Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 28 мая 1998 г. N 22-15/2706
по проектам федерального закона "О порядке передачи
объектов федеральной собственности в муниципальную собственность"
(I чтение) и постановления Государственной Думы "О проекте
федерального закона "О порядке передачи объектов федеральной
собственности в муниципальную собственность"
Изучив по поручению Комитета от 21 мая 1998 года указанные проекты, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
Соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации
Исходя из конституционного принципа разделения власти, полагаем необходимым доработать положения проекта, определяющие полномочия федеральных органов исполнительной власти.
Содержание статей 6 и 11 проекта об условиях и особенностях передачи объектов при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не позволяет оценить их как соответствующие требованию статьи 132 Конституции Российской Федерации о передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями.
В связи с тем, что принятие законопроекта может повлечь за собой негативные последствия для доходной части федерального бюджета, законопроект может быть внесен в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации (часть 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации).
Соответствие законопроекта федеральным законам и основным отраслевым
законодательным актам
Ряд положений законопроекта не соответствует нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК), регулирующим вопросы собственности. Так, пункт 2 статьи 7 законопроекта содержит исчерпывающий перечень случаев, когда орган местного самоуправления вправе отказаться от принятия объектов в муниципальную собственность. Следовательно, при отсутствии указанных оснований у органа местного самоуправления возникнет обязанность принять имущество в собственность, что будет противоречить главе 14 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает принудительного приобретения права собственности.
Пункт 8 статьи 9 о праве органов местного самоуправления на обращение в суд в случае отказа Правительства Российской Федерации в передаче объектов федеральной собственности в муниципальную собственность подлежит исключению из текста законопроекта, поскольку в данном случае отсутствует предмет иска. В соответствии со статьей 209 ГК только собственнику (или лицу, им уполномоченному) принадлежит право распорядиться, не нарушая закона, своим имуществом по своему усмотрению, и суд в данном случае повлиять на решение собственника не может.
Пункт 2 статьи 12 предусматривает, что "порядок передачи объектов муниципальной собственности в федеральную собственность осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации", однако ГК такого порядка не содержит. Согласно пункту 3 статьи 212 ГК особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество в зависимости от того, в чьей собственности находится имущество, могут устанавливаться лишь законом.
Нуждаются в уточнении перечни видов объектов, которые могут быть переданы в муниципальную собственность (статьи 3 и 4 проекта). Например, пункт "и" статьи 3 к числу таких объектов относит "водные объекты местного значения, но в соответствии со статьей 34 Водного кодекса Российской Федерации в собственности муниципальных образований могут находиться не любые, а лишь обособленные водные объекты. Кроме того, статья 35 Кодекса прямо предусматривает, что водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальных образований.
В пункте "ж" статьи 4 говорится, что для обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальному образованию в собственность могут передаваться, в частности, аэропорты. Следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 7 Воздушного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности могут находиться только аэропорты, относящиеся к имуществу гражданской или экспериментальной авиации.
Внутренняя логика законопроекта
Проект содержит положения о передаче объектов муниципальной собственности в федеральную собственность, что не входит в предмет регулирования предлагаемого законопроекта, который определен в его преамбуле и названии.
В целом проект требует юридико- и редакционно-технической доработки.
Замечаний по проекту постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона "О порядке передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность" не имеется.
Первый заместитель
начальника Управления |
В.А.Рощин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.