Проект федерального закона N 98059899-2
"Об основах государственной молодежной политики
в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава I. Общие положения
Раздел II. Приоритеты государственной молодежной политики
Раздел III. Организационное и финансовое обеспечение мероприятий
государственной молодежной политики в РФ
Раздел IV. Гарантии исполнения закона
Раздел V. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет цели, принципы, основные направления и организационные меры реализации государственной молодежной политики как важного направления федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон является правовой основой для развития законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Государство исходит из признания важной роли молодежи в обществе, из необходимости создания условий для гражданского становления и социального развития молодежи, реализации ее экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах российского общества.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации
1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации является деятельностью государства, направленной на создание правовых, социально-экономических условий и гарантий для социального становления, развития и самореализации молодежи в общественной жизни, для защиты ее прав и законных интересов.
2. Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет (далее - молодые граждане, лица в молодежном возрасте, молодежь). Федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации может быть установлена другая возрастная граница для лиц, в отношении которых осуществляются конкретные меры в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
3. Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями (организациями), гражданами, в том числе молодыми гражданами, путем разработки и реализации мер по защите прав лиц молодежного возраста, молодежных и детских общественных объединений (организаций) и путем стимулирования общественно полезной инициативной деятельности молодежи.
Статья 2. Принципы и приоритеты государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
координация действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и других субъектов осуществления государственной молодежной политики;
участие молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений (организаций) в формировании и реализации государственной молодежной политики, программ и иных мероприятий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, затрагивающим специфические интересы молодежи и направленным на социальное развитие Российской Федерации;
кредитование и другие формы государственной поддержки молодежи, включая инвестирование, в целях выравнивания стартовых возможностей лиц молодежного возраста, для их жизнедеятельности и самореализации, для реализации общественно полезных инициатив молодых граждан и их объединений;
содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки молодежи, молодежных и детских общественных объединений (организаций), включая приоритетное финансирование и ресурсное обеспечение общественных инициатив, соответствующих целям государственной молодежной политики в Российской Федерации, мероприятий и программ по поддержке молодежи, защите ее прав и законных интересов.
2. Приоритетными областями государственной молодежной политики в Российской Федерации, осуществляемой органами государственной власти Российской Федерации, являются:
обеспечение здоровья, здорового образа жизни молодежи;
воспитание и образование молодежи;
профессиональная ориентация, профессиональная подготовка,трудоустройство молодежи, развитие ее экономической активности, государственная поддержка молодой семьи;
обеспечение гарантированных социальных услуг молодежи;
развитие общественно значимых молодежных инициатив и их практическая реализация.
3. Приоритетные области государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, с законодательством субъектов Российской Федерации с учетом региональных различий.
Статья 3. Цели государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Целями государственной молодежной политики в Российской Федерации являются:
социальное становление, культурное, духовное и физическое развитие молодежи, создание правовых, социально-экономических условий реализации выдвигаемых ею общественно полезных инициатив, программ и проектов;
обеспечение активного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни страны;
создание правовых, социально-экономических условий для выбора молодежью своего жизненного пути, для достижения личного успеха.
2. Цели государственной молодежной политики в Российской Федерации реализуются федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а в вопросах, переданных в ведение органов местного самоуправления, цели государственной молодежной политики осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Статья 4. Законодательство Российской Федерации о государственной молодежной политике
Законодательство Российской Федерации о государственной молодежной политике в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и включает настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, касающиеся реализации государственной молодежной политики.
Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной молодежной политики
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области государственной молодежной политики в Российской Федерации относятся:
установление основ государственной молодежной политики в Российской Федерации;
правовое регулирование отношений в области государственной молодежной политики в пределах компетенции Российской Федерации;
формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственную молодежную политику;
формирование и реализация федеральных целевых программ по государственной поддержке молодежи на территории Российской Федерации;
формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственную молодежную политику;
финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников и иных не запрещенных законом источников;
установление порядка судебной защиты и судебная защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам государственной молодежной политики.
