Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И,
судей Шакуровой Н.К, Гафиятуллина Ш.Ш,
при секретаре судебного заседания Сахабутдиновой Р.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Шакуровой Н.К. административное дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Республики Татарстан на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 27 мая 2019 года, которым постановлено:
административное исковое заявление Финагентова Александра Борисовича удовлетворить частично.
Признать бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан незаконными.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Татарстан организовать обеспечение Финагентова Александра Борисовича лекарственным препаратом Фиразир и Беринерт по медицинским (жизненным) показаниям в необходимом объеме.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Выслушав представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Стрюкову Т.А. в поддержку апелляционной жалобы, Финагентова А.Б, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив письменные материалы административного дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Финагентов А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании бездействия Министерства здравоохранения Республики Татарстан.
В обоснование требований указал, что ему поставлен диагноз "наследственный ангионевротический отек, 1 типа, с частыми обострениями, эпизодами отека гортани в анамнезе", в связи с чем он включен в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.
Решением врачебной комиссии Государственного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" от 20 марта 2018 года Финагентову А.Б. рекомендована терапия препаратом Икатибант (Фиразир) и Ингибитор С1-эстеразы (Беринерт) в определенной дозировке.
Уточнив в ходе рассмотрения дела заявленные требования, просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Республики Татарстан, выразившееся в необеспечении его лекарственными препаратами, и обязать организовать обеспечение препаратами Икатибант (Фиразир) и Ингибитор С1-эстеразы (Беринерт).
Судом первой инстанции принято решение о частичном удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Республики Татарстан просит об отмене состоявшегося судебного решения, приводя доводы о том, что лекарственные препараты Икатибант (Фиразир) и Ингибитор С1-эстеразы (Беринерт) не входят в льготные перечни для федеральных и региональных льготников. Указывает на то, что Министерством здравоохранения Республики Татарстан предприняты все возможные меры по обеспечению административного истца лекарственными препаратами, в связи с чем утверждения о бездействии органа государственной власти безосновательны.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет право гражданину обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) государственного органа, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что Финагентов А.Б. страдает редким (орфанным) заболеванием - ангионевротический отек 1 типа, поименованным под N 6 в Перечне жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни или инвалидности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012года N 403, включен в региональный сегмент Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями.
Решением врачебной комиссии Государственного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан" от 20 марта 2018 года Финагентову А.Б. рекомендована терапия препаратами Икатибант (Фиразир) и Ингибитор С1-эстеразы (Беринерт) в определенной дозировке.
На обращение Финагентова А.Б. по вопросу обеспечения его лекарственными препаратами Икатибант (Фиразир) и Ингибитор С1-эстеразы (Беринерт) Министерство здравоохранения Республики Татарстан письмом от 16 мая 2018 года сообщило, что он включен в региональный сегмент регистра, вопрос льготного обеспечения запрашиваемыми препаратами будет рассмотрен после выделения дополнительных финансовых средств, что лекарственные препараты Икатибант (Фиразир) и Ингибитор С1-эстеразы (Беринерт) не входят в федеральный и региональный перечни лекарственных препаратов для льготных категорий граждан.
Судебная коллегия полагает, что в рассматриваемом случае Финагентов А.Б. имеет право на бесплатное обеспечение его испрашиваемыми препаратами в силу следующего.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) впервые на законодательном уровне определилпонятие "редкие (орфанные) заболевания" и предусмотрел специальные правила оказания медицинской помощи страдающим ими гражданам.
Статья 44 Федерального закона предусматривает формирование Перечня жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан и их инвалидности, который должен утверждаться Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого требования Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года N403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, в который на настоящий момент включено 24 редких заболевания, в том числе дефект в системе комплемента (N 6).
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Часть 9 статьи 83 Федерального закона предусматривает обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний из этого Перечня за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
Таким образом, Финагентов А.Б, как страдающий орфанным заболеванием, имеет право на обеспечение его уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Министерством здравоохранения Республики Татарстан - лекарственными препаратами Икатибант (Фиразир) и Ингибитор С1-эстеразы (Беринерт).
С учетом вышеприведенных обстоятельств судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных требований и соглашается с решением суда первой инстанции.
Обращение судом решения к немедленному исполнению соответствует положениям статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку необходимость его исполнения обусловлено особыми обстоятельствами, связанными с состоянием здоровья административного истца, а промедление исполнения может привести к невосполнимому ущербу и невозможности исполнения.
Доводы представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Стрюковой Т.А. о том, что судом при вынесении обжалуемого решения неправомерно принят во внимание Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012года N1175н "Об утверждении Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов", подлежат отклонению, поскольку в период вынесения врачебной комиссией решения от 20 марта 2018 года о рекомендации Финагентову А.Б. вышеназванных медицинских препаратов, действовал вышеназванный Приказ N1175н, который утратил силу лишь 14 января 2019года.
Суждение представителя Министерства здравоохранения Республики Татарстан Стрюковой Т.А. о том, что судом на административного ответчика необоснованно возложена обязанность по организации обеспечения Финагентова А.Б. лекарственными препаратами по торговым наименованиям, а не по действующим в них веществам, не опровергает выводов суда первой инстанции, поскольку судебное решение вынесено с учетом рекомендаций, указанных в решении врачебной комиссии, о применении Финагентовым А.Б. лекарственных препаратов конкретных торговых наименований.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения.
Руководствуясь статьями 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 27 мая 2019 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.