Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
Север Российской Федерации является особой природной зоной с неблагоприятными условиями для проживания и ведения хозяйственной деятельности, обуславливающими повышенные расходы на жизнеобеспечение населения и дополнительные затраты на производство продукции, что ложится дополнительным бременем на экономику Севера.
Задача устойчивого развития Севера требует создания экономических условий хозяйственной деятельности, которые обеспечивали бы рентабельное производство в северных регионах. Однако неблагоприятные природно-климатические условия на Севере делают эту задачу невыполнимой без принятия специальных мер, учитывающих специфику производства в этом регионе.
Государство признает необходимость создания таких условий, что нашло отражение в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации". В этом законе в качестве одного из основных принципов осуществления государственной политики на Севере закреплен принцип "государственного протекционизма (поддержки), направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития и обеспечение государственных нужд в производимой в этом регионе продукции".
Между тем в действующем законодательстве не предусмотрено конкретных мер поддержки предприятий, работающих в сложных северных условиях. Более того, действующая система правового регулирования деятельности предприятий на Севере ставит их в заведомо неравные условия в сравнении с другими российскими предприятиями. Это, в первую очередь, связано с реализацией Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Хотя в указанном законе имеется норма, предусматривающая льготы для "северных" предприятий (ст.5), однако данная норма не решает задачи развития экономики Севера, поскольку устанавливает ограниченные и малоэффективные налоговые льготы. Кроме того, указанные льготы предоставляются налоговым законодательством также всем иным предприятиям, а не только расположенным в районах Севера, т.е. их нельзя рассматривать в качестве мер государственной поддержки экономики Севера.
В тоже время, вышеуказанным законом предусмотрен ряд социальных гарантий и льгот для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В соответствии с "Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. N 552, указанные расходы производятся за счет средств предприятий и учитываются в себестоимости произведенной ими продукции. В результате себестоимость продукции предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на суммы этих расходов, что негативным образом сказывается на ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках, а также влияет на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Снижение прибыли влечет уменьшение выплат на социальные цели и возможности капиталовложений предприятий в развитие производства.
Отсутствие реальной протекционистской политики развития Севера является одной из основных причин экономического кризиса в этом регионе. В среднем 62% расположенных здесь предприятий являются убыточными, а в Чукотском АО, например, эта цифра составляет 92%. В таких условиях говорить о подъеме экономики и социальной сферы Севера бессмысленно.
Разработанный проект федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" направлен на совершенствование экономического механизма развития Севера Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено уменьшение налогооблагаемой базы предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при исчислении налога на прибыль на суммы расходов, произведенных предприятиями в связи с предоставлением государственных гарантий и компенсаций. Указанное положение направлено на снижение себестоимости производимой "северными" предприятиями продукции и приведение уровня рентабельности производства на этих предприятиях к среднероссийским показателям.
Принятие Федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" будет способствовать оздоровлению социально-экономической обстановки на Севере России.
Перечень
законодательных актов Российской Федерации, отмены, изменения,
дополнения или принятия которых требует принятие Федерального закона
"О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации
"О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и
проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях" и в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на
прибыль предприятий и организаций".
Принятие Федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не требует отмены, изменения, дополнения или принятия других законодательных актов Российской Федерации.
Расчет*(1) недополученных сумм налога на прибыль федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в случае принятия Федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"*(2)
Суммы прибыли и их распределе- ние между бюджетами разных уровней |
Недополученные суммы прибыли |
||
(в %) | (в млрд.руб.)*(3) | (в млрд. руб.)*(3) |
|
Налогооблагаемая база (прибыль) |
100% | 32395 | |
32395-125*(4)= 32270 |
|||
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий |
65% | 21057*(5) | |
20975 | |||
Налог на прибыль |
35% (ставка налога на прибыль) |
11338 11295 |
43 |
13% (поступа- ет в бюджет РФ) |
4211 4195 |
16 |
|
22% (поступа- ет в бюджеты субъектов РФ) |
7127 4100 |
27 |
____________________
*(1) Расчет сделан на основе данных 1997 года.
*(2) Затенением отмечены расчетные суммы в случае принятия Федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций.
*(3) Приводится в старых ценах (до 1998 г.).
*(4) Сумма расходов по выплате льгот и компенсаций, предусмотренных Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (приводятся по расчету Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона "О внесении изменений, признании утратившими силу и приостановлении действия законодательных актов Российской Федерации, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не предусмотренных в федеральном бюджете на 1998 год).
*(5) Сумма прибыли предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, полученная в 1997 году (приводится по данным доклада Госкомсевера Российской Федерации "О социально-экономическом положении и ходе экономических реформ в северных территориях в 1997 году).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в статью 5
Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 2 Закона
Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
Принятие Федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не повлечет дополнительных финансовых, материальных и иных затрат из федерального бюджета на его реализацию.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в статью
5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 2
Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий
и организаций"
Расчет*(1) недополученных сумм налога на прибыль федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в случае принятия Федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
Суммы прибыли и их распределе- ние между бюджетами разных уровней |
Недополученные суммы прибыли |
||
(в %) | (в млрд.руб.)*(2) | (в млрд. руб.)*(2) |
|
Налогооблагаемая база (прибыль) |
100% | 32395 32395-125*(3)= 32270 |
|
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий |
65% | 21057*(4) 20975 |
_____________________
*(1) Расчет сделан на основе данных 1997 года. Затенением отмечены расчетные суммы в случае принятия Федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
*(2) Приводится в старых ценах (до 1998 г.).
*(3) Сумма расходов по выплате льгот и компенсаций, предусмотренных Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (приводятся по расчету Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона "О внесении изменений, признании утратившими силу и приостановлении действия законодательных актов Российской Федерации, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не предусмотренных в федеральном бюджете на 1998 год).
*(4) Сумма прибыли предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, полученная в 1997 году (приводится по данным доклада Госкомсевера Российской Федерации "О социально-экономическом положении и ходе экономических реформ в северных территориях в 1997 году)
Налог на прибыль |
35 % (ставка налога на прибыль) |
11338 | |
11295 | 43 | ||
13 % (посту- пает в бюджет РФ) |
4211 | ||
4195 | 16 | ||
22 % (посту- пает в бюдже- ты субъектов РФ) |
7127 | ||
4100 | 27 |
Резюме:
В соответствии с вышеуказанным расчетом в случае принятия Федерального закона "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" финансовые потери от недополучения сумм налога на прибыль составят: для федерального бюджета - 16 млрд. рублей и для бюджетов субъектов Российской Федерации - 27 млрд. рублей.
Источниками компенсации данных потерь должно стать увеличение сумм налогов на прибыль предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с расширением их налогооблагаемой базы, вызванной стабилизацией их финансового состояния и повышением рентабельности производимой ими продукции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.