Проект закона Российской Федерации
"О государственной политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)
Глава I. Общие положения
Глава II. Принципы и цели государственной политики
Российской Федерации в отношении соотечественников
Глава III. Правовые основы отношений Российской Федерации
с соотечественниками
Глава IV. Основы деятельности по реализации государственной
политики Российской Федерации
Глава V. Организационные основы деятельности Российской Федерации
в области отношений с соотечественниками
Глава VI. Представительство интересов российских соотечественников
в органах государственной власти РФ и координация
органами государственной власти РФ действий
и мероприятий по реализации государственной политики
в отношении соотечественников за рубежом
Глава VII. Заключительные и переходные положения
Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:
Российское государство, Российская республика, РСФСР, СССР и Российская Федерация - один и тот же участник межгосударственных отношений, один и тот же субъект международного права, не прекращавший своего существования, непрерывный;
институт российского гражданства соотнесен с принципом непрерывности (континуитета) российской государственности;
отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации;
эти отношения подлежат регулированию на основе государственной политики Российской Федерации, закрепленной в законодательном порядке;
главную ответственность за благополучие соотечественников за рубежом и обеспечение их основных прав и свобод человека и гражданина несут государства их проживания или пребывания;
защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам за рубежом способствует политической и социальной стабильности государств их проживания, укреплению сотрудничества между народами и государствами;
соотечественники за рубежом вправе полагаться на поддержку Российской Федерации в осуществлении их гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав, в сохранении своей самобытности;
Совет соотечественников при Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации является Представительством российских соотечественников за рубежом;
деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом должна проводиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права с учетом законодательства иностранных государств.
Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, правовые и организационные основы отношений с ними, основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
1. Определение понятия "соотечественники за рубежом" основывается на понимании того, что:
соотечественниками являются лица, родившиеся и проживающие