Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива"
Проект Закона Российской Федерации "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" подготовлен в соответствии с рядом поручений Правительства Российской Федерации с участием специалистов Минфина, Минэкономики, Миннауки, Минтранса, Минтопэнерго, Госкомэкологии России, РАО "Газпром", ряда институтов и промышленных предприятий России, рассмотрен и одобрен на заседаниях Комиссии по использованию природного и сжиженного нефтяного газа в качестве моторного топлива при Правительстве Российской Федерации.
Уточнение законопроекта выполнено рабочей группой специалистов во главе с депутатами Государственной Думы, созданной в соответствии с решением Комитета по промышленности, строительству, транспорту и энергетике Государственной Думы. С учетом замечаний и предложений, высказанных депутатами на первом слушании в Государственной Думе, законопроект отредактирован и в него внесены существенные уточнения.
Кроме того, в него внесены дополнения, касающиеся применения сжиженного природного газа (криогенных технологий) на транспортных и авиакосмических средствах, что, по мнению участников заседания "Круглого стола", состоявшегося в Государственной Думе, и специалистов Минобороны и оборонных отраслей промышленности России, имеет важное значение не только для гражданских отраслей народного хозяйства, но и для обороноспособности страны.
Необходимость выработки и принятия мер, изложенных в законопроекте, обусловлена существенным падением уровней добычи нефти, а также значительным ухудшением экологической обстановки в городах и населенных пункта России в результате роста объемов вредных выбросов в атмосферу основным загрязнителем окружающей среды - автомобильным транспортом.
Положения, заложенные в законопроекте, устанавливают правовые нормы, направленные на проведение активной работы по переводу транспортных средств Российской Федерации на более широкое использование одного из наиболее чистых видов моторного топлива - природного газа.
Основными целями Закона являются:
снижение напряженности в балансе моторных топлив и достижение долгосрочной и более надежной энергообеспеченности транспорта Российской Федерации;
улучшение экологической обстановки в городах, населенных пунктах, курортных зонах;
сохранение российских экспортных возможностей нефти и нефтепродуктов - одного из основных источников поступления валютных средств;
создание дополнительных рабочих мест в различных отраслях промышленности.
Возможность реализации положений Закона базируется на:
наличии в Российской Федерации мощной сырьевой базы природного газа и разветвленной сети магистральных газопроводов;
созданной в России и странах СНГ сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций;
возможности быстрого возобновления производства, в том числе на предприятиях ВПК, газозаправочного оборудования, газобаллонных транспортных и иных средств, комплектов газовой аппаратуры;
отечественном и мировом опыте использования на различных видах транспорта экологически более чистых видов моторного топлива.
В период 1999 - 2000 гг. превалирующим видом транспорта, переводимым на природный газ, предусматривается автомобильный транспорт с последующим распространением этого вида моторного топлива на другие виды транспорта - воздушный, железнодорожный, водный, на сельскохозяйственные машины и механизмы и затем на аэрокосмическую технику.
Механизм реализации Закона предусматривает выработку Правительством Российской Федерации нормативных документов, определяющих:
- принципы и правила перевода транспортных и иных средств любой формы собственности на использование природного газа в качестве моторного топлива, а также ответственность за их реализацию;
- стимулирование владельцев транспортных парков в использовании этого вида топлива с сохранением действующей разницы в цене на природный газ и бензин, а также льготы экологического характера.
за период:
Для реализации требований Закона до 2000 г. до 2001 - 2005 гг.