2. К полномочиям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения в области государственной молодежной политики, относятся:
установление государственных минимальных социальных стандартов и нормативов, определяющих развитие молодежи, гарантии реализации ее прав и законных интересов;
информационное обеспечение государственной молодежной политики;
установление порядка создания, реорганизации и ликвидации учреждений, ведущих работу с молодежью;
разработка и утверждение типовых положений (уставов) юридических лиц, ведущих работу с молодежью;
ведение реестров молодежных и детских общественных объединений (организаций);
установление нормативов финансирования целевых программ, мероприятий по реализации государственной молодежной политики;
установление льгот в целях стимулирования юридических лиц, ведущих работу с молодежью;
установление мер стимулирования негосударственных организаций, участвующих в реализации государственной молодежной политики;
установление мер государственной поддержки в организации летнего отдыха молодежи;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики;
проведение научных исследований по проблемам молодежи, а также экспертизы проектов и программ в области государственной молодежной политики;
координация деятельности учреждений и организаций, осуществляющих работу по реализации государственной молодежной политики;
обеспечение соблюдения законодательства в области государственной молодежной политики.
Статья 6. Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Молодежь участвует в формировании и реализации государственной молодежной политики непосредственно или через молодежные и детские общественные объединения (организации), ассамблею молодежи, учреждаемую в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона.
Вносимые молодыми гражданами, молодежными и детскими общественными объединениями (организациями) в федеральные органы государственной власти предложения, касающиеся реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, рассматриваются указанными органами в установленном законодательством Российской Федерации порядке и при необходимости выносятся ими на рассмотрение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации с ходатайством о дальнейшей реализации предложений.
Если для рассмотрения внесенных предложений необходимы дополнительные расчеты, сбор информации, соответствующее оформление проектной документации, указанные действия проводятся органом государственной власти, которому направлено предложение.
2. Если молодые граждане и (или) молодежные и детские общественные объединения (организации) вносят предложение, которое предусматривает их участие в его реализации, решение уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления при принятии данного предложения к осуществлению должно предусматривать участие его инициатора (если для такого участия имеются достаточные основания).
Достаточными основаниями для участия молодых граждан и (или) их общественных объединений, выступивших с предложением, в его реализации, в указанном случае признаются:
отсутствие правовых ограничений для осуществления соответствующей деятельности по основаниям возраста, требований профессиональной квалификации, других требований, определяемых нормативными правовыми актами к осуществлению указанной деятельности (наличие лицензии, соблюдение авторских, патентных прав и др.);
отсутствие медицинских противопоказаний;
для общественных объединений (организаций) молодых граждан - наличие необходимых кадровых ресурсов и опыта соответствующей деятельности (устанавливается экспертно).
3. Молодежные и детские объединения вправе участвовать в конкурсах проектов и программ на соискание государственных грантов в области государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Статья 7. Государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления по реализации государственной молодежной политики
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают финансовую, организационную помощь и содействие органам местного самоуправления в реализации государственной молодежной политики.
2. Органы местного самоуправления в своей деятельности по реализации государственной молодежной политики основываются на положениях настоящего Федерального закона. В вопросах, не регулируемых законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, указанные органы самостоятельно принимают решения по вопросам реализации государственной молодежной политики на своей территории в пределах их компетенции и имеющихся средств.
Статья 8. Участие коммерческих и некоммерческих организаций, граждан в реализации мер государственной молодежной политики
1. Коммерческие и некоммерческие организации, граждане могут участвовать в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии со своими уставными положениями. Указанные организации, граждане могут предлагать свои услуги при определении организаций-исполнителей при осуществлении мероприятий, входящих в федеральные целевые программы по государственной поддержке молодежи, а также участвовать в конкурсах на право осуществления государственного заказа.
2. Коммерческие и некоммерческие организации, граждане вправе получать информацию о составе мероприятий федеральных целевых программ по государственной поддержке молодежи и вакансиях исполнителей государственного заказа в этой области. Федеральный орган исполнительной власти по делам молодежи в сроки, установленные для ответа на письма граждан, предоставляет им соответствующую информацию.
