Проект федерального закона
"Об общих принципах организации и деятельности
ассоциаций экономического взаимодействия субъектов
Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава I. Общие положения
Глава II. Создание, реорганизация и ликвидация ассоциаций
Глава III. Организационные основы деятельности ассоциации
Глава IV. Взаимодействие ассоциаций с федеральными
органами государственной власти
Глава V. Взаимоотношения ассоциаций с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
Глава VI. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Настоящий Закон определяет общие принципы, организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации с целью обеспечения правовых, экономических и организационных гарантий, условий и стимулов социально-экономического развития.
Статья 1. Предметы регулирования Федерального закона
1.1. Ассоциация экономического взаимодействия - государственное объединение, создаваемое органами представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации" по территориальному признаку в интересах развития межрегиональной интеграции и координации управления социально-экономическим развитием территорий и субъектов хозяйствования.
1.2. Настоящий Закон регулирует деятельность ассоциаций экономического взаимодействия, их отношения с Федеральными органами государственной власти.
1.3. Действие настоящего Закона распространяется только на межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия, созданные по инициативе высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и на основе Указа Президента Российской Федерации от 11 ноября 1991 года N 194 "Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев и областей в осуществлении экономической реформы".
Статья 2. Принципы деятельности органов ассоциаций
2.1. Деятельность органов ассоциаций строится на основе следующих принципов:
- строгое соблюдение прав и полномочий, делегированных им членами ассоциаций;
- скоординированность совместных действий в создании социально-экономических программ;
- гласность в деятельности органов ассоциаций;
- объединение усилий, возможностей и опыта членов ассоциаций в организации проведении экономической реформы в регионе, создании и внедрении современного механизма хозяйствования и рыночных структур;
- соединение интересов регионов, проживающего на их территории населения с задачами и целями упрочения территориальной целостности и единства Российской Федерации.
2.2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральные органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, являющиеся членами ассоциаций экономического взаимодействия, могут передавать созданным ими ассоциациям осуществление части своих полномочий, если это не противоречит федеральным законам и законам субъектов Российской Федерации, нормативно-правовым актам Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные цели и задачи ассоциаций
3.1. Основными целями деятельности ассоциаций являются:
- формирование необходимых условий для эффективного взаимодействия субъектов Федерации в вопросах социально-экономического развития территорий Российской Федерации на основе объединения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов;
- развитие возможностей территориальных образований по скоординированному использованию их экономических потенциалов;
- отработка и практическая реализация принципов экономического пространства в рамках Российской Федерации;
- стабилизация экономического положения и социальная защита населения, проживающего в зоне деятельности ассоциаций;
- активизация и поддержка предпринимательской деятельности;
- отработка и совершенствование методов управления народным хозяйством в условиях децентрализованной экономики и рыночных отношений;
- достижение устойчивого состояния в развитии экономики территорий в новых условиях хозяйствования и создание базы для повышения уровня жизни населения регионов;
- соединение интересов регионов с целями и задачами упрочения целостности и единства Российской Федерации.
3.2. К основным задачам ассоциаций относятся.
- осуществление координации совместной деятельности территорий по организационному, экономическому, научно-техническому и социальному развитию регионов;
- разработка и реализация совместных программ и проектов, в том числе федерального значения;
- оптимальное размещение производительных сил;
- развитие производственной и социальной инфраструктуры, коммуникаций;
- содействие заключению взаимовыгодных экономических соглашений между регионами;
- подготовка предложений по реализации государственной валютной политики в регионах, внешнеэкономической деятельности, региональных программ и проектов с участием иностранного капитала;
- изучение рынка труда в регионах с целью подготовки и координации совместных мер по обеспечению максимально возможной занятости населения, по повышению квалификации и переподготовки кадров;
- регулирование миграционных процессов;
- создание комплексных информационных структур и формирование банка данных, необходимых для принятия оптимальных управленческих решений на региональном и межрегиональном уровнях;
- координация деятельности по разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы региона.
Глава II. Создание, реорганизация и ликвидация ассоциаций
Статья 4. Создание ассоциаций
4.1. Ассоциации создаются на основе учредительных договоров, подписываемых главами заинтересованных субъектов Российской Федерации.