потребуется:
произвести:
комплектов газовой аппаратуры для
автотранспортных средств,
тыс.единиц ..................... 62 422
автомобильных баллонов высокого
давления различной модификации,
тыс. единиц. ................... 440 3000
построить и ввести в действие
газонаполнительных компрессорных
станций (расчетной производи-
тельностью на 250 заправок в
сутки), единиц ................. 7 422
перевести на альтернативное мо-
торное топливо - природный газ
автотранспортных средств (не
считая индивидуального транспор-
та) всего, тыс. единиц.......... 65 620
в том числе: грузовых автомоби-
лей................ 58 550
автобусов (включая
городские автобусы
большого и особо
большого класса с
дизельными двигате-
лями) ............. 4 45
легковых автомоби-
лей служебного по-
льзования и таксо-
моторов............ 2 24
Реализация требований Закона на до 2000 г. до 2005 г.
автотранспорте позволит: высво-
бодить
нефтяного моторного топлива,
млн.т. 1,0 16,0
в том числе: бензина..... 0,8 13,6
дизельного топлива....... 0,2 2,4
сократить выбросы вредных ве-
ществ с отработавшими газами ав-
тотранспортных средств, млн.
приведенных т 0,8 13,0
Выполнение требований Закона создаст к 2000 году надежную производственную и техническую базу, соответствующую структуру газозаправочных и газотранспортных средств для последующей газификации транспорта Российской Федерации в нарастающих объемах.
Заместитель Председателя Комиссии
по использованию природного и сжиженного
нефтяного газа в качестве моторного топлива
при Правительстве Российской Федерации
член Правления РАО "Газпром" |
Б.В.Будзуляк |
25 июня 1998 г.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Закона Российской Федерации
"Об использовании природного газа в качестве моторного топлива"
Финансирование мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива для транспортных и иных средств, реализация которых вытекает из вносимого проекта закона, подразделяется на ряд направлений, в том числе:
1. Развитие сети газозаправочных станций компримированного (КПГ) и сжиженного природного газа (СПГ) предусматривается осуществлять (как и ранее) на средства РАО "Газпром", его предприятий, а также других организации (АО, СП), реализующих моторные топлива.
2. Производство оборудования для заправки транспортных и иных средств компримированным и сжиженным природным газом осуществляется предприятиями - их изготовителями и входит в стоимость газозаправочных станций при развитии их сети.
3. Производство газобаллонных автомобилей, комплектов газобаллонного оборудования, баллонов и емкостей для КПГ и СПГ осуществляется предприятиями - их изготовителями и входит в стоимость машин и механизмов при их реализации потребителям.
4. Приобретение газобаллонных автомобилей и других транспортных средств (за исключением ракетно-космической техники), использующих природный газ в качестве моторного топлива, осуществляется их владельцами. Расходы по приобретению и эксплуатации покрываются более низкой ценой на КПГ.
5. Реализация региональных и межрегиональных программ газификации автомобильного транспорта осуществляется (как и в настоящее время) на средства участников этих программ.
Таким образом, по перечисленным направлениям финансирование из бюджетных средств Российской Федерации не требуется.
6. Размеры финансирования из федерального бюджета использования сжиженного природного газа на транспортных и аэрокосмических средствах, разработка которой инициирована Государственной Думой, будут уточнены в ходе подготовки Федеральной целевой программы, предусматривающей на первой стадии проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Реализация требований Закона на до 2000 г. до 2005 г.
автомобильном транспорте
позволит:
высвободить
нефтяного моторного топлива, млн.т. 1,0 16,0
в том числе: бензина ................ 0,8 13,6
дизельного топлива...... 0,2 2,4
сократить выбросы вредных ве-
ществ с отработавшими газами ав-
тотранспортных средств, млн.
приведенных т 0,8 13,0
Заместитель Председателя Комиссии
по использованию природного и сжиженного
нефтяного газа в качестве моторного топлива
при Правительстве Российской Федерации,
член Правления РАО "Газпром" Б.В.Будзуляк
25 июня 1998 г.
Экологические обоснования
для принятия проекта Закона Российской Федерации
"Об использовании природного газа в качестве моторного топлива"
Вносимый на рассмотрение Государственной Думой Федерального собрания Российской Федерации проект Закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" с учетом экологической обстановки в стране нацелен на сохранение здоровья граждан России на основе повышения экологической безопасности транспортных средств.