Раздел II. Приоритеты государственной молодежной политики
Статья 9. Меры в области охраны здоровья молодежи и содействие ее здоровому образу жизни
1. В области охраны здоровья молодежи приоритетными являются меры по профилактике и снижению заболеваемости особо опасными и социально обусловленными заболеваниями (туберкулез, венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм и др.), по государственной поддержке организации оздоровления молодежи в летний период, а также меры, способствующие закреплению среди молодежи ценностей и навыков здорового образа жизни. Такие меры осуществляются федеральными органами исполнительной власти посредством реализации федеральных целевых программ, а также посредством мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями, общественными объединениями (организациями).
2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели могут заключать долгосрочные договоры об оказании услуг по пропаганде и развитию среди молодежи здорового образа жизни, по охране здоровья молодежи с предоставляющими такие услуги организациями, действующими на данной территории, а также за ее пределами, прежде всего в районах с благоприятными климатическими условиями, специализированными лечебными учреждениями.
Указанные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления поощряют осуществление в летний период в условиях оздоровления молодежи программ организации досуга, особенно в сферах художественного, научного и технического творчества.
3. Основными задачами государственной молодежной политики в области физической подготовки молодежи и спорта являются:
пропаганда и поддержка массового спорта и оздоровительной физической подготовки среди молодых граждан;
государственная поддержка развития среди молодежи неолимпийских видов спорта, прежде всего прикладной направленности, в том числе технических и осуществляемых в рамках подготовки молодых граждан к службе в Вооруженных Силах.
Указанные задачи осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с привлечением общественных объединений (организаций), включая спортивные общества, молодежные и детские общественные объединения, а также совместно с собственниками спортивных сооружений.
Статья 10. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
1. Приоритетные меры в области гражданского и патриотического воспитания молодежи устанавливаются в отношении всех молодых граждан, проживающих на территории Российской Федерации.
2. Государственный компонент гражданского и патриотического воспитания молодежи осуществляется на основе концепции, утверждаемой Президентом Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, учреждения, организации формируют планы и программы деятельности в области гражданского и патриотического воспитания молодежи, исходя из указанной концепции, задач в этой области и имеющихся ресурсов.
3. Общественные объединения (организации), исключая политические, негосударственные образовательные учреждения, граждане привлекаются к реализации государственного компонента гражданского и патриотического воспитания на основе договора с органом или организацией - исполнителем по соответствующим мероприятиям федеральных целевых программ по поддержке молодежи.
Статья 11. Содействие образованию молодежи
1. Приоритетные меры по обеспечению содействия образованию молодежи устанавливаются в отношении молодых граждан, проживающих в малых городах, в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях (с особым выделением мер в отношении молодежи коренных малочисленных народов Севера).
Приоритетными являются также меры по поддержке особо одаренных молодых граждан.
2. Приоритетные меры в сфере образования молодежи могут предусматриваться федеральными целевыми программами по вопросам социально-экономического развития, поддержки образования, обеспечения занятости населения и другими федеральными целевыми программами, затрагивающими вопросы государственной молодежной политики.
3. Молодые граждане, обучающиеся в государственных или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также в аналогичных негосударственных учреждениях, прошедших государственную аккредитацию, на основе договоров с оплатой стоимости обучения, вправе обратиться за получением краткосрочного, среднесрочного или долгосрочного кредита на образовательные цели. Порядок получения такого кредита, устанавливаемый Правительством Российской Федерации, должен предусматривать возможность выступления уполномоченного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления с поручительством по данному кредиту перед кредитным учреждением, а также погашения процентов по кредиту за счет бюджетных средств, если кредитополучателем соблюдаются требования о качестве обучения. Такие требования устанавливаются договором кредитополучателя с уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, берущим на себя поручительство по кредитам и (или) расходы по погашению процентов.
4. Молодые граждане могут направляться для обучения в образовательные учреждения Российской Федерации и за рубеж за счет бюджетных средств. Условием заключения договора о предоставлении такой поддержки является обязательство направляющей стороны по обеспечению последующей работы обучающегося в соответствии с полученной им специальностью в течение определенного срока. Другие условия типового договора определяются Правительством Российской Федерации.
