Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации"
Одной из первоочередных задач, связанных со становлением реального российского федерализма является формирование и реализация новой региональной политики. Во многом она определяется реальным статусом субъектов Федерации, нарастающим разрывом между регионами в уровнях социально-экономического развития, располагаемом ими ресурсном и финансово-бюджетном потенциале, других факторов. Решение этих непростых задач не в последнюю очередь лежит в плоскости регионального и межрегионального сотрудничества.
Важнейшим направлением создания стратегической и концептуальной базы проводимых в России преобразований, стабилизации ее народнохозяйственного комплекса является межрегиональная экономическая интеграция. В этой ситуации организационные структуры, созданные на межрегиональном уровне, призваны выполнять не только объединительные (интегративные) функции, но и должны способствовать становлению и развитию реальной самостоятельности регионов Российской Федерации.
Решение данных задач послужило причиной формирования еще с 1990 г. межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. На первом этапе, в условиях разрушения традиционных народнохозяйственных связей, это была попытка органов власти субъектов Федерации защитить свои социально-экономические интересы от посягательств федерального центра. Децентрализация привела к тому, что федеральный центр перестал во многом осуществлять властные и координационные функции. Субъекты Российской Федерации начали искать пути сотрудничества в решении спорных ситуации и восстановлении экономических и культурных связей. Формирование новых форм межрегиональной кооперации позволили субъектам Российской Федерации осуществлять программы непосильные отдельным субъектам в финансовом и ресурсном отношении, устанавливать равноправные договорные отношения между национально-государственным, административно-территориальными и автономными образованиями, входящими в состав России.
Осенью 1990 года в Кемерово руководители Восточно-Сибирского региона договорились создать Межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение", призванную заниматься социально-экономическими проблемами Сибири. Сибирский опыт почти сразу же был воспринят и распространен на территорию всей Федерации.
К настоящему времени созданы: Ассоциация экономического взаимодействия территорий Северо-Запада Российской Федерации ("Северо-Запад"); межрегиональная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Федерации Центральной России ("Центральная Россия"); Ассоциация экономического взаимодействия областей Центрально-Черноземного региона Российской Федерации ("Черноземье"); Ассоциация "Большая Волга" по экономическому взаимодействию республик и областей Поволжского региона Российской Федерации; Ассоциация социально-экономического сотрудничества республик, краев и областей Северного Кавказа ("Северный Кавказ"); Ассоциация экономического взаимодействия областей и республик Уральского региона ("Большой Урал"); Межрайонная Ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и Забайкалья.
Межрегиональные ассоциации - это рожденная самой жизнью форма самоорганизации российских территорий. К настоящему времени основные начала их организации и деятельности закреплены в Указе Президента РФ от 11 ноября 1991 года "Об обеспечении условий по повышению роли и взаимодействия республик в составе РСФСР, автономных образований, краев, областей в осуществлении радикальной экономической реформы" и Постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 16 сентября 1993 г. "О некоторых вопросах организации и деятельности добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Федерации и органов местного самоуправления".
Основными направлениями деятельности межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия стали:
- стабилизация экономического положения и социальная защита населения;
- совершенствование государственной региональной политики, развитие различных форм национально-культурной автономии;
- разработка проектов законодательных актов по вопросам экономического развития территорий.
В настоящее время Ассоциации помогают сконцентрировать в рамках межрегиональных связей финансовые, материально-технические и технологические ресурсы для обеспечения региональных рынков необходимыми товарами, а также сохранить рабочие места, снизить уровень неплатежеспособности и снять социальное напряжение в регионах. Разрабатываемые ими межрегиональные программы способствуют решению следующих вопросов:
- рационального размещения производительных сил и развитию оптимальной специализации регионов;
- формированию региональных и межрегиональных финансово-инвестиционных институтов;
- осуществлению согласованной внешнеэкономической деятельности на федеральном и региональном уровне;
- развитию межрегиональной производственной инфраструктуры;
- социальной защиты населения;
- защиты национальных и экологических интересов населения;
- сохранению самобытного жизненного уклада народов, их культуры.
Совместно с федеральными органами исполнительной и законодательной власти, соответствующими структурами субъектов Российской Федерации ассоциации экономического взаимодействия принимают участие в решении таких задач, как:
- осуществление политической и экономической реформ;
- разработка механизмов экономической и политической интеграции регионов России в условиях федерализма;
- разработка мер по соблюдению баланса федеральных и региональных интересов при формировании реальных механизмов бюджетного федерализма;
- создание законодательной базы для реализации экономической политики и межрегионального сотрудничества.
Необходимость принятия федерального закона о статусе межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия обусловлена, в первую очередь, необходимостью становлению и развитию в Российской Федерации реального федерализма, диалектически соединяющего интересы федерального центра и российских регионов, учета их самостоятельности в решении задач в соответствии с делегированными им Конституцией Российской Федерации полномочиями. И, во-вторых, данный закон призван закрепить правовой статус де-факто существующих на практике социальных институтов - межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации.
Структура и содержание законопроекта.
В первой главе раскрываются общие положения, принципы деятельности, основные цели и задачи ассоциаций.
Вторая глава посвящена созданию, реорганизации и ликвидации ассоциаций.
В главе третьей освещаются организационные вопросы деятельности ассоциаций.
Главы четвертая и пятая посвящены взаимодействию ассоциаций с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В главе шестой изложены заключительные положения закона.
Вопросы, касающиеся ассигнований для реализации положений, содержащихся в законопроекте "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации", могут решаться в соответствии с действующим законодательством при ежегодном утверждении бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.