Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 28 и 35 Закона РСФСР "О занятости населения в Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации признал положение абзаца шестого пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", устанавливающее ограничение оплаты периода временной нетрудоспособности безработных граждан 30 календарными днями, не соответствующим Конституции Российской Федерации (части 1 статьи 39), поскольку в федеральном законодательстве отсутствуют гарантии предоставления безработным иного источника средств к существованию в рамках системы социального обеспечения при продолжении временной нетрудоспособности свыше указанного срока (постановление от 16 декабря 1997 г. N 20-П).
В целях устранения отмеченного постановлением Конституционного Суда Российской Федерации несоответствия подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 28 и 35 Закона РСФСР "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции от 20 апреля 1996 г.).
Законопроектом предусматривается выплачивать всем категориям безработных пособие по безработице (стипендию) весь период временной нетрудоспособности (в течение 12-месячного периода получения пособия или всего периода обучения) вместо оплаты временной нетрудоспособности (исключается абзац шестой пункта 1 статьи 28).
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством период временной нетрудоспособности отдельных категорий безработных не включается в общий период выплаты пособия по безработице и продлевает его на такое же число дней. Таким образом безработному оплачивается как временная нетрудоспособность (не свыше 30 дней) в размере пособия по безработице, так и пособие в период продления срока его получения.
В результате принятия Конституционным Судом Российской Федерации решения об отмене ограничения периода оплаты временной нетрудоспособности отдельным категориям безработных возникает ситуация, когда пособие по безработице выплачивается фактически дважды без какого-либо ограничения - то есть за весь период болезни безработного и за период продления срока выплаты пособия.
Это ведет к росту расходов на выплату пособий, не стимулирует безработных к трудоустройству, а также побуждает их к получению больничного листа в качестве средства продления периода выплаты пособия по безработице.
В этой связи предлагается засчитывать период временной нетрудоспособности безработного в общий период выплаты пособия по безработице без продления последнего (исключается абзац второй пункта 4 статьи 35).
Учитывая, что болезнь безработного может стать причиной его неявки на перерегистрацию и в соответствии с действующим законодательством послужить основанием для приостановки выплаты пособия по безработице, предлагается установить, что выплата пособия может быть приостановлена в случае нарушения безработным условий и сроков перерегистрации только без уважительных причин (дополнение абзаца четвертого пункта 3 статьи 35).
По расчетам, в 1998 г. предлагаемые изменения могут коснуться 240 тыс. безработных граждан.
Предлагаемые изменения, устанавливающие единый для всех категорий безработных порядок выплаты пособия по безработице, позволят усилить адресность социальной поддержки безработных и упорядочить выплату пособия по безработице в период временной нетрудоспособности безработных граждан.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.