5. Федеральные органы исполнительной власти способствуют организации или самостоятельно организуют конкурсы, смотры, выставки работ талантливой молодежи на основе федеральных целевых программ по поддержке молодежи, программ и планов социально-экономического развития, а также специализированных программ поддержки молодежи, достигшей высоких результатов в сфере науки, техники, культуры и искусства.
В целях поощрения талантливой молодежи федеральными органами исполнительной власти устанавливаются государственные и именные стипендии, премии, гранты, исходя из имеющихся средств на цели образования, развития науки, техники и культуры и другие социально значимые цели.
6. В образовательных учреждениях поощряется деятельность молодежных общественных объединений (органов самоуправления учащихся и студентов), студенческих профессиональных союзов.
Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Государственная поддержка студенческих профессиональных союзов осуществляется федеральными органами общего и профессионального образования, занятости населения, по делам молодежи, другими федеральными органами в соответствии с ведомственной подчиненностью образовательного учреждения по итогам конкурсов представляемых студенческим профессиональными союзами проектов и программ. Условия конкурса определяются проводящим его федеральным органом исполнительной власти.
Студенческим профессиональным союзам администрация государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования передает бесплатно в распоряжение помещение для ведения работы и необходимое оборудование по нормативам, определяемым учредителем данного образовательного учреждения.
Статья 12. Государственная поддержка молодой семьи
1. Приоритетные меры по поддержке молодой семьи устанавливаются в отношении семей в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполных семей.
В целях поддержки молодых семей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации могут формировать и реализовать целевые программы по поддержке молодых семей.
Формирование указанных программ осуществляется на основе анализа потребностей молодых семей, в отношении которых устанавливаются приоритетные меры поддержки. Мероприятия по поддержке указанных семей направлены на оказание помощи семьям в решении социально-экономических и бытовых проблем, на обеспечение им условий для получения соответствующих образовательных, медицинских, социальных и других услуг и помощи, в том числе в воспитании и развитии детей.
2. Улучшение жилищных условий молодых семей может осуществляться из резервов жилищного фонда социального использования. Молодые семьи, проживающие вместе в родителями или другими родственниками в течение двух лет после заключения брака и при наличии ребенка, могут ходатайствовать об их регистрации в качестве нуждающихся в улучшении в порядке, устанавливаемом жилищным законодательством Российской Федерации.
3. Молодые семьи получают бесплатно от соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений информационные и консультационные услуги, включенные в состав государственных минимальных социальных стандартов. Состав таких услуг и формы их предоставления молодым семьям устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Компенсация расходов коммерческих и некоммерческих организаций по информированию и консультированию молодых семей производится из средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников в объеме, предусмотренном программами социально-экономического развития, целевыми программами по поддержке молодежи, другими социальными программами.
Статья 13. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд
1. Государство поощряет труд и инициативу молодых граждан в различных областях промышленного и сельскохозяйственного производства, науки и техники, культуры и искусства, образования, здравоохранения предоставления социальных услуг и в других областях деятельности, способствующих развитию Российской Федерации и обеспечению прав и законных интересов лиц молодежного возраста.
2. Приоритетные меры по обеспечению трудоустройства молодежи устанавливаются в отношении молодых граждан, впервые устраивающихся на работу по достижении возраста 15-и лет, после окончания образовательного учреждения, а также несовершеннолетних граждан - в свободное от учебы время. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции, имеющихся средств, и возможностей оказывают содействие организациям, независимо от формы собственности и ведомственного подчинения, в их деятельности по трудоустройству молодежи, в том числе по созданию рабочих мест, на основе соответствующих федеральных целевых программ.
Уполномоченными федеральными органами по делам молодежи, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительно к мерам, осуществляемым органами занятости населения, образования, здравоохранения, могут создаваться специализированные службы занятости, профориентации, подготовки и переподготовки кадров, ориентированные на молодых граждан, в том числе для организации их временного (сезонного) трудоустройства. Специализированные службы осуществляют свою деятельность на основе государственного заказа и обеспечиваются необходимым помещением, оборудованием и финансовыми средствами.
3. Установленная в соответствии с Кодексом законов о труде Российской Федерации квота для работодателя, в счет которой он обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и других) и молодых граждан из числа бывших военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации - участников боевых действий, направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, приводится в соответствие с потребностями трудоустройства и возможностями работодателя ежегодно и доводится до сведения работодателя не позже окончания учебного года.
