Проект федерального закона
"Об альтернативной гражданской службе"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Направление на альтернативную гражданскую службу.
Глава III. Полномочия государственных органов и органов
местного самоуправления по организации альтернативной
гражданской службы.
Глава IV. Прохождение альтернативной гражданской службы.
Глава V. Заключительные положения.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Задачи Закона.
Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с осуществлением конституционного права гражданина, убеждениям или вероисповеданию которого противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, устанавливает порядок и условия прохождения альтернативной гражданской службы.
Статья 2. Законодательство об альтернативной гражданской службе.
Законодательство Российской Федерации об альтернативной гражданской службе состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним законодательных актов Российской Федерации.
Статья 3. Понятие альтернативной гражданской службы.
Альтернативная гражданская служба - общественно полезная деятельность, не связанная с военной службой и принятием военной присяги, а также с другими службами, требующими ношения, применения, непосредственного производства и непосредственного обслуживания оружия, боевых припасов и боевой техники, выполнением которой возлагается на гражданина государством в порядке, установленном настоящим Законом.
Альтернативная гражданская служба имеет целью исполнение долга перед обществом и не носит характера наказания, унижения чести и достоинства личности.
Статья 4. Право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
Гражданин Российской Федерации имеет право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждения или вероисповедание гражданина не позволяют ему участвовать в любых войнах, применять насилие, принимать военную присягу, носить, применять, непосредственно производить и непосредственно обслуживать оружие, боевые припасы и боевую технику.
Далее по тексту Закона далее указанные убеждения или вероисповедание именуются термином убеждения совести.
Убеждения совести гражданина, заявившего о желании проходить альтернативную гражданскую службу, подтверждаются неукоснительным выполнением настоящего Закона, Положения "Об организации и прохождении альтернативной гражданской службы", уставов или правил внутреннего трудового распорядка предприятий, учреждений, организаций, на которых гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.
Статья 5. Лица, направляемые на альтернативную гражданскую службу.
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане, подлежащие призыву на военную службу и лично заявившие о невозможности ее прохождения по убеждениям совести.
Действие настоящего Закона не распространяется на лиц, имеющих право на отсрочку от призыва на военную службу или освобожденных от ее прохождения по другим, предусмотренным действующим законодательством, основаниям.
Статья 6. Срок альтернативной гражданской службы.
Продолжительность альтернативной гражданской службы составляет полтора срока от установленного законом максимального срока военной службы по призыву для соответствующей категории призывников.
Статья 7. Место прохождения альтернативной гражданской службы.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу на территории того субъекта Российской Федерации, где они постоянно проживают, на государственных и муниципальных предприятиях, в учреждениях, организациях и службах, на работах согласно перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.
Прохождение альтернативной гражданской службы за пределами субъекта Российской Федерации, где постоянно проживал гражданин на момент направления на альтернативную гражданскую службу, допускается в следующих случаях:
- по решению Правительства Российской Федерации - для ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных происшествий;
- по решению Правительства Российской Федерации, согласованному с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для обеспечения деятельности объектов и служб федерального значения в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;
- при невозможности предоставить гражданину альтернативной гражданской службы на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с перечнем работ, к которым могут привлекаться граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу.
Статья 8. Альтернативная гражданская служба в условиях чрезвычайного и военного положения.
В условиях чрезвычайного или военного положения, отношения, связанные с реализацией права граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой, регулируются соответствующими федеральными конституционными законами Российской Федерации.
Глава II. Направление на альтернативную гражданскую службу.
Статья 9. Заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой.
Заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу по убеждениям совести подается лично гражданином в орган местного самоуправления, а копия - в военный комиссариат по месту его постоянного жительства в течение шести месяцев до начала полугодия, в котором он подлежит призыву.
В заявлении должны быть подробно изложены причины, побудившие гражданина принять решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу. К заявлению следует приложить подробную автобиографию. Заявление должно быть подписано заявителем. Поданное заявление регистрируется органом местного самоуправления района, города (без районного деления). Гражданину выдается свидетельство о регистрации его заявления.
После создания органом местного самоуправления района, города (без районного деления) призывной комиссии, все зарегистрированные органом местного самоуправления заявления граждан о замене военной службы по убеждениям совести на альтернативную гражданскую службу в трехдневный срок передаются на рассмотрение в призывную комиссию.
Статья 10. Рассмотрение заявления.
Призывная комиссия рассматривает поступившее от гражданина заявление и принимает по нему мотивированное решение. Заседание комиссии проходит открыто. Заявитель извещается о времени и месте заседания комиссии. Неявка заявителя на заседание без уважительной причины не является препятствием для рассмотрения заявления по существу.
По решению призывной комиссии или по просьбе гражданина, чье заявление рассматривается, на заседание призывной комиссии могут приглашаться эксперты, представители общественных, религиозных объединений и другие граждане для дачи заключений или пояснений по существу заявления.
Неявка заявителя на заседание комиссии без уважительной причины по повторному вызову является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Статья 11. Принятие решения по заявлению.
