Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98048131-2 "О двойных и простых складских свидетельствах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О двойных и простых складских свидетельствах" призван регулировать весь спектр отношений, возникающих в связи с выдачей, обращением на рынке ценных бумаг и погашением простых складских свидетельств, двойных складских свидетельств и их частей - складского и залогового свидетельств, а также деятельность товарных складов, уполномоченных выдавать свидетельства, связанная с выдачей и погашением свидетельств.
Вступивший с 1 марта 1996 года в действие Гражданский Кодекс (часть вторая) в главе 47 "Хранение", содержит базовые правовые нормы, характеризующие простое и двойное складское свидетельства. В соответствии со статьей 912 кодекса, они являются видом складских документов и, в то же время, ценными бумагами.
В Гражданском Кодексе указаны обязательные реквизиты простого и двойного складского свидетельства (варранта) (ст.913, 917), а также некоторые особенности, возникающие при обращении варрантов (ст.914-916).
Однако нормы Гражданского кодекса требуют существенных дополнений и конкретизации. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ, хотя и регламентирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также определяет полномочия Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг, регулирует процедуру выпуска и обращения исключительно эмиссионных ценных бумаг (акций, облигаций) и не содержит норм, напрямую относящихся к товарораспорядительным документам, являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации ценными бумагами. Именно в силу данного законодательного пробела, всеобщее распространение получила практика выпуска векселей и иных суррогатов.
Настоящий закон призван заполнить возникший законодательный пробел.
Программа по созданию рынка складских свидетельств может стать центральным пунктом общеэкономической программы по борьбе с неплатежами. По материалам Межведомственной балансовой комиссией ФСДН РФ на конец 1997 года: общая сумма неплатежей в народном хозяйстве составляет 760 млрд. деноминированных рублей, в денежной форме в бюджет поступает лишь 8% от суммы начисленных налогов (обобщенные данные по 210 предприятиям крупнейшим налогонеплательщикам), в Пенсионный фонд - 50% начислений, денежная компонента в составе валовой выручки предприятий составляет около 27%.
Некоторая часть, нереализованных товарных запасов предприятий (по данным Минэкономики их общий размер на конец 1997 года приближается в 300 млрд. деноминированных рублей) должна быть переоформлена в простые и двойные складские свидетельства, которые затем могут передаваться поставщикам в счет погашения кредиторской задолженности либо выставляться на продажу и обращаться на организованном рынке ценных бумаг. Таким образом цель создания нового финансового инструмента будет в данной программе иметь второстепенной значение, подчиненное главной политической задаче по купированию и ликвидации платежного кризиса.
В отличие от получивших всеобщее распространение вексельных форм расчетов, данная ценная бумага не является денежным суррогатом, обеспечена материальными ценностями, находящимися на хранении, и, как следствие, имеет правовое содержание отличное от содержания использующихся сегодня на рынке взамен денег необеспеченных денежных обязательств.
Деятельность по хранению (товарного склада общего пользования) является лицензируемой, а в соответствии с гл.47 ГК выдача складских свидетельств может осуществляться только товарным складов, что позволяет установить контроль за организациями, осуществляющими выдачу складских свидетельств.
В соответствии с предложенной концепцией закона, как и в большинстве развитых стран мира, в России обращение складских свидетельств должно происходить в результате взаимодействия:
- лицензированных хранителей (товарных складов, элеваторов);
- владельцев складских свидетельств;
- банков, страховых компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг, специализирующихся на предоставлении соответствующих услуг перечисленным выше юридическим и физическим лицам;
- государства, в лице регулирующих органов исполнительной власти.
При этом держателями складских свидетельств могут выступать любые юридические и физические лица, к которым эта ценная бумага перешла в результате совершения гражданско-правовых сделок:
- торгово-закупочные компании или профессиональный участники фондового рынка, купившие складские свидетельства для последующей перепродажи;
- перерабатывающие предприятия, купившие складские свидетельства для обеспечения своих нужд;
- банки, получившие складские свидетельства в счет погашения кредита;
- государство, принявшее складские свидетельства в счет уплаты налоговых платежей.
В мировой практике аналогичные финансовые инструменты активно применяются на протяжении последних ста лет. На развитых зерновых рынках мира, например США, успешно работает механизм переуступаемых складских расписок (простых складских свидетельств). Суть этого механизма состоит в том, что зернопроизводитель, поставляя зерно на имеющие государственную лицензию элеваторы, по своему желанию может взамен получить не деньги, а установленного образца складскую расписку, по которой он сохраняет за собой право собственности на сданное зерно и гарантии его сохранности. Взамен владелец элеватора получает гарантии оплаты услуг по хранению зерна либо в денежной, либо в натуральной форме (в виде части сданного на хранение зерна). В дальнейшем переуступаемые складские расписки выступают на рынке зерна в качестве полноценного заменителя реального товара. На развитых рынках мира этот механизм способствует увеличению оборота зерна, уменьшению потерь, связанных с нерациональным хранением зерна, уменьшению затрат на перевозку зерна.
Механизм передачи имущества в залог путем передачи залогового свидетельства может быть применен в процессе урегулирования взаимоотношения государства с предприятиями - неплательщиками налогов. При этом предмет залога легко может быть продан на товарном рынке, путем продажи складского свидетельства.
Закон состоит из трех глав и содержит 27 статей.
Справка о состоянии законодательства в данной сфере правового
регулирования
В настоящий момент некоторые особенности отношений, возникающих в процессе выдачи и обращения складских свидетельств регулируются следующими законодательными актами:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть 2) N 14-ФЗ от 26 января 1996 года.
- Федеральный закон РФ "О рынке ценных бумаг" N 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения
дополнения или принятия которых потребует принятие данного
законопроекта
Рассмотрение и принятие данного законопроекта не потребует отмены, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов.
Финансово-экономическое обоснование
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных материальных и иных затрат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.