Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98058681-2 "О государственных и муниципальных землях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О государственных и муниципальных землях" подготовлен в соответствии со статьями 72, 76 Конституции Российской Федерации, так как разграничение государственной собственности и вопросы владения, пользования и распоряжения землей относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а правовое регулирование этих вопросов осуществляется федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Законопроект подготовлен во исполнение протокола первого заседания "круглого стола" 26.12.97 и пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.97 N 1045 "О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 11.06.97 N 568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации".
Правительством Российской Федерации проект закона был направлен органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для замечаний и предложений. Поступившие от 78 субъектов Российской Федерации замечания и предложения носили, в основном, редакционный характер и были учтены по мере возможности, кроме тех, которые не соответствовали концепции законопроекта или противоречили законодательству Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации (п.2 ст.9) ввела различные формы собственности на землю (частную, государственную, муниципальную и иные формы) Гражданский кодекс Российской Федерации определил, что государственной собственностью Российской Федерации является имущество, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации (п.1 ст.214). Это потребовало создания правового механизма отнесения земель, не находящихся в частной собственности, к собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Земельное законодательство Российской Федерации вопросы федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на землю в настоящее время не регулирует. В действующем Земельном кодексе РСФСР 1991 года данные нормы (ст.3, 6 - 23) признаны не действующими.
В ряде специальных федеральных законов установлено право собственности Российской Федерации на землю (15 федеральных законов). На основании договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации 12 субъектов Российской Федерации заключили соглашения о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения землей, на основании которых идет процесс разграничения земель на федеральные земли и земли субъектов Российской Федерации. Таким образом введенными в действие нормативными правовыми актами Российской Федерации свыше половины всех земель Российской Федерации уже отнесены к федеральной собственности. Но государство не может реализовать права собственника, так как отсутствует правовой механизм отнесения земель, не находящихся в частной собственности, к объектам права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Законодательство ряда субъектов Российской Федерации содержит нормы, регулирующие разграничение государственной собственности на землю, противоречащие законодательству Российской Федерации (например, Закон Краснодарского края от 01.08.95 N 13-КЗ "Об особом порядке землепользований в Краснодарском крае").
На практике в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях происходит активный процесс стихийного передела государственной собственности на землю путем самостоятельного правового регулирования, определения собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Крупные города и другие муниципальные образования постоянно и настойчиво ставят вопрос о принятии федерального закона "О реализации конституционных прав местного самоуправления на землю". Но такой односторонний подход к проблеме разграничения собственности на землю только усугубит и без того непростую ситуацию.
В условиях правового вакуума резко возрастает потребность в осуществлении Российской Федерацией единой земельной политики по разграничению не находящихся в частной собственности земель, направленной на укрепление федеральной власти, установление особенностей управления государственными и муниципальными землями в целях обеспечения экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Право собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на землю предоставит законную возможность реализации правомочий собственника по распоряжению землями (купля-продажа, аренда земельных участков и т.д.) и обеспечит поступление денежных средств в доходную часть их бюджетов.
Целью законопроекта является разграничение земель, не находящихся в частной собственности, по формам собственности. Подготовленный законопроект состоит из 11 статей и определяет принципы отнесения земель, не находящихся на день вступления в силу настоящего закона в частной собственности к федеральным землям, землям субъектов Российской Федерации, муниципальным землям; перечень объектов права собственности на землю Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; порядок оформления права собственности на землю Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полномочия Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по управлению соответствующими землями; порядок разрешения споров при оформлении права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на землю.
Принятие настоящего Федерального закона не потребует внесения существенных изменений в действующее законодательство Российской Федерации и позволит систематизировать основания для отнесения земли к определенной форме собственности в одном нормативном правовом акте. Однако с принятием закона необходимо будет внести изменения в действующие федеральные законы, затрагивающие вопросы распоряжения землями, и привести их в соответствие с положениями настоящего Федерального закона. Отмены федеральных законов при этом не потребуется.
Иные нормативные правовые акты Российской Федерации будут приведены в соответствие с положениями настоящего закона в соответствии со ст.11.
В тоже время, в развитие настоящего Федерального закона должен быть принят ряд нормативных правовых актов.
Перечень действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих земельных отношений в сфере разграничения государственной собственности на землю и управления землями и перечень законодательных актов Российской Федерации, в которые необходимо внести изменения и дополнения в связи с принятием федерального закона "О государственных и муниципальных землях" прилагаются.
Реализация федерального закона "О государственных и муниципальных землях" предполагает выполнение работ по инвентаризация земель и соответствующих землеустроительных и картографо-геодезических работ, финансирование которых будет осуществляться за счет бюджетов всех уровней (федерального, субъектов Российской Федерации, местных бюджетов).
Затраты на перечисленные работы составят примерно 16850 млн.руб. (из них из федерального бюджета - 6170 млн.руб., из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 10680 млн.руб.).
Данные затраты предусмотрены Федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.96 N 932.
Таким образом реализация закона не потребует дополнительных финансовых затрат.
Реализация федерального закона "О государственных и муниципальных землях" позволит создать правовой механизм отнесения земель, не находящихся на день вступления в силу настоящего закона в частной собственности, к собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, обеспечит реализацию их конституционных прав на землю и рациональное и эффективное использование земли каждым собственником.