Загрязнение воздуха вредными выбросами автотранспорта начиная с 60-х годов в развитых странах мира стало определяющим фактором экологического состояния окружающей среды, так как доля поступлений ядовитых веществ в атмосферу городов от автомобилей и автобусов превысила долю остальных источников загрязнения вместе взятых.
Аналогичная ситуация, с учетом уровня автомобилизации крупных городов к концу XX века, сложилась и в России - эффект загрязнения воздуха автотранспортом достиг суммарных показателей остальных источников загрязнения. В крупных же городах России на долю автомобилей приходится 80 и более процентов от общих объемов вредных выбросов.
В отличие от зарубежных стран, где вредное влияние автотранспорта на экологию городов регулируется применением специальных федеральных и региональных законодательных актов, в России применение таких мер существенно отстает, что ведет к росту загрязнения атмосферы по мере увеличения парка автомобилей (сравнительная таблица N 1 - Предельно допустимые нормы выбросы вредных веществ).
Вместе с тем зарубежный и отечественный опыт показывает, что эту проблему возможно решать эффективно и с сравнительно незначительными затратами за счет широкого использования в качестве моторного топлива на автотранспорте природного газа, основу которого (85 - 99%) составляет метан.
Прямое воздействие метана на окружающую среду, приводящее к смещению естественного равновесия, возможно лишь при очень высоких концентрациях, образование которых происходит в очень ограниченных объемах. Метан, в силу наибольшей по отношению к другим горючим газам химической инертности, не участвует в фотохимическом процессе образования "смога". Будучи более легким, чем воздух, он обладает наибольшей среди них физической подвижностью - максимальной диффузионной способностью. Вследствие этого он быстро рассеивается в атмосфере, предотвращая возникновение локальных экологически опасных концентраций. Сочетание максимальной химической инертности с наибольшей физической подвижностью придает метану уникальные качества экологически благоприятного топлива, особенно при использовании в качестве моторного топлива.
Метан практически не горит в богатых топливовоздушных смесях, что исключает режимы работы двигателя, при которых образуется окись углерода и другие токсичные продукты неполного сгорания. Наоборот, он допускает горение очень бедных топливовоздушных смесей, не создающих в результате высоких температур, необходимых для ускоренного образования окиси азота (NO). Это позволяет организовать рабочий процесс в двигателе внутреннего сгорания таким образом, чтобы почти в 2 раза снизить выделение оксидов азота. Исключение режимов работы двигателя с использованием богатых топливовоздушных смесей практически исключает возможность возникновения условий, при которых в масляной пленке, покрывающей поверхность цилиндров двигателя, могут происходить процессы образования конденсированной ароматики из простых ароматических соединений, входящих в состав минеральных смазочных масел. В этом случае прекращается (или существенно замедляется) образование полициклических канцерогенных углеводородов. Таким образом, применение метана в качестве моторного топлива позволяет в очень большой степени освободиться от главных загрязнителей атмосферного воздуха, вырабатываемых двигателями внутреннего сгорания: окиси углерода, кислородсодержащих органических продуктов неполного сгорания, оксидов азота, канцерогенов. Кроме того, сгорание метана в наименьшей степени по отношению к любому углеродсодержащему топливу загрязняет атмосферу неизбежным для продуктов сгорания таких топлив углекислым газом. При полном сгорании на единицу тепла метан образует углекислого газа в 1,22 раза меньше, чем бензин и в 1,34 раза меньше, чем дизельное. Тем самым широкое применение метанового топлива может существенно ослабить "парниковый эффект", все более проявляющийся в атмосфере Земли.
