Пояснительная записка
к измененной редакции проекта федерального закона N 98852165-2 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Грузия о статусе и условиях функционирования Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Грузия"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Грузия о статусе и условиях функционирования Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории Республики Грузия" внесен Президентом Российской Федерации 15 июля 1995 года в соответствии с действующим законодательством.
Соглашение подписано Сторонами в г.Тбилиси 3 февраля 1994 года.
Соглашение создает международно-правовую основу пребывания и жизнедеятельности Пограничных войск Российской Федерации на территории Грузии, способствует объединению усилий Сторон в совместной охране границы с Турецкой Республикой.
Настоящее Соглашение было рассмотрено в комитетах, комиссиях и депутатских объединениях Государственной Думы.
В ходе рассмотрения указанного законопроекта и подготовки по нему заключения было отмечено, что Соглашение содержит (части 1, 3 и 4 статьи 25) несовместимые с Конституцией Российской Федерацией правовые нормы, предполагающих в определенных случаях выдачу российских граждан и передачу юрисдикции по их делам Грузинской Стороне и ее компетентным органам, в том числе по сфабрикованным обвинениям в совершении преступлений.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" настоящее Соглашение после вступления его в силу является составной частью правовой системы Российской Федерации.
Законодательное закрепление подобных норм лишает российских граждан гарантий прав и свобод предусмотренных главой 2 Конституции Российской Федерации, включая статьи 47 и 61, обеспечивающие соответственно право выбора подсудности и запрещении выдачи Гражданина Российской Федерации иностранному государству. Однако в соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Там же в статьях 64 и 135 (часть 1) предписано, что положения главы 2 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Уголовный Кодекс Российской Федерации также запретительно регламентирует процедуру выдачи. Согласно статьи 13 УК РФ граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.
Устранение указанных антиконституционных норм также необходимость правового регулирования отмеченных коллизий, положены в основу вносимых депутатами поправок в проект федерального закона.
Статья 1 законопроекта остается в редакции Президента Российской Федерации.
Статья 2 содержит положения для регулирования отношений между Сторонами при возникновении обстоятельств, затрагивающие конституционные гарантии прав и свобод граждан Российской Федерации.
Частью 1 ст.2 решение вопросов о выдаче, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений, регулируемых частью 1, частью 3 и частью 4 статьи 25 настоящего Соглашения, осуществляются в соответствии со статьей 80 действующей Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной Российской и другими государствами-участниками СНГ (всего 10 государств) за исключением Грузии в городе Минске 22 января 1993 года.
Часть 2 ст.2 конкретизирует положение части 2 статьи 61 Конституции Российской Федерации о защите и покровительстве российских граждан, возлагая обязанности на конкретные федеральные ведомства.
Положения части 3 ст.2 отражают правовую норму, необходимую для регулирования вопросов запрета выдачи российских граждан не только на территории Российской Федерации, но и на территории иностранного государства с мест, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации и где действуют российские законы.
Статья 3 содержит правовые нормы неотвратимости наказания за совершенные российскими гражданами преступления.
В соответствии с частью 1 ст.3 уголовная ответственность осуществляется по законам Российской Федерации.
Часть 2 ст.3 содержит правовые нормы, регламентирующие уголовное преследование граждан Российской Федерации в соответствии с российским законодательством, в том числе и по ходатайству Грузинской Стороны.
Статья 4 определяет порядок вступления в силу настоящего Федерального закона.
В целом измененная редакция данного законопроекта позволяет:
1. Обеспечить вступление в силу подписанного Соглашения, опереться на действующие договоренности о порядке сношений между Сторонами при оказании друг другу правовой помощи в соответствии с российским законодательством, международным правом и на основе действующей многосторонней Минской конвенции 1993 года.
2. Создать правовую основу для должностных лиц при обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации - военнослужащих, других лиц, входящих в состав воинских формирований, и членов их семей.
3. Реализовать принцип неотвратимости наказания за совершенные преступления на основе национального законодательства, что также соответствует международно-правовым нормам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.