4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления поддерживают предпринимательскую деятельность молодежи. Такая поддержка оказывается путем формирования и реализации соответствующих программ, как правило, на конкурсной основе. Об объеме и характере мер поддержки, видах поддерживаемой деятельности, условиях участия в конкурсе указанные органы информируют молодых граждан через средства массовой информации и другими способами, а также проводят необходимые консультации по вопросам участия в конкурсах.
5. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления бесплатно или на льготных условиях предоставляют молодежным предприятиям (коммерческим организациям независимо от формы собственности с штатным составом работающих преимущественно молодежного возраста) информацию и консультации по вопросам их деятельности, перечень которых утверждается ежегодно указанными органами.
В целях стимулирования молодежного предпринимательства при осуществлении государственной молодежной политики федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации на конкурсной основе может формироваться государственный заказ молодежным предприятиям на производство товаров и оказание услуг для населения, в том числе молодежи, посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.
Государственный заказ обеспечивается материальными ресурсами и финансовыми средствами.
6. Приоритетную поддержку получает молодежное предприятие, соответствующее следующим условиям:
среди его штатных работников более чем 75 процентов составляют молодые граждане;
предусматриваемые его уставом основные виды деятельности, соответствующие целям социально-экономической политики, поощряются на территории действия молодежного предприятия.
Перечень видов деятельности, дающих основание для отнесения молодежных предприятий к числу пользующихся приоритетной поддержкой, утверждается ежегодно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Молодежные предприятия, пользующиеся приоритетной поддержкой, могут быть освобождены в первые три года от налогов, поступающих в федеральный бюджет, если это предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации.
Указанные предприятия также вправе обращаться в соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления на территории своего действия за дотацией на покрытие части расходов по организации производственной деятельности предприятия. Дотация может предоставляться по итогам конкурса с учетом приоритетов социально-экономического развития территории и исходя из имеющихся финансовых средств.
Дотация распределяется по финансовым годам и предусматривает контроль за правомерным расходованием выделенных средств. Объем выделяемых молодежному предприятию в порядке дотации финансовых средств не должен превышать 50 процентов фактических расходов по организации деятельности молодежного предприятия в первый год его работы, 30 процентов - во второй год, 10 процентов - в третий год. Дотация может иметь косвенную форму (освобождение от налогов, льготы по аренде помещения, оборудования, бесплатное предоставление коммерческой информации, скидки на размещение рекламы и т.п.).
Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации, на реализацию государственной молодежной политики, оказывают финансовую и иную поддержку органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, предоставляющим дотации молодежным предприятиям. Порядок осуществления поддерживающих мер устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. Деятельность молодых граждан, объединившихся для строительства молодежного жилищного комплекса, поддерживается в объеме и порядке, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи в отношении молодежных предприятий.
В случае поддержки конкурсного проекта (программы), представленного молодежным жилищным комплексом, организатор конкурса оказывает содействие в его обеспечении необходимыми средствами на условиях, предусмотренных договором.
Статья 14. Оказание социальных услуг молодежи
1. Государственные минимальные стандарты на оказание социальных услуг молодежи определяют гарантированный уровень и объем государственной поддержки лиц молодежного возраста, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных минимальных социальных стандартах.
К таким социальным услугам относятся:
информирование молодых граждан об их правах и обязанностях, об имеющихся возможностях для образования, духовного и физического развития, для оказания медицинской помощи, социальной защиты и обслуживания, для выбора жизненного пути, трудоустройства, организации отдыха, оздоровления, реабилитации, для преодоления трудной жизненной ситуации и другие услуги;
консультирование молодых граждан, их родителей, психологическая, педагогическая, наркологическая, медицинская, юридическая и иная помощь;
социальная помощь молодым семьям и их социальное обслуживание;
помощь безнадзорным несовершеннолетним лицам, находящимся в государственных и муниципальных образовательных, учебно-воспитательных, медицинских учреждениях, учреждениях социального обслуживания или иных учреждениях, в которых осуществляется надзор за несовершеннолетними, или лицам окончившим пребывание в них, лицам молодежного возраста, вернувшимся из мест лишения свободы;
осуществление социальной работы в учебных заведениях;
оказание социальной и психологической помощи в адаптации и реабилитации молодых граждан, оказавшихся в особо неблагоприятных жизненных обстоятельствах, в том числе в силу недостатков их физического и психического здоровья;
другие социальные услуги, предусмотренные государственными минимальными социальными стандартами.
