Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98076435-2 "О государственной поддержке отечественного товаропроизводителя"
Досье на проект федерального закона
Продолжающийся кризис российской экономики, сохранение высоких темпов спада промышленного производства и снижения качества отечественных товаров при том, что спрос на эти товары продолжает увеличиваться, остро ставят вопрос о законодательных и организационных мерах по поддержке отечественного товаропроизводителя, обеспечивающих на данном этапе простое, а в дальнейшем расширенное воспроизводство как фактор оздоровления экономики в целом.
В настоящее время на уровне государственного руководства отсутствует целостная концепция поддержки отечественного товарного производства. Так, программа Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997 - 2000 годах" говорит только о поддержке малого и среднего предпринимательства, т.е. скорее о рынке услуг, нежели производственной сфере.
Политика поддержки отечественного товаропроизводителя должна быть направлена на приоритетное развитие перспективных и значимых для общества и государства производств и видов деятельности, мер по контролю качества продукции в целях безопасности и защиты прав потребителей, а также специальных мер по защите отечественных товаропроизводителей от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.
Кроме того, необходимы меры по стимулированию экспорта отечественных товаров, особенно наукоемких и с высокой добавленной стоимостью. В этих целях могли бы использоваться такие экономические рычаги, как оптимизация цены и качества товара по отношению к среднемировым ценам, льготное налогообложение на экспортируемые товары для российских производителей и т.д.
Необходимо также отметить, что рост потребления импортных аналогов продукции в России является не причиной, а следствием снижения объемов производства и реализации отечественных. Поэтому широко распространенный в других странах способ поддержки товаропроизводителя путем увеличения размеров пошлин и квотирования в российских условиях приведет исключительно к углублению экономического кризиса, нарушит, хотя и шаткое, но более или менее устоявшееся равновесие на потребительском рынке.
Защитные меры во внешнеэкономической деятельности должны сопровождаться решением задачи обеспечения внутреннего рынка на основе технического перевооружения производства, наиболее полного использования имеющихся мощностей.
Для поставленных целей должны быть задействованы, в первую очередь, макроэкономические методы поддержки и развития производства - бюджетные, налоговые, тарифные, ценовые и т.д.
Инвестиционная политика, особенно в области привлечения иностранных инвестиций должна быть увязана с задачей развития отечественной промышленности. Необходимо предусмотреть разработку специальной системы налоговых и иных льгот для предпринимателей, вкладывающих свои финансовые средства в зависимости от приоритетности направлений производства.
Должна быть предусмотрена возможность применения методов планирования, по крайней мере на уровне прогнозных оценок, к использованию вышеперечисленных мер.
В области законодательного обеспечения необходимо, прежде всего, разработать и принять базовый закон о поддержке отечественного товаропроизводителя.
Закон, принятый на основе предлагаемого законопроекта, должен служить рамочным по отношению к тем сферам правового регулирования, которые уже обеспечены действующим законодательством и непосредственно регулировать не имеющие законодательного обеспечения вопросы, такие как ценообразование, планирование, деятельность комиссии по защите внутреннего рынка, посредническая деятельность, кредитно-финансовая поддержка, отношение к международным режимам регулирования внешнеэкономической деятельности, включая деятельность ВТО.
Справка
к проекту федерального закона "О государственной поддержке отечественного товаропроизводителя"
Настоящий законопроект является базовым в области защиты отечественных товаропроизводителей и должен в дальнейшем рассматриваться как рамочный при совершенствовании отечественного законодательства в указанной области. В связи с его принятием не требуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Реализация законопроекта не требует дополнительных материальных затрат, в том числе расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.