Поступление загрязнителей в атмосферу от автомобильных двигателей внутреннего сгорания оценивается удельным количеством веществ (г), выбрасываемых на единицу пройденного автомобилем пути (км) при выполнении во время движения заданного порядка чередования режимов движения, так называемого "ездового цикла". Степень опасности каждого из токсичных веществ оценивается по его предельно допустимой концентрации в воздухе населенных мест или коэффициентом эквивалентности с окисью углерода, показывающим, во сколько раз большее количество воздуха может загрязнить до предельно допустимого уровня данное вещество, чем такое же количество окиси углерода.
Из сравнения работы двигателей на газовом моторном топливе и бензине (таблица 2) следует, что при газовом топливе выброс оксида углерода (угарного газа) в 5 и более раз меньше, оксидов азота в 2 раза меньше; углеводородов, не считая метана, в 10 раз меньше.
Данные таблицы показывают безусловную экологическую эффективность применения природного метана в качестве альтернативного топлива для автомобилей. Использование же в газовых двигателях систем нейтрализации отработавших газов позволяет создать экологически чистый автомобиль XXI века.
Рабочая группа специалистов
при Комитете по промышленности,
строительству, транспорту и
энергетике Государственной думы
Таблица 1
Предельно допустимые нормы
на выбросы вредных веществ легковыми и грузовыми автомобилями
и автобусами с дизельными двигателями,
принятые ЕЭК ООН и действующие в России
(По данным НАМИ)
Евро- 1 |
Евро- 2 |
Евро- 3 |
ОСТ 37.001.054 -86 (с нейтрали- затором, бензин не этилиро- ванный) |
ОСТ 37.001.054 -86 (без нейтрали- затора, бензин этилиро- ванный) |
ОСТ 37.001.234-81 |
|
СО (легковые), г/км |
2,72 | 2,0 | 1,0 | 6,17 | 15,0 | |
СО (грузовые и автобусы), г/кВт.ч |
4,5 | 4,0 | 2,0 | 9,5 | ||
СН (легковые), г/км (с Nox) |
0,97 | 0,5 | 0,1 | 1,6 | 5,06 | |
СН (грузовые и автобусы), г/кВт.ч |
1,1 | 1,1 | 1,1 | 3,4 | ||
Nox (легковые), г/км |
0,1 | |||||
NOx (грузовые и автобусы), г/кВт.ч |
8,0 | 7,0 | 4,5 | 14,35 | ||
частицы (легковые ди- зельные), г/км |
0,14 | 0,1 | 0,05 | |||
частицы (грузовые и ав- тобусы), г/кВт.ч |
0,36 | 0,15 | 0,1 |
Таблица 2
Удельные выбросы токсичных веществ
автомобильными двигателями внутреннего сгорания при
работе на различных видах топлива (г/км)
Наимено- вание токсичного вещества |
Коэффици- ент экви- валент- ности |
Пределы изменения удельных выбросов на рабочих режимах при работе с использованием в качестве топлива: |
||||
бензина | бензина в сочетании с систе- мой сни- жения токсич- ности |
комприми- рованного (сжатого) природно- го газа |
дизельно- го топли- ва при чисто ди- зельном процессе |
природно- го газа и дизельно- го топли- ва по га- зодизель- ному про- цессу |
||
Оксид углеро- да, СО |
1,0 | 2,5- 10,0 |
1,0-2,5 | 0,5-1,5 | 0,2-1,6 | 0,2-1,0 |
Оксид азота, NOх |
41,1 | 1,0- 1,8 |
0,25-0,45 | 0,5-0,9 | 0,5-1,8 | 0,5-1,8 |
Углеводороды, СnHm, исклю- чая метан (СН4) |
1,26 |
1,0- 2,0 |
0,1-0,2 |
0,1-0,2 |
0,1-0,2 |
0,1-0,2 |
Окислы свин- ца, РbО (при этилированном бензине) |
100 |
0,06- 0,12 |
0,06-0,12 |
- |
- |
- |
Сажа, С | - | - | - | 4-40** | 2-15** | |
Бенз(а)пирен и КПУ |
- |
0,003- -0,030 |
0,0015- -0,0200 |
0,0003- - 0,0009 |
0,006 -0,06 |
0,0003- -0,0018 |
Источники ин- формации |
Испыта- ния ВНИИГА- За, НА- МИ. Данные США, ФРГ, Франции |
Данные США, ФРГ. |
Испыта- ния ВНИИГАЗа. Данные ФРГ, США, Италии. |
Испыта- ния НАМИ, КамАЗа. Данные США, ФРГ. |
Испытания ВНИИГАЗа, КамАЗа, НАМИ. |
Примечания: * Данные таблицы для сопоставимости значений пересчитаны к одному типу автомобилей - легковой с полной массой 1,5 т.
