Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Настоящий законопроект имеет своей целью уточнение отдельных положений Закона Российской Федерации от 19.02.93 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в части назначения пенсий лицам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и приведение их в соответствие с нормами Закона Российской Федерации от 20.11.90 г. N 340-1 (с последующими изменениями и дополнениями) "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и, фактически, носит кодифицирующий характер.
В настоящее время порядок назначения и выплаты пенсий гражданам, работающим и проживающим на Севере, регулируется двумя законами - Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Соответственно, этими законами регулируются и вопросы назначения и выплаты пенсий лицам, выехавшим за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (ст.112 Закона от 20.11.90 г. N 340-1 и ст.31 Закона от 19.02.93 г. N 4520-1).
После принятия Федерального закона от 28.03.98 г. N 43-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" возникли противоречия в части назначения и выплаты пенсий различным категориям пенсионеров, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом в наиболее худшем положении оказались лица, получившие льготную пенсию по старости в максимальном размере в связи с работой на Крайнем Севере (ст.14 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). Часть третья статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.03.98 г. N 43-ФЗ) предусматривает, что гражданам, которым пенсия по старости назначена при пониженном пенсионном возрасте в соответствии со статьей 14 этого Закона, то есть проработавшим соответственно 15-20 календарных лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях либо не менее 7 лет 6 месяцев в районах Крайнего Севера и имеющим общий трудовой стаж 25-20 лет (для мужчин и женщин), при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента. Однако если пенсия назначена в максимальном размере, районный коэффициент, с учетом которого он определяется, ограничивается пределом 1,5. При проживании на Севере максимальная пенсия в соответствии с новым порядком выплачивается с учетом фактического районного коэффициента.
Статья 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" расширяет круг лиц, которым пенсия исчисляется с учетом районного коэффициента к заработной плате. Согласно ее нормам при выезде пенсионеров из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, проработавших в этих районах и местностях соответственно 15-20 календарных лет, все виды трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, за выслугу лет), назначенных в максимальном размере, а также льготные пенсии по старости, назначаемые за работу в связи с особыми условиями труда (по Списку N 1 и Списку N 2), сохраняются с районным коэффициентом. Кроме того, лицам, проработавшим 15-20 календарных лет в указанных районах и местностях и выехавшим из них до назначения пенсии на постоянное место жительства в другую местность, все виды трудовых пенсий могут впоследствии назначаться с применением районного коэффициента уже по новому месту жительства (то есть вне северных регионов). При этом никаких ограничений на размер районного коэффициента при исчислении максимальных пенсий статья 31 не устанавливает. Нормы Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" действуют параллельно с нормами Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Следовательно, на основании статьи 31 Закона от 19.02.93 г. N 4520-1 все пенсионеры (за исключением выезжающих с Севера пенсионеров по старости, которым пенсия назначена в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) могут получать максимальную пенсию с районным коэффициентом без ограничения 1,5. Ранее, до принятия Федерального закона от 28.03.98 г. N 43-ФЗ такая ситуация не могла возникнуть, так как во всех случаях при исчислении максимального размера пенсии, районный коэффициент ограничивался 1,5.
Безусловно, лица, приобретшие право на льготную пенсию по старости в связи с работой на Крайнем Севере не должны иметь условия пенсионного обеспечения ниже, чем лица, получающие пенсию по инвалидности или за выслугу лет. Подобная ситуация ломает всю систему предоставления льгот в связи с работой на Крайнем Севере и противоречит здравому смыслу.
Кроме того, реализация новой редакции статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" одновременно с действующей редакцией статьи 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", по сообщению Пенсионного фонда России, приведет к дополнительным расходам в сумме 604,5 млн.руб. в год, средствами на которые он не располагает и которые не были предусмотрены.
Исходя из изложенного, законопроект предлагает внести соответствующие изменения и дополнения в статью 31 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которые направлены на согласование норм указанной статьи с нормами статьи 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". Законопроект предусматривает, что при выезде лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет на новое постоянное место жительства, за ними сохраняется размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом районного коэффициента, при этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого определяется максимальный размер пенсии, составляет 1,5. Такой же порядок определения максимального размера пенсии распространяется и на случаи, когда пенсия таким лицам назначается за пределами указанных районов и местностей. Таким образом, законопроект устанавливает единые правила назначения и выплаты максимальной пенсии лицам, отработавшим на Севере длительное время, независимо от вида получаемой пенсии. Кроме того, законопроект вносит ряд уточнений редакционного характера, которые должны предотвратить случаи двойного толкования закона.
Дополнительные расходы на реализацию законопроекта не требуются.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.