статьи 61 Конституции Российской Федерации.
Статья 3 содержит правовые нормы неотвратимости наказания за совершенные российскими гражданами преступления.
В соответствии с частью 1 ст.3 уголовная ответственность осуществляется по законам Российской Федерации.
Часть 2 ст.3 содержит правовые нормы, регламентирующие уголовное преследование граждан Российской Федерации в соответствии с российским законодательством, в том числе и по ходатайству Туркменской Стороны.
Статья 4 определяет порядок вступления в силу настоящего Федерального закона.
В целом измененная редакция данного законопроекта позволяет:
1. Обеспечить вступление в силу подписанного Соглашения, опереться на действующие договоренности о порядке сношений между Сторонами при оказании друг другу правовой помощи в соответствии с российским законодательством, международным правом и на основе действующей Минской конвенции 1993 года, к которой обе Стороны присоединились.
2. Создать правовую основу для должностных лиц при обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации - военнослужащих, других лиц, входящих в состав воинских формирований, и членов их семей.
3. Реализовать принцип неотвратимости наказания за совершенные преступления на основе национального законодательства, что также соответствует международно-правовым нормам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.