Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О соглашениях о разделе продукции"
Досье на проект федерального закона
Статья 1. Внести в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.18) следующие изменения и дополнения:
1. В статье 2:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Условия пользования недрами, установленные в соглашении, не должны противоречить требованиям законодательства Российской Федерации о недрах. Лицензия на пользование недрами, удостоверяющая право пользования участком недр в соответствии с соглашением, выдается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о недрах. Указанная лицензия может быть признана недействительной только в случае признания соглашения недействительным в судебном порядке на основании положений настоящего Федерального закона и положений Закона Российской Федерации "О недрах". Для участия в конкурсе или аукционе на разработку участка недр на условиях соглашения о разделе продукции инвестор должен получить лицензию на выполнение данного вида работ, подтверждающую компетентность инвестора и его способность выполнять работы по разработке такого участка недр.";
абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:
"Проекты указанных федеральных законов, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в указанные федеральные законы вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации субъектами права законодательной инициативы и рассматриваются Государственной Думой при наличии заключения Правительства Российской Федерации и решения законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий участок недр. К заключению Правительства Российской Федерации прилагаются материалы государственной экспертизы.";
пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:
"В перечни участков недр включаются участки недр, в отношении которых имеются обоснования Правительством Российской Федерации целесообразности включения таких участков недр в указанные перечни.
В отношении расположенного на территории традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов участка недр требуется решение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен такой участок недр, принятое с учетом интересов коренных малочисленных народов, а также соответствующих органов местного самоуправления.
В интересах национальной безопасности, в том числе для сохранения независимости обеспечения государственных и иных российских потребителей минеральным сырьем, разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 20 процентов разведанных запасов полезных ископаемых страны и не более 10 процентов таких запасов для стратегических видов полезных ископаемых страны.";
дополнить новыми пунктами 4 и 5 следующего содержания:
"4. Основанием для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, является:
обусловленная объективными факторами убыточность для недропользователя и государства продолжения разработки являющихся градообразующими месторождений полезных ископаемых, если разработка таких месторождений может обеспечить существенный объем добычи полезных ископаемых, а прекращение разработки повлечь за собой негативные социальные последствия;
отсутствие финансовых и технических средств для освоения новых крупных месторождений полезных ископаемых, за счет освоения которых обеспечивается поддержание необходимого для социального развития и экономической безопасности Российской Федерации уровня добычи полезных ископаемых в целом по Российской Федерации, а также для строительства объектов производственной инфраструктуры (в том числе объектов транспортировки полезных ископаемых) в первую очередь на континентальном шельфе Российской Федерации, в удаленных и слабо освоенных районах;
необходимость привлечения специальных высокозатратных технологий разработки трудноизвлекаемых значительных по объему запасов полезных ископаемых, находящихся в сложных горно-геологических условиях и являющихся остаточными для разрабатываемых месторождений, а также необходимость предотвращения потерь топливно-энергетического и минерального сырья в недрах;
необходимость привлечения дополнительных финансовых и технических средств для обеспечения экологической безопасности и охраны недр при разработке расположенных на особо охраняемых природных территориях крупных месторождений полезных ископаемых;
необходимость обеспечения регионов собственным топливно-энергетическим сырьем, создания новых рабочих мест, обеспечения благоприятных социально-экономических условий в дотационных регионах и районах, занятость населения в которых находится на низком уровне;
наличие обязательств Российской Федерации о проведении переговоров об условиях соглашений, а также наличие результатов проведения конкурсов или аукционов по предоставлению участков недр в пользование на условиях раздела продукции.
5. Решения о предоставлении участков недр в пользование на условиях раздела продукции принимаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр, а также с федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за добычу минерального сырья, в случаях, если указанные участки недр включают в себя следующие месторождения полезных ископаемых:
месторождения нефти, извлекаемые запасы которых составляют до 10 миллионов тонн;
месторождения газа, запасы которых составляют до 50 миллиардов кубических метров;
месторождения коренного золота, запасы которых составляют до 10 тонн;
месторождения россыпного золота, запасы которых составляют до 5 тонн.";
пункты 4 и 5 считать соответственно пунктами 6 и 7.