4.2. Деятельность ассоциации осуществляется в соответствии с принципами формирования и функционирования единого экономического и правового пространства Российской Федерации.
4.3. В своей деятельности ассоциации руководствуются Конституцией Российской Федерации, законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, входящих в ассоциацию.
Статья 5. Устав ассоциации, регистрация
5.1. Взаимоотношения субъектов РФ, образовавших ассоциацию, определяются учредительным договором и Уставом.
5.2. Устав ассоциации должен предусматривать:
- Название и цели ассоциации;
- Структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы;
- Условия и порядок членства, права и обязанности членов ассоциации;
- Компетенцию и порядок формирования руководящих органов ассоциации, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа ассоциации;
- Порядок внесения изменений и дополнений в Устав ассоциации;
- Источники формирования денежных средств и иного имущества ассоциации, права по управлению имуществом;
- Порядок реорганизации и ликвидации ассоциации.
5.3. В Уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности ассоциации, не противоречащие законам Российской Федерации.
5.4. Устав ассоциации утверждается учредительным договором.
Статья 6. Реорганизация ассоциаций
6.1. Реорганизация ассоциаций осуществляется по решению высшего органа ассоциации. Государственная регистрация вновь образованного объединения осуществляется в установленном порядке в Министерстве юстиции Российской Федерации.
Статья 7. Ликвидация ассоциаций
7.1. Деятельность ассоциации прекращается при принятии решения собранием учредителей, а также в случаях, предусмотренных законодательством.
7.2. Имущество, оставшееся в результате ликвидации ассоциации направляется на цели, предусмотренные Уставом ассоциации.
Глава III. Организационные основы деятельности ассоциации
Статья 8. Правовой статус ассоциации
8.1. Ассоциация экономического взаимодействия - объединение субъектов Российской Федерации на основе учредительного договора, подписанного главами соответствующих субъектов РФ.
Деятельность ассоциации базируется на Конституции Российской Федерации, Федеративном договоре, законодательных актах Российской Федерации и субъектов Федерации.
8.2. Исполнительные органы Ассоциаций обладают правом юридического лица, имеют самостоятельный баланс и соответствующие счета в кредитных учреждениях, печать с изображением государственного герба Российской Федерации.
8.3. На должностных лиц, работающих в органах ассоциаций на постоянной основе распространяется действие законодательства по вопросам государственной службы.
Статья 9. Высший орган управления
9.1. Высший орган управления ассоциацией - Совет ассоциации - состоит из глав исполнительной и законодательной ветвей государственной власти субъектов РФ, образующих ассоциацию.
9.2. Совет ассоциации вырабатывает стратегию и тактику деятельности ассоциации, утверждает ее программные и итоговые документы, избирает координатора Совета, принимает решение о создании постоянно-действующего исполнительного органа, назначает его руководителя.
Статья 10. Исполнительный орган ассоциации
10.1. Порядок деятельности, структура и оплата труда работников исполнительного органа регулируются Уставом и Положением об этом органе.
Статья 11. Другие органы ассоциации
11.1. С целью организации обеспечения деятельности ассоциаций, их исполнительных органов, а также выработки единой политики по социальным и экономическим вопросам создаются соответствующие Координационные комиссии по направлениям деятельности.
Порядок их формирования и работы определяется специальным положением, утверждаемым Советом ассоциации.
Статья 12. Имущество ассоциации
13.1. Имущество ассоциации состоит из основных и оборотных средств, приобретенных ею на собственные средства, источниками которых являются денежные и материальные взносы членов ассоциации, кредиты банков, другие установленные Законом источники.
Статья 13. Экономические и финансовые основы деятельности ассоциации
13.1. Средства ассоциаций складываются за счет ежегодных отчислений из бюджетов субъектов Российской Федерации - членов ассоциаций, а также других внебюджетных источников.
13.2. Процент отчисления и сроки платежей определяются Советом ассоциации.
