Письмо Президента РФ от 26 июля 1998 г. N Пр-1053
Отклоняю принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации и представленный в соответствии со статьей 107 Конституции Российской Федерации Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Федеральный закон "О Российской оборонной спортивно-технической организации" в связи с его несоответствием Конституции Российской Федерации и другим законодательным актам Российской Федерации.
Прежде всего, обращаю внимание на то, что проект федерального закона "О Российской оборонной спортивно-технической организации", принятый Государственной Думой в первом чтении 11 февраля 1998 г., не предусматривал освобождения Российской оборонной спортивно-технической организации (далее именуется - РОСТО) от уплаты налогов и сборов.
Однако в принятом Государственной Думой, одобренном Советом Федерации и направленном Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования Законе содержатся положения об освобождении РОСТО, структурных подразделений и учреждений РОСТО от уплаты земельного налога, а также от уплаты регистрационного сбора, взимаемого при государственной регистрации общественных объединений (статьи 12 и 21). В этом случае в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации требуется заключение Правительства Российской Федерации.
В статьях 1, 2 и 3 Закона предусматривается создание РОСТО как общественно-государственного объединения. Однако в статье 51 Федерального закона "Об общественных объединениях" сказано, что впредь до принятия федерального закона о таких объединениях они создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти. Поскольку федеральный закон об общественно-государственных объединениях отсутствует, в рассматриваемом Законе должны быть решены вопросы, касающиеся создания РОСТО с участием государства, статуса высшего руководящего органа этого объединения и его учредителей. Названные вопросы не нашли отражения в Законе.
В нарушение статьи 19 Федерального закона "Об общественных объединениях", предусматривающей для граждан право быть членами общественных объединений только с 18 лет (кроме молодежных и детских общественных объединений), в статье 5 Закона устанавливается членство в РОСТО для граждан, достигших 14-летнего возраста.
В статье 14 Закона отсутствует норма, предусматривающая обязанность РОСТО ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, что не соответствует требованиям статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях".
В пункте 5 статьи 15 Закона установлено, что для организации подготовки граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям к РОСТО могут прикомандировываться военнослужащие, что противоречит статье 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", содержащей исчерпывающий перечень государственных органов и организаций, к которым военнослужащие могут быть прикомандированы.
Вопросы, регулируемые статьей 19 Закона и относящиеся к деятельности РОСТО в сфере оборота оружия, патронов к нему и боеприпасов, не являются предметом регулирования данного Закона. Регулирование права не приобретение оружия юридическими лицами с особыми уставными задачами осуществляется статьей 12 Федерального закона "Об оружии".
Кроме того, предоставленное работникам подразделений, охраняющих имущество РОСТО, право применять служебное оружие (пункт 2 статьи 19 Закона) означает, что они могут прибегнуть к одному из крайних средств принуждения, существенно затрагивающему основные права и свободы граждан, в связи с чем порядок и основания применения такого оружия должны устанавливаться в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации только федеральным законом, а не постановлением Правительства Российской Федерации, как это предусматривается в указанном пункте.
Некоторые положения Закона противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации.
Так, положение Закона о наделении правами юридического лица руководящего органа РОСТО, структурных подразделений РОСТО и их руководящих органов (абзац второй пункта 1 статьи 4) противоречит статьям 48 и 53 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым юридическим лицом может быть только организация соответствующей организационно-правовой формы, которая приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы.
Кроме того, содержащиеся в Законе положения о предоставлении учреждениям РОСТО права хозяйственного ведения на имущество, которым они владеют, пользуются и распоряжаются в пределах, определенных Гражданским кодексом Российской Федерации для государственных и муниципальных унитарных предприятий (пункт 2 статьи 4), и о предоставлении РОСТО права оперативного управления государственным имуществом на условиях, определяемых гражданским законодательством Российской Федерации для государственных учреждений (пункт 2 статьи 21), противоречат статьям 294 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как РОСТО не является ни государственным либо муниципальным унитарным предприятием, ни учреждением.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 26 июля 1998 г. N Пр-1053
Текст письма официально опубликован не был