Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об общих принципах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации"
Основанием для разработки и внесения проекта федерального закона являются: часть вторая статьи 132 Конституции Российской Федерации;
пункт (5) статьи 4, пункт (6) статьи 5, пункт (4) статьи 6, пункт 3 статьи 36, статья 38, пункт 2 статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
При разработке законопроекта рассматривались следующие вопросы:
определение понятия "государственные полномочия";
порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
порядок передачи материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий;
условия и порядок контроля государственными органами реализации государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;
порядок контроля использования материальных и финансовых средств, предназначенных для осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий;
ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за неисполнение (ненадлежащее исполнение) переданных им государственных полномочий;
ответственность органов и должностных лиц государственной власти за неисполнение (ненадлежащее исполнение) возложенных на них законом обязанностей по обеспечению реализации государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
В проекте федерального закона дано определение понятия государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Установлены общие принципы определения государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые могут быть переданы органам местного самоуправления и установлены общие принципы определения государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые не могут быть переданы органам местного самоуправления. (Например, установленные в Конституции Российской Федерации исключительные полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации и высших должностных лиц государственной власти Российской Федерации не могут быть переданы никаким другим органам и должностным лицам, кроме случаев оговоренных в самой Конституции.)
Данная редакция законопроекта подготовлена с учетом замечаний и предложений субъектов законодательной инициативы. В частности, в законопроект введены нормы, устанавливающие общие принципы порядка завершения исполнения отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления (статьи 9, 16), уточнены нормы, определяющие порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, имеющими определенный срок действия (статья 4), уточнены нормы, определяющие правовое регулирование порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (статьи 8, 10), уточнен порядок бюджетного финансирования осуществления отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления (статья 12), законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации наделены правом устанавливать административную ответственность должностных лиц государственной власти субъектов Российской Федерации за ненадлежащее обеспечение исполнения отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации, которыми наделены органы местного самоуправления и административную ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за ненадлежащее исполнение отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации, которыми наделены органы местного самоуправления (статья 19).
Законопроект в соответствии положениями Конституции Российской Федерации, устанавливающими порядок правового регулирования вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, имеет целью установить общие правовые принципы, регулирующие порядок наделения отдельными государственными полномочиями в Российской Федерации. Так, в подпункте (н) части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, а в соответствии с частью второй статьи 76 Конституции по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. На основании этих конституционных положений в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением (пункт 1 статьи 4), наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией (пункт 5 статьи 4), а к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления отнесено наделение органов местного самоуправления законом отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией (пункт 6 статьи 5). Таким образом, рассматриваемый проект федерального закона в соответствии с вышеуказанными положениями Конституции Российской Федерации и нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает общие принципы порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления конкретными отдельными государственными полномочиями Российской Федерации будет осуществляется соответствующими федеральными законами, а наделение органов местного самоуправления конкретными отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации будет осуществляться соответствующими законами субъекта Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с рассматриваемым проектом федерального закона. При этом, перечень норм, регулирующих порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не является исчерпывающим (пункт 1 статьи 8), что позволяет законодателю при подготовке законов, наделяющих органы местного самоуправления конкретными государственными полномочиями, обеспечить правовое регулирование в зависимости от тех или иных социально-экономических особенностей общественных отношений, к которым относятся соответствующие государственные полномочия.
Принятие данного законопроекта не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.