Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Шаповалова Д.В.,
судей Гордеевой О.В, Тиханской А.В,
при секретаре Цыганковой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гордеевой О.В.
административное дело N2а-149/2019 по апелляционной жалобе представителя административного истца Роскомнадзора по доверенности Соломоненко В.А. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 29 мая 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении административных исковых требований Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к ООО "8 Канал" о признании регистрации средства массовой информации недействительной - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ООО "8 Канал" о признании регистрации средства массовой информации недействительной.
В обоснование требований административный истец указал, что 28.07.2014 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций было выдано свидетельство о регистрации средства массовой информации- телеканал "Восьмой канал" от 28.07.2014 серия Эл N ФС 77-58809, учредителем которого является ООО "8 Канал", статус СМИ является действующим. В соответствии со свидетельством о регистрации, территория распространения телеканала "Восьмой канал"- РФ, зарубежные страны; 29.10.2014 ООО "8 Канал" была выдана лицензия серии ТВ N 25985 на осуществление вещания телеканала "Восьмого канала". По сведениям Единой Информационной Системы Роскомнадзора приказом Роскомнадзора от 31.08.2018 N 171-смк действие лицензии от 29.10.2014 серии ТВ N 25985 на осуществление вещания телеканала "Восьмой канал" прекращено по заявлению ООО "8 Канал". В настоящее время средство массовой информации "Восьмой канал" не включено в иные лицензии на осуществление телевизионного вещания, в связи с чем не может распространяться на территории РФ в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Судом постановлено приведенное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить представитель административного истца, указывая на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных частью 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным исключительно судом в порядке административного судопроизводства по заявлению регистрирующего органа, в частности, в случаях, если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года (пункт 2); если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение трех месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации (пункт 3).
В соответствии со статьей 18 этого Закона учредитель утверждает Устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации главным редактором.
Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в регистрирующий орган не позднее трех месяцев со дня первого выхода в свет данного средства массовой информации (статья 20 указанного Закона).
В самом Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" отсутствует понятие "выход в свет".
Статьей 26 данного Закона установлено, что распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).
Вместе с тем, в статье 1268 ГК РФ закреплены тождественные понятия "опубликование" и "выпуск в свет", под которыми понимается выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" под распространением продукции средства массовой информации понимаются продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15.06.2010 N 16 "О практике применения судами Закона РФ "О средствах массовой информации" при разрешении дел о признании недействительным свидетельства о регистрации средства массовой информации необходимо иметь в виду, что исчерпывающий перечень оснований для этого определен в статье 15 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Указанное в части 5 статьи 8 данного Закона основание (учредитель не приступил к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи свидетельства о регистрации) является частным случаем основания, предусмотренного в пункте 2 части 1 статьи 15 этого Закона (средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более одного года).
Судом установлено, что 28 июля 2014 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций выдано свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации - информационного агентства "Восьмой канал", учредителем которой является ООО "8 Канал".
Статус данного средства информации является действующим.
На основании планового систематического наблюдения в отношении указанного средства массовой информации при осуществлении государственного надзора в сфере средств массовой информации было установлено, что средство массовой информации телеканал "Восьмой канал" было включено в вещательную лицензию от 29.10.2014 серия ТВ N 25985 (держатель лицензии - ООО "8 Канал"); в соответствии с заключением от 07.11.2018 N 407, поступившим из филиала ФГУП "ГРЧЦ" в Центральном федеральном округе, выявлены признаки невыхода в эфир СМИ более одного года, а также отсутствуют экземпляры продукции.
Разрешая заявленные требования и отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходил из того, что административным ответчиком представлены доказательства, подтверждающие факт выпуска на протяжении всего периода времени выхода в эфир; ответчиком представлен Устав редакции, утвержденный в г. Москве, главный редактор дает разрешение на выход передач в эфир в г. Москве, эфирный журнал ведется по месту нахождения редакции в г. Москве; административным истцом при проведении проверки и мониторинга не учтены обстоятельства о распространении СМИ за пределами РФ посредством спутника "Eutelsat HotBird" на основании заключенного в г. Москве договора об оказании телекоммуникационных услуг с ООО "ГлоубКаст Москва", что не противоречит условиям выданного истцом свидетельства о регистрации СМИ, так как территорией распространения является РФ и зарубежные страны.
С выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований административного истца судебная коллегия согласиться не может в связи со следующим.
В соответствии со свидетельством о регистрации телеканала "Восьмой канал" от 28.07.2014 ЭЛ NФС 77-58809 территория распространения указанного средства массовой информации - Российская Федерация, зарубежные страны. Вместе с тем вещание телеканала "Восьмой канал" на территории Российской Федерации не осуществляется.
По смыслу ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" редакцией средства массовой информации является лицо (гражданин, организация, объединение граждан), осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации. Телеканал является одной из форм средства массовой информации. При этом под телеканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.
Закон "О средствах массовой информации" регулирует отношения по производству и выпуску средств массовой информации на территории Российской Федерации. Факт распространения либо не распространения СМИ, зарегистрированного в соответствии с российским законодательством, на территории иностранных государств, не имеет правового значения, поскольку требования Закона "О средствах массовой информации", касающиеся, в том числе, злоупотребления свободой массовой информации, требования, касающиеся организационных основ деятельности СМИ, и т.п, не распространяются на территорию зарубежных государств.
Таким образом, исходя из системного толкования положений Закона "О средствах массовой информации", средство массовой информации, зарегистрированное в соответствии с положениями указанного закона, при его распространении на территории зарубежных стран должно в обязательном порядке распространяться и на территории Российской Федерации.
При этом телерадиовещание относится к лицензируемым видам деятельности. На основании положений части 2 статьи 9, части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьи 31 Закона "О средствах массовой информации" лицензия как специальное разрешение органов публичной власти Российской Федерации на право осуществлять юридическим лицом конкретный вид деятельности выдается на осуществление телевизионного вещания на территории Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие вещания телеканала на территории Российской Федерации является по смыслу Закона "О средствах массовой информации" невыходом средства массовой информации в свет (в эфир).
С учетом изложенного, решение суда, которым эти обстоятельства учтены не были, подлежит отмене в силу положений части 2 статьи 310 КАС РФ.
Судебная коллегия, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, приходит к выводу о наличии оснований для признания свидетельства о регистрации указанного средства массовой информации недействительным.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения о признании недействительной регистрации средства массовой информации телеканала "Восьмой канал" от 28.07.2014 серия Эл NФС 77-58809.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 29 мая 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым признать недействительной регистрацию средства массовой информации телеканала "Восьмой канал" от 28.07.2014 серия Эл NФС 77-58809.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.