2. Социальные услуги молодежи, включенные в состав государственных минимальных стандартов, предоставляются социальными службами для молодежи либо иными учреждениями, которые вправе вести такую деятельность, в порядке выполнения государственного заказа.
Статья 15. Стимулирование общественно значимой молодежной инициативы
1. Общественно значимые инициативы молодых граждан и их общественных объединений поддерживаются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Финансирование таких инициатив (проектов, программ) из федерального бюджета осуществляется в конкурсном порядке при условии: что выдвигающие инициативное предложение молодые граждане, их общественные объединения (организации), участвуют в его реализации, в том числе в финансировании. Вкладом молодого гражданина, общественного объединения (организации) молодых граждан в финансирование проектов, программ может признаваться вложение авторских, патентных прав и других результатов творческой деятельности.
2. Приоритетные меры по стимулированию общественно значимой молодежной инициативы устанавливаются в отношении проектов и программ молодежных и детских объединений.
Государственная поддержка проектов (программ) молодежных и детских общественных объединений (организаций) осуществляется на конкурсной основе. Указанные объединения участвуют в конкурсах проектов и программ на соискание государственных грантов в области государственной молодежной политики в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Конкурсный проект (программа) молодежного или детского общественного объединения (организации) должен содержать характеристику финансовых, материальных, кадровых возможностей данного объединения по реализации проекта (программы). Обоснованность проекта (программы) устанавливается путем экспертизы, проводимой в соответствии с порядком, устанавливаемым федеральным уполномоченным органом исполнительной власти.
Если одобренный конкурсный проект (программа) молодежного или детского общественного объединения (организации) соответствует по своей направленности утвержденным программам и планам социально-экономического развития территорий, то организатор конкурса изыскивает возможности для приоритетной финансовой поддержки проекта (программы) в счет финансирования указанных программ и планов в сроки, не превышающие трех месяцев после подведения итогов конкурса, либо определяет очередность предоставления необходимых средств.
Условия, которым должны соответствовать молодежные и детские общественные объединения (организации), участвующие в конкурсе проектов (программ), а также другие меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений (организаций) устанавливаются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Раздел III. Организационное и финансовое обеспечение
мероприятий государственной молодежной политики в
Российской Федерации
Статья 16. Информационно-аналитическое обеспечение государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. В Российской Федерации формируется единая система молодежной информации, обеспечивающая доступ молодых граждан к информации в местах их проживания, работы, учебы, отдыха, в том числе на базе молодежных центров.
2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют научные исследования проблем молодежи. Такие исследования осуществляются на долговременной основе и являются обязательным условием разработки мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Исследования проблем молодежи предусматриваются федеральными целевыми программами по поддержке молодежи и другими программами и планами в рамках осуществления социально-экономического развития территорий.
На основании данных исследований Правительство Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации Государственный доклад о положении молодежи в Российской Федерации и публикует его в официальном печатном органе.
Государственный доклад рассматривается федеральными органами государственной власти в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих решений.
3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны информировать молодежь и ее общественные объединения (организации) о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики.
Статья 17. Ассамблея молодежи
1. В целях стимулирования участия молодых граждан в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации федеральные органы государственной власти совместно с молодежными и детскими общественными объединениями (организациями) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, один раз в течение календарного года собирают представителей молодежи - ассамблею молодежи. Нормы представительства, порядок избрания делегатов и проведения ассамблеи молодежи устанавливаются в Положении об ассамблее молодежи.
2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий меры в области государственной молодежной политики, вносит для обсуждения на ассамблее молодежи доклад о государственной молодежной политике в Российской Федерации. Предложения, содержащиеся в решениях молодежной ассамблеи по докладу, рассматриваются федеральными органами государственной власти в установленном порядке.
