Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Маймановой ОА на решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 06 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении Маймановой О.А.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя управляющего Отделением - Национальным банком по Республике Алтай Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации N от 01.07.2019 года (резолютивная часть объявлена 28.06.2019 года) специальное должностное лицо МКК, НКО "Фонд поддержки МСП РА" "данные изъяты" Майманова О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 06 августа 2019 года постановление заместителя управляющего Отделением - Национальным банком по Республике Алтай Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 01.07.2019 года о признании "данные изъяты" Маймановой О.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ оставлено без изменения.
Не согласившись с решением судьи, Майманова О.А. обратилась в Верховный Суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что прямого запрета положениями Федерального закона от 07.08.2001 N115-ФЗ "О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Указаниями Банка России N3484-У от 15.12.2014 "О порядке предоставления некредитными финансовыми организациями и уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" о направлении ФЭС единоличным исполнительным органом не содержат. Суд не учел, что Фонд является микропредприятием и директор вправе исполнять функции ответственного сотрудника. Пунктом 2.1 Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций, утвержденных Банком России от 15.12.2014 N 445-П, предусмотрено право руководителя НФО исполнять функции ответственного сотрудника. ФЭС от 02.07.2018, 01.10.2018, 09.01.2019 Росфинмониторингом приняты. Суд не принял императивные нормы п.10 Указания Банка России N 3484-У от 15.12.2014 о том, что в случае несоответствия форматов и структуры ФЭС установленным требованиям, полного или частичного отсутствия в ФЭС сведений, наличие которых предусмотрено установленными форматами формируется квитанция о непринятии ФЭС. Не принято во внимание, что квитанции о непринятии ФЭС от 02.07.2018, 01.10.2018, 09.01.2019 ни Банком России, ни Росфинмониторингом в адрес МКК, НКО "Фонд поддержки МСП РА" не направлялись. Аналогичная проверка в отношении МКК, НКО "Фонд поддержки МСП РА" надзорным органом была проведена в 2017 году. В период проведения проверки действовало то же Указание Банка России N 3484-у от 15.12.2014, соответственно ФЭС содержали аналогичные сведения и показатели.
По результатам проведенной проверки надзорным органом нарушения не выявлены.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Банк России в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций (далее - НФО), в том числе, в части соблюдения ими требований законодательства в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ). Статьей 76.1 Федерального закона N 86-ФЗ к НФО отнесены ломбарды.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Федеральный закон N 115-ФЗ регулирует отношения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.
Микрофинансовые организации отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом (ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 115-ФЗ под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства, в том числе, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган.
Согласно пункту 1.5. Положения Банка России о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 15.12.2014 N 445-П при реализации правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ некредитная финансовая организация должна обеспечить, в том числе, своевременное направление сведений (информации) по вопросам ПОД/ФТ в уполномоченный орган, а также документальное фиксирование сведений (информации) по вопросам ПОД/ФТ.
В соответствии с требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами, должны проводить не реже чем один раз в три месяца проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Порядок представления НФО в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ, установлен Указанием Банка России от 15.12.2014 N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Указание N 3484-У).
Согласно пункту 18 Указания N 3484-У перечень и структура показателей, включаемых НФО в ФЭС, приведены в приложении к Указанию. По результатам контроля Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) каждого ФЭС НФО не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уполномоченным органом ФЭС, получает квитанцию, содержащую подтверждение принятия уполномоченным органом ФЭС (далее - квитанция о принятии ФЭС), или квитанцию, содержащую подтверждение непринятия уполномоченным органом ФЭС (далее - квитанция о непринятии ФЭС), которая размещается в Личном кабинете (пункт 9 Указания Банка России N 3484-У). Квитанция о непринятии ФЭС с указанием причины формируется в случаях неподтверждения подлинности и (или) нарушения целостности ФЭС, несоответствия форматов и структуры ФЭС установленным требованиям, полного или частичного отсутствия в ФЭС сведений, наличие которых предусмотрено установленными форматами (пункт 10 Указания Банка России N 3484-У).
Из материалов дела следует, что в рамках проведения Отделением - НБ Республика Алтай дистанционного надзора за соблюдением МКК, НКО "Фонд поддержки МСП РА" требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлены нарушения пункта 18 Указания Банка России от 15.12.2014 N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Приложения к Указанию Банка России N 3484-У в части порядка заполнения информационных полей ФЭС.
14.06.2019 года ведущим юрисконсультом юридического отдела Отделения - НБ Республика Алтай Кочтыговой И.Г. составлен протокол об административном правонарушении N, с указанием допущенных "данные изъяты" Маймановой О.А. нарушений.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Маймановой О.А. административного правонарушения - неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, факт совершения которого и виновность в совершении указанного административного правонарушения подтверждены материалами дела, протоколом об административном правонарушении от 14.06.2019 года, оспариваемым постановлением, выпиской из ЕГРЮЛ, приказом от 08.04.2016 года, исследованными в судебном заседании доказательствами, оцененными в совокупности с другими материалами дела.
Административные правонарушения по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ посягают на установленный и охраняемый государством порядок в сфере отношений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
Таким образом надзорным органом было установлено ненадлежащее исполнение должностным лицом Микрокредитной компании, некоммерческой организации "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай" "данные изъяты" Маймановой О.А. своих должностных обязанностей, выразившееся в неисполнении требований пункта 18 Указания N 3484-У.
Доводы настоящей жалобы повторяют основания, изложенные в жалобе, поданной в городской суд, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и были обоснованно отклонены по убедительным мотивам, подробно изложенным в судебном решении, доводы жалобы не содержат правовых аргументов, опровергающих вывод должностного лица административного органа и судьи городского суда о совершении должностным лицом Микрокредитной компании, некоммерческой организации "Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай" "данные изъяты" Маймановой О.А. указанного правонарушения и ее виновности, в связи с чем, подлежат отклонению, как несостоятельные.
Обстоятельства, на основании которых судья основал свои выводы, приведенные в решении суда, доказательства и их оценка являются достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности Маймановой О.А. в совершении вмененного административного правонарушения, а потому, не могут служить основанием к отмене постановления должностного лица и решения судьи.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
С учетом изложенных обстоятельств, жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 06 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП в отношении Маймановой ОА оставить без изменения, жалобу Маймановой О.А. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Республики Алтай Б.Е. Антух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.