Глава IV. Взаимодействие ассоциаций с федеральными
органами государственной власти
Статья 14. Права ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации по реализации своих полномочий
14.1. Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с государственными органами власти Российской Федерации имеют право в лице своих представителей:
- принимать участие в работе правительственных комиссий или комиссий и комитетов Федерального Собрания Российской Федерации в части разработки проектов развития территорий и их реализации, а также по вопросам общефедерального значения;
- разрабатывать региональные разделы программ развития территорий при формировании федеральной программы развития, Федерального бюджета и др.,
- выступать в качестве экспертов законопроектов, разрабатываемых в комитетах и комиссиях Федерального Собрания Российской Федерации или в Правительстве Российской Федерации, относящихся к сфере ведения ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации;
- выступать в качестве исполнителя или координатора в реализации общефедеральных программ в соответствии с интересами и финансовыми, материально-техническими возможностями территорий;
- представлять интересы соответствующего региона России в Правительстве Российской Федерации, Федеральном Собрании Российской Федерации, а также в организациях Межгосударственного Экономического Комитета стран Содружества Независимых Государств.
14.2. Для осуществления взаимодействия с Федеральными органами государственной власти при Президенте Российской Федерации создается Совет в составе координаторов советов ассоциаций экономического взаимодействия, представителей Совета Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Правительства РФ.
Статья 15. Федеральные органы исполнительной власти и их взаимоотношения с Ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации
15.1. Федеральные органы исполнительной власти обязаны рассматривать проекты программ развития территорий, представляемые ассоциациями, а также рассматривать предложения об источниках их финансирования и материально-технического обеспечения.
Федеральные органы государственной власти и управления обязаны рассматривать вопросы включения отдельных региональных программ в случае положительной их экспертной оценки в общефедеральные программы.
15.2. Федеральные финансовые органы, промышленно-финансовые группы, федеральные фонды развития и поддержки регионов России содействуют ассоциациям экономического взаимодействия в получении ими льготных кредитов, привлечению капиталов и материально-технических ресурсов, содействовать их активному участию во внешнеэкономической деятельности.
Статья 16. Гарантии прав Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации
16.1. Настоящий Федеральный закон обеспечивает соответствующие права, полномочия и ответственность ассоциаций экономического взаимодействия во взаимоотношениях со всеми субъектами Федерации, федеральными органами государственной власти и управления, а также с международными экономическими организациями.
16.2. Исполнительный орган Ассоциации от своего имени заключает соглашения, договоры, контракты, приобретает имущественные и неимущественные права и несет соответствующие обязанности, является истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде.
16.3. Ассоциация имеет право вкладывать имеющиеся у нее собственные и привлеченные средства в производственно-хозяйственную деятельность, создавать резервный и другие специальные фонды.
16.4. Ассоциация участвует во внешнеэкономической деятельности от своего имени или по поручению других заинтересованных в развитии ассоциации предприятий, объединений и организаций.
16.5. Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации имеют право обращаться в Верховный Суд Российской Федерации, в другие административно-контрольные органы для защиты своих прав и полномочий в интересах отдельных территорий субъектов Российской Федерации или всего экономического региона.
Статья 17. О взаимной ответственности федеральных органов государственной власти и управления и руководящих органов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации
17.1. Федеральные органы государственной власти и управления, а также должностные лица государственной службы несут ответственность за исполнение принятых решений в части сотрудничества с руководящими органами Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации в вопросах реализации федеральных и региональных программ социально-экономического, экологического и этнокультурного развития территорий, а также решений, принятых на совместных заседаниях.
17.2. Руководящие органы Ассоциаций экономического взаимодействия ответственны перед субъектами Российской Федерации и федеральными органами государственной власти и управления за реализацию решений, принимаемых на Советах ассоциаций.
Глава V. Взаимоотношения ассоциаций с органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
Статья 18.
18.1. Руководство ассоциаций от имени их членов полномочно представлять их интересы в государственных и иных органах управления в пределах делегированных ему полномочий.
18.2. Вид деятельности, долевое участие и право пользования конечным результатом в рамках ассоциации устанавливаются учредительным договором, который также определяет порядок и процедуру принятия решения по всем вопросам работы ассоциации.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 19. О сроках вступления в силу настоящего Закона
19.1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
19.2. Ранее действующие законодательные акты, регулирующие нормы организации и деятельности Ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации утрачивают силу через 6 месяцев после вступления в силу настоящего закона и до того момента действуют в части, не противоречащей ему.
19.3. Ассоциации экономического взаимодействия в течение 6 месяцев после вступления в силу настоящего закона приводят свои документы в соответствие с ним.
Статья 20. О соответствии правовых норм настоящему Федеральному закону
20.1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.