3. Ассамблея молодежи вправе вносить свои предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации через субъекты, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, которым принадлежит право законодательной инициативы. При этом не должны допускаться какие-либо действия, ограничивающие права указанных лиц и органов.
Статья 18. Специализированные учреждения и предприятия, ведущие работу с молодежью
1. К специализированным учреждениям и предприятиям, ведущим работу с молодежью, относятся:
детские и подростковые клубы по месту жительства;
социальные службы для молодежи;
молодежные центры;
молодежные биржи труда;
предприятия по организации занятости молодежи (в первую очередь - подростков);
учреждения дополнительного образования;
другие учреждения и предприятия, осуществляющие некоммерческие социально значимые программы в сфере поддержки и развития молодежи.
Деятельность учреждений и предприятий, ведущих работу с молодежью, регулируется их учредительными документами, которые основываются на типовых положениях для соответствующих видов учреждений, ведущих работу с молодежью. Типовые положения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим деятельность по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
2. Социальными службами для молодежи являются предприятия и учреждения независимо от форм собственности, осуществляющие деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации; а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе по социальному обслуживанию молодежи.
Являющиеся социальными службами для молодежи государственные и муниципальные учреждения и предприятия, учреждения и предприятия молодежных и детских общественных объединений (организаций), иных общественных объединений (кроме политических), благотворительных фондов в конкурсном порядке получают государственный заказ на производство социальных услуг молодым гражданам в объеме, предусматриваемом государственными минимальными социальными стандартами. Размещение указанного государственного заказа не должно предусматривать изменения ведомственной подчиненности выполняющих его предприятий, учреждений, организаций.
Социальные службы для молодежи независимо от форм собственности и подчиненности в случае размещения государственного заказа руководствуются при его реализации правилами и нормативами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации для деятельности соответствующих государственных предприятий, учреждений, организаций.
3. С целью координации деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений уполномоченные органы исполнительной власти по делам молодежи способствуют образованию в населенных пунктах на территории их действия молодежных центров (некоммерческих организаций), оказывающих молодым гражданам комплекс социальных услуг и услуг по их духовному, культурному и физическому развитию.
Такие молодежные центры обеспечиваются необходимыми материальными и финансовыми средствами для осуществления социальных услуг для молодежи на основе договора с уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления.
4. Образовательные учреждения профессионального образования осуществляют целевую подготовку специалистов для учреждений, ведущих работу с молодежью, на основе государственного и муниципального заказа. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка в порядке государственного и муниципального заказа, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 19. Государственная поддержка социальной инфраструктуры для молодежи
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления формируют и обеспечивают функционирование социальной инфраструктуры для молодежи, являющейся системой необходимых для жизнеобеспечения молодежи объектов (зданий, строений, сооружений) и коммуникаций населенного пункта (территории), а также предприятий, учреждений, организаций, оказывающих социальные услуги молодежи, органов управления, деятельность которых направлена на удовлетворение общественных потребностей молодых граждан.
2. Порядок принятия федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения по сооружению, реконструкции, модернизации, изменению назначения, ликвидации объектов социальной инфраструктуры для молодежи должен включать специальные мероприятия по оценке (экспертизе) последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития молодых граждан.
При принятии градостроительных решений учитываются нормативы (минимальные стандарты) сооружения объектов, составляющих среду жизнедеятельности, - образования, воспитания и развития молодежи. Такие нормативы устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей, национальных традиций и обычаев, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, а также с учетом перспектив социально-экономического и культурного развития.
3. Являющееся государственной или муниципальной собственностью имущество (включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование и иное имущество), возникновение, обособление или приобретение которого связано с образовательным и воспитательным процессами, обеспечением других функций социальной инфраструктуры для молодежи, может использоваться только на указанные цели.
Если в силу сложившихся обстоятельств указанное имущество не может далее эффективно использоваться в целях обеспечения функций социальной инфраструктуры для молодежи, решение о его использовании на иные цели принимается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Обязательным условием использования указанного имущества на иные цели является предшествующее ему создание, приобретение имущества или изменение назначения имеющегося имущества, в степени, достаточной для удовлетворения соответствующих образовательных и воспитательных задач и обеспечения других функций социальной инфраструктуры для молодежи.