2. В статье 6:
пункт 1 после абзаца первого дополнить абзацами следующего содержания:
"Условиями конкурса или аукциона должно быть предусмотрено участие российских юридических лиц в реализации соглашений в долях, определенных Правительством Российской Федерации и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В отношении участков недр, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, условиями конкурса или аукциона либо бесконкурсного предоставления участков недр должна быть предусмотрена выплата соответствующих компенсаций за нарушение режима традиционного природопользования.
Начальные условия конкурсов или аукционов разрабатываются на основе технико-экономических расчетов, выполненных по поручению государственных органов, ответственных за проведение конкурсов или аукционов.";
второе предложение абзаца второго пункта 1 изложить в следующей редакции:
"Каждое соглашение о разделе продукции при пользовании участком недр федерального значения вступает в действие после принятия такого соглашения отдельным федеральным законом. Каждое соглашение о разделе продукции при пользовании участком недр регионального значения вступает в действие после принятия такого соглашения отдельным законом субъекта Российской Федерации.";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляются комиссией, созданной Правительством Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
В состав указанной комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, в том числе представители федерального органа управления государственным фондом недр и (или) его территориального подразделения, представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, если предоставляемые участки недр расположены на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, в состав указанной комиссии включаются представители федерального органа по социально-экономическому развитию северных территорий Российской Федерации, а также представители соответствующих органов местного самоуправления. В случае необходимости к работе указанной комиссии привлекаются производственные и научные организации, а также эксперты и консультанты.
Финансирование работ, связанных с разработкой условий конкурса или аукциона, составлением технико-экономических обоснований и подготовкой проекта соглашения, осуществляется за счет части средств, полученных от реализации соглашения.".
3. В статье 7:
абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:
"предоставлению российским юридическим лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами;";
пункт 2 после абзаца второго дополнить абзацами следующего содержания:
"привлечению работников - граждан Российской Федерации, количество которых должно составлять не менее чем 80 процентов состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению или при отсутствии рабочих и специалистов - граждан Российской Федерации соответствующих квалификаций;
размещению не менее чем 70 процентов заказов на изготовление оборудования и технических средств, необходимых для геологического изучения, добычи полезных ископаемых, исходя из стоимости таких заказов между российскими юридическими лицами или иностранными юридическими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность на территории Российской Федерации;
приобретению на конкурсной основе новой техники и внедрению прогрессивных технологий для ведения работ по соглашению. При этом российские товары (оборудование и технические средства) в отношении надежности, безопасности, качества и сроков поставок должны быть сопоставимы с аналогичными иностранными товарами.";
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. При выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, инвестор обязан принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, а также обеспечивать выплату соответствующих компенсаций в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности в соответствии с положениями статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществляется инвестором или по поручению инвестора оператором соглашения. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать созданные инвестором для этих целей на территории Российской Федерации филиалы или юридические лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юридические лица, а также иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора соглашения как за свои собственные действия.";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. В целях координации деятельности по выполнению работ по соглашению сторонами должно быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны. Численный состав, права и обязанности управляющего комитета, а также порядок его работы определяется соглашением. Создание управляющего комитета должно предусматривать равное участие представителей федеральных органов исполнительной власти со стороны государства и представителей органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен соответствующий участок недр.".
4. Пункт 6 статьи 13 изложить в следующей редакции:
"6. Инвестор осуществляет обязательные платежи по социальному и медицинскому страхованию своих работников - граждан Российской Федерации, а также платежи в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
5. Дополнить статью 19 пунктом 3 следующего содержания:
"3. Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной год финансовый отчет об итогах работы по реализации каждого из заключенных соглашений.
Указанный финансовый отчет направляется в Счетную палату Российской Федерации и рассматривается Государственной Думой только по представлении Счетной палатой Российской Федерации своего заключения.".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации |
Б.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.