Призывная комиссия правомочна принимать решения по заявлению, если в ее заседании принимает участие не менее 2/3 членов комиссии. Решение комиссии принимается открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии и сообщается заявителю.
Решение призывной комиссии в трехдневный срок направляется для исполнения в орган местного самоуправления района, города (без районного деления). Копия решения выдается на руки заявителю по требованию в тот же срок.
Статья 12. Основания для отказа в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу.
Решением призывной комиссии гражданину может быть отказано в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу по следующим основаниям:
- если его заявление не мотивировано убеждениями совести;
- если ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился;
- если он дважды вызывался на заседание комиссии и не явился на них без уважительной причины;
- если в заявлении и прилагаемых к нему материалах содержатся ложные сведения.
Статья 13. Оставление заявления без рассмотрения.
Если в процессе рассмотрения заявления о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу будет установлено, что подавший заявление гражданин имеет право на отсрочку от призыва на военную службу либо не подлежит призыву по другим законным основаниям: призывная комиссия оставляет заявлением без рассмотрения.
В случае, если гражданину ранее было отказано в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, повторное его заявление, поданное на основании убеждений совести, не рассматривается.
Статья 14. Разрешение споров, связанных с заменой военной службы на альтернативную гражданскую службу.
Решение призывной комиссии об отказе удовлетворить заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу может быть обжаловано заявителем в суд в течении десяти дней со дня вынесения решения.
Решение суда является окончательным.
Статья 15. Направление на альтернативную гражданскую службу.
Основанием для направления на альтернативную гражданскую службу является решение призывной комиссии или решение суда.
Направление для прохождения альтернативной гражданской службы вручается гражданину под расписку органом местного самоуправления района, города (без районного деления).
Глава III. Полномочия государственных органов и органов
местного самоуправления по организации альтернативной
гражданской службы.
Статья 16. Организация альтернативной гражданской службы.
Организация альтернативной гражданской службы возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления района, города (без районного деления).
Координация мероприятий: связанных с организацией альтернативной гражданской службы в Российской Федерации, а также организация альтернативной гражданской службы на объектах и службах федерального значения возлагается на Правительство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления района, города (без районного деления) могут создавать комиссии, ведающие организацией альтернативной гражданской службы.
Статья 17. Полномочия органа местного самоуправления района, города (без районного деления) по организации альтернативной гражданской службы.
Органы местного самоуправления района, города (без районного деления) при котором создается призывная комиссия:
- направляют граждан, в отношении которых принято решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, для прохождения альтернативной гражданской службы;
- ведут учет граждан, постоянно проживающих на территории, находящейся в его ведении, и направленных на альтернативную гражданскую службу;
- ведут учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу на территории, находящейся в его ведении, независимо от того, откуда гражданин направлен для прохождения альтернативной гражданской службы;
- осуществляют контроль за прохождением гражданами альтернативной гражданской службы на территории, находящейся в его ведении;
- в пределах своей компетенции рассматривает заявления граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу и принимает по ним решения;
- в пределах своей компетенции принимает решения об увольнении с альтернативной гражданской службы граждан в связи с окончанием срока ее прохождения;
- осуществляет контроль за выполнением трудовых договоров между работодателями и лицами, находящимися на альтернативной гражданской службе, принимает необходимые меры по защите их прав, а также решает другие вопросы, связанные с обеспечением прохождения гражданами альтернативной гражданской службы;
- в случае уклонения гражданина прохождения альтернативной гражданской службы обращаются с иском о лишении его права на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
Статья 18. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по организации альтернативной гражданской службы.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- утверждают перечень мест прохождения альтернативной гражданской службы и направляют его в органы местного самоуправления района, города (без районного деления);
- заключают договоры с предприятиями, учреждениями, организациями о прохождении гражданами альтернативной гражданской службы;
- рассматривают заявления граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в пределах своей компетенции и принимают по ним решения;
- принимают решения о досрочном увольнении с альтернативной гражданской службы.
Статья 19. Полномочия Правительства Российской Федерации по организации альтернативной гражданской службы.
Правительство Российской Федерации:
- принимает Положение "Об организации и прохождении альтернативной гражданской службе";
- утверждает перечень работ, к которым могут привлекаться (по которым могут работать) граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и приоритеты, которыми должны руководствоваться органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при определении перечней мест прохождения альтернативной гражданской службы;
- утверждает перечень объектов и служб федерального значения для прохождения альтернативной гражданской службы;
- в случаях, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона, направляет граждан на альтернативную гражданскую службу и осуществляет контроль за условиями и порядком прохождения альтернативной гражданской службы;
- определяет перечень социальных гарантий и льгот для граждан проходящих альтернативную гражданскую службу.
Статья 20. Финансирование расходов, связанных с организацией альтернативной гражданской службы.
Финансирование расходов, связанных с организацией альтернативной гражданской службы, осуществляется за счет федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств, на объектах которых организовано прохождение альтернативной гражданской службы.
Глава IV. Прохождение альтернативной гражданской службы.
Статья 21. Исчисление срока альтернативной гражданской службы.