4. При формировании региональных программ и планов социально-экономического развития в них включаются пункты по строительству, реконструкции, ремонту зданий и сооружений, входящих в социальную инфраструктуру для молодежи, в соответствии с нормативами, разрабатываемыми уполномоченными на указанную деятельность органами исполнительной власти.
Оферта с существенными условиями договора об эксплуатации предоставляемых зданий, помещений, сооружений направляется преимущественно молодежным, детским и иным общественным объединениям (организациям), благотворительным и иным фондам, а также органам местного самоуправления.
5. Деятельность объекта социальной инфраструктуры для молодежи и меры его материальной и финансовой поддержки определяются соответствующим профилю объекта примерным Положением, принимаемым уполномоченным органом исполнительной власти.
Статья 20. Целевые программы в области государственной молодежной политики
1. Меры по реализации государственной молодежной политики осуществляются, как правило, в форме исполнения федеральных и целевых программ, региональных целевых программ.
Разработка указанных программ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и с учетом мнения и предложений ассамблеи молодежи, молодежных и детских общественных объединений (организаций).
2. Федеральные органы государственной власти и ассамблея молодежи, молодежные и детские общественные объединения (организации) могут разрабатывать совместные программы мероприятий по реализации государственной молодежной политики.
3. Органы местного самоуправления могут разрабатывать муниципальные программы по поддержке молодых граждан. Такие программы могут получать государственные дотации из средств, предусмотренных на эти цели в составе соответствующих федеральных целевых, региональных программ в области государственной молодежной политики.
Статья 21. Финансирование мероприятий государственной молодежной политики
1. Финансирование федеральных целевых программ, иных мероприятий по реализации государственной молодежной политики осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников и иных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства, направляемые на реализацию государственной молодежной политики, предусматриваются бюджетной классификацией.
2. Для аккумуляции бюджетных и внебюджетных средств, предназначенных на цели государственной молодежной политики, учреждается государственный Фонд молодежи. Фонд направляет средства на проведение благотворительных мероприятий для молодых граждан; учреждает гранты, стипендии, премии для молодых граждан, работников учреждений, ведущих работу с молодежью, финансирует конкурсы, выставки, фестивали, концерты, конференции и другие мероприятия, организуемые молодыми гражданами и их общественными объединениями (организациями); финансирует проекты и программы молодежных и детских общественных объединений (организаций); ведет иную деятельность в соответствии с целями государственной молодежной политики в Российской Федерации. Положение о Фонде молодежи, порядок его формирования и деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
Раздел IV. Гарантии исполнения закона
Статья 22. Судебная защита прав молодых граждан, молодежных предприятий, молодежных и детских объединений
За защитой своих прав, регулируемых настоящим законом, молодые граждане, молодежные предприятия, молодежные и детские общественные объединения (организации) вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды.
Статья 23. Ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение настоящего Федерального закона
1. Должностные лица органов государственной власти, местного самоуправления, препятствующие внесению в установленном порядке молодыми гражданами, молодежными и детскими общественными объединениями (организациями), ассамблеей молодежи предложений в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Передача являющегося государственной или муниципальной собственностью имущества, возникновение, обособление или приобретение которого связано с обеспечением функций социальной инфраструктуры для молодежи, на другие цели в нарушение установленных пунктом 3 статьи 19 настоящего Федерального закона влечет за собой административную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. Неинформирование должностными лицами молодых граждан и их общественных объединений (организаций) по вопросам, перечисленным в пункте 3 статьи 16 настоящего Федерального закона, влечет за собой дисциплинарную ответственность.
4. Нецелевое использование бюджетных средств, полученных на осуществление конкурсных проектов и программ молодежными предприятиями, молодежными и детскими общественными объединениями (организациями), другими участниками реализации мероприятий государственной молодежной политики, влечет за собой гражданско-правовую ответственность.
Раздел V. Заключительные положения
Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Пункт 3 статьи 12, статья 14 и части 2 и 3 пункта 2 статьи 18 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2000 года.
Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.