Перечень действующих нормативных правовых актов Российской
Федерации, регулирующих земельных отношений в сфере разграничения
государственной собственности на землю и управления землями
NN п/п |
Вид документа | Номер документа и дата принятия |
Название документа |
1 |
Закон Российской Федерации |
3297-1 14.07.92 144-ФЗ 28.11.96 |
О закрытом административно-тер- риториальном образовании (с уче- том дополнений и изменений) |
2 |
Закон Российской Федерации |
2524-1 19.02.93 |
О федеральных органах правитель- ственной связи и информации |
3 |
Закон Российской Федерации |
4730-1 01.04.93 148-ФЗ 29.11.96 |
О государственной границе Рос- сийской Федерации (с учетом из- менений и дополнений) |
4 |
Закон Российской Федерации |
4802-1 15.04.93 |
О статусе столицы |
5 |
Закон Российской Федерации |
5663-1 20.08.93 147-ФЗ 29.11.96 |
О космической деятельности (с учетом изменений и дополнений) |
6 |
Закон Российской Федерации |
79-ФЗ 29.12.94 58-ФЗ 17.03.97 27-ФЗ 12.02.98 |
О государственном материальном резерве (с учетом изменений и дополнений). |
7 |
Закон Российской Федерации |
126-ФЗ 05.08.95 |
О железнодорожных войсках Рос- сийской Федерации |
8 |
Закон Российской Федерации |
26-ФЗ 23.02.95 |
Об особо охраняемых природных территориях |
9 |
Закон Российской Федерации |
ЗЗ-ФЗ 14.03.95 |
О федеральном железнодорожном транспорте |
10 |
Закон Российской Федерации |
153-ФЗ 14.03.95 |
Водный кодекс Российской Федера- ции |
11 |
Закон Российской Федерации |
4.ФЗ 10.01.96 |
О мелиорации земель |
12 |
Закон Российской Федерации |
61-ФЗ 31.01.96 |
Об обороне |
13 |
Закон Российской Федерации |
57-ФЗ 27.05.96 |
О государственной охране |
14 |
Закон Российской Федерации |
22-ФЗ 29.01.97 |
Лесной кодекс Российской Федера- ции |
15 |
Закон Российской Федерации |
27-ФЗ 06.02.97 |
О внутренних войсках Министерс- тва внутренних дел Российской Федерации |
16 |
Закон Российской Федерации |
26-ФЗ 23.02.95 |
О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местнос- тях и курортах |
17 |
Закон Российской Федерации |
27-ФЗ 03.03.95 |
О недрах |
18 |
Закон Российской Федерации |
187-ФЗ 30.11.95 |
О континентальном шельфе Рос- сийской Федерации |
19 |
Закон Российской Федерации |
12-ФЗ 13.01.96 |
Об образовании |
20 |
Закон Российской Федерации |
127-ФЗ 23.08.96 |
О науке и государственной науч- но-технической политике |
21 |
Закон Российской Федерации |
154-ФЗ 28.08.95 |
Об общих принципах организации местного самоуправления в Рос- сийской Федерации |
22 |
Указ Президента Российской Феде- рации |
436 05.05.92 |
Об охране природных ресурсов территориальных вод, континен- тального шельфа и экономических зон Российской Федерации |
23 | Указ Президента Российской Феде- рации |
1974 22.11.93 |
О некоторых вопросах размещения и обслуживания иностранных представительств в г.Москве |
24 |
Указ Президента Российской Феде- рации |
2144 16.12.93 |
О федеральных природных ресурсах |
25 |
Указ Президента Российской Феде- рации |
2284 24.12.93 |
О государственной программе при- ватизации государственных и му- ниципальных предприятий в Рос- сийской Федерации |
26 |
Указ Президента Российской Феде- рации |
1229 14.06.94 |
О курортах федерального значения региона Кавказских Минеральных Вод |
27 |
Указ Президента Российской Феде- рации |
1470 06.07.94 |
О природных ресурсах побережья Черного и Азовского морей |
28 |
Указ Президента Российской Феде- рации |
1535 24.07.94 |
Основные положения государствен- ной программы приватизации госу- дарственных и муниципальных предприятий в Российской Федера- ции после 1 июля 1994 г. |
29 |
Указ Президента Российской Феде- рации |
176 20.02.95 |
Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного нас- ледия федерального (общероссийс- кого) значения |
30 |
Указ Президента Российской Феде- рации |
1066 06.10.97 |
Об утверждении положения о Феде- ральной службе специального строительства России |
31 |
Постановление Верховного Совета Российской Феде- рации |
3020-1 27.12.91 |
О разграничении государственной собственности в Российской Феде- рации на федеральную собствен- ность, государственную собствен- ность республик в составе Рос- сийской Федерации, краев, облас- тей, автономной области, окру- гов, городов Москвы и Санкт-Пе- тербурга и муниципальную собс- твенность |
Перечень законодательных актов Российской Федерации, в которые
необходимо внести изменения и дополнения в связи с принятием
федерального закона "О государственных и муниципальных землях"
NN п/п |
Вид документа | Номер документа и дата принятия |
Название документа |
1 |
Закон Российской Федерации |
25.04.91 | Земельный кодекс РСФСР |
2 |
Закон Российской Федерации |
6.07.1991 г. N 1550 |
О местном самоуправлении в Рос- сийской Федерации |
3 |
Закон Российской Федерации |
5.03.1992 г. N 2449-1 |
О краевом, областном совете на- родных депутатов и краевой, об- ластной администрации |
4 |
Закон Российской Федерации |
14.07.1992 г. N 3297-1 |
О закрытом административно-тер- риториальном образовании |
5 |
Закон Российской Федерации |
от 25.08.1995 г. N 153-ФЗ |
О федеральном железнодорожном транспорте |
6 |
Закон Российской Федерации |
22-ФЗ 29.01.97 |
Лесной кодекс Российской Федера- ции |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.