Срок альтернативной гражданской службы исчисляется с первого дня выхода гражданина на службу (работу), а в случае направления его для прохождения альтернативной гражданской службы в другую местность - со дня убытия к месту прохождения гражданской службы.
Каждый рабочий (служебный) день, пропущенный без уважительной причины, влечет за собой увеличение срока службы на один день.
Статья 22. Порядок прохождения альтернативной гражданской службы.
Порядок прохождения альтернативной гражданской службы определяется настоящим Законом, Положением "Об организации и прохождении альтернативной гражданской службы", уставами или правилами внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения, организации, на которых гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.
Гражданин, получивший направление на альтернативную гражданскую службу, обязан явиться на указанное в направлении предприятие, учреждение, организацию к назначенному времени.
Администрация предприятия, учреждения, организации, куда гражданин прибыл для прохождения альтернативной гражданской службы, обязана принять его на работу на срок, указанный в направлении, и в течение трех дней направить соответствующее сообщение в орган власти, решением которого он был направлен для прохождения альтернативной гражданской службы, и в орган местного самоуправления района, города (без районного деления), на территории которого, находится предприятие, организация, учреждение, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.
Отношения между гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, и администрацией предприятия, учреждения, организации, на котором он проходит альтернативную гражданскую службу, регулируются законодательством Российской Федерации о труде и государственной службе, за исключением случаев, указанных в настоящем Законе.
Гражданин не имеет права увольняться с работы по собственному желанию или по соглашению с администрацией.
Увольнение гражданина с работы по инициативе администрации, а также перевод гражданина (в том числе временный) на работу на другое предприятие, в учреждение или организацию либо в другую местность допускается только с согласия органа власти, решением которого он был направлен для прохождения альтернативной гражданской службы.
Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, не имеет права:
- на забастовку;
- занимать руководящую должность.
Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в трудовой стаж.
Во время прохождения альтернативной гражданской службы гражданин имеет право обращаться в орган власти, направивший его на альтернативную гражданскую службу с заявлением:
- о досрочном увольнении с альтернативной гражданской службы;
- о переводе на военную службу;
- об изменении места и региона прохождения альтернативной гражданской службы;
- о нарушении условий трудового законодательства по отношению к нему со стороны администрации предприятия, учреждения, организации, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.
Статья 23. Оплата труда, социальное обеспечение и страхование граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу.
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, пользуются льготами, подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
Оплата труда граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Предприятие, учреждение или организация обеспечивает гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу не по месту его жительства, служебной жилой площадью или общежитием.
Статья 24. Отпуска граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу.
Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 15 рабочих дней.
По просьбе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, ему может быть предоставлен дополнительный неоплачиваемый отпуск продолжительностью до 10 дней, который не засчитывается в срок прохождения альтернативной гражданской службы.
Статья 25. Право граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, на обучение в образовательных учреждениях.
Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, имеет право обучаться на вечерних и заочных отделениях образовательных учреждений на общих основаниях.
Дни учебных отпусков, предоставляемые гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, не оплачиваются и не засчитываются в срок прохождения альтернативной гражданской службы.
Статья 26. Правовые последствия уклонения от альтернативной гражданской службы.
Под уклонением от альтернативной гражданской службы понимается самовольное прекращение без уважительных причин порученных по службе работ, самовольная отлучка, неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной гражданской службы при назначении, переводе, из командировки, из отпуска или из лечебного учреждения продолжительностью свыше трех суток.
При уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы гражданин по решению суда может быть лишен права на прохождение альтернативной гражданской службы. В этом случае он подлежит призыву на военную службу на общих основаниях без зачета в срок военной службы времени, в течение которого гражданин проходил альтернативную гражданскую службу.
Статья 27. Увольнение с альтернативной гражданской службы.
Гражданин увольняется с альтернативной гражданской службы по истечении установленного статьей 6 настоящего Закона срока его альтернативной гражданской службы. Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается органом местного самоуправления района, города (без районного деления) по месту прохождения службы. Решение об увольнении является основанием для прекращения трудовой деятельности на предприятии, в учреждении, организации, на котором гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.
Решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации граждане могут быть досрочно уволены с альтернативной гражданской службы по основаниям, предусмотренным действующим законодательством для досрочного увольнения с военной службы, а также по заявлению о переводе на военную службу. Заявление о переводе на военную службу может быть подано в течение первого года прохождения альтернативной гражданской службы. При переводе на военную службу срок альтернативной гражданской службы засчитывается из расчета два дня альтернативной гражданской службы за один день военной службы.
Статья 28. Служба в запасе.
Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, состоят на учете в военном комиссариате до пятидесятилетнего возраста по категории "невоеннообязанные" и призыву на военную службу, учебные и военные сборы не подлежат.
По постановлению Правительства Российской Федерации граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, могут быть привлечены для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных происшествий на срок не более трех месяцев за весь период службы в запасе с сохранением за ним места работы.
Глава V. Заключительные положения.
Статья 29. О введении в действие настоящего федерального Закона.
Настоящий федеральный Закон вступит в силу с момента его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации |
Б.Н.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.