** Выбросы сажи приведены в единицах дымности по "Хартриджу".
Справка
о состоянии законодательства в области использования природного
газа в качестве моторного газа
1. В СССР и в Российской Федерации общественные отношения, охватываемые проектом Закона Российской Федерации "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" в законодательном порядке и Указами Президента Российской Федерации, не регулировались.
2. Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 31 "О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом" установлена "предельная отпускная цена на сжатый природный газ, производимый автомобильными газонаполнительными компрессорными станциями (АГНКС), в размере не более 50 процентов от цены реализуемого в данном регионе бензина А-76, включая налог на добавленную стоимость". Другие пункты постановления носят порученческий характер.
2. РАО "Газпром" и Правлением РАО "Газпром" изданы соответственно: приказ (1994 год), постановление Правления (1995 год) и распоряжение (1998 год), носящие характер внутриотраслевых документов.
Принятие представленного проекта Закона Российской Федерации "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" с последующей подготовкой и изданием подзаконных нормативных документов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации позволит выработать и реализовать государственную политику в области использования природного газа в качестве моторного топлива.
Депутат Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации |
В.А.Язев |
"___" июня 1998 г.
Перечень
законов и иных нормативных актов, подлежащих отмене, изменению
и дополнению в случае принятия Федерального закона "Об использовании
природного газа в качестве моторного топлива"
В случае принятия Федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива":
1. Федеральных законов и Указов Президента Российской Федерации, которые подлежат признанию утратившими силу не имеется.
2. Подлежат признанию утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 31 "О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом".
3. В случае принятия Федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" до вступления его в силу необходимо внести изменения и дополнения в Статью 123.1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за выполнение предусмотренного Статья 11 настоящего закона и устанавливаемого Правительством Российской Федерации Порядка и сроков перевода транспортных и иных средств на использование природного газа в качестве моторного топлива.
Депутат Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации |
В.А.Язев |
"____" июня 1998 г.
Предложения
о разработке нормативных правовых актов, принятие которых необходимо
для реализации Федерального закона
"Об использовании природного газа в качестве моторного топлива"
В случае принятия Федерального закона "Об использовании природного газа в качестве моторного топлива" должны быть:
1. Внесены изменения и дополнения в Статью 123.1 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, предусматривающие ответственность за выполнение предусмотренного Статья 11 настоящего закона и устанавливаемого Правительством Российской Федерации Порядка и сроков перевода транспортных и иных средств на использование природного газа в качестве моторного топлива.
2. Подготовлено и введено в действие постановление Правительства Российской Федерации, устанавливающего:
- Порядок и сроки перевода транспортных и иных средств на использование природного газа в качестве моторного топлива;
- порядок реализации Статьи 9. "Меры экономического стимулирования в области использования природного газа в качестве моторного топлива" и Статьи 10. "Особенности государственного регулирования и контроля выбросов вредных веществ транспортными и иными средствами, работающими на природном газе";
- порядок разработки и реализации региональных и межрегиональных программ использования природного газа в качестве моторного топлива на транспортных и иных средства в соответствии со Статьей 8. "Программы использования природного газа в качестве моторного топлива".
Депутат Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.А.Язев
"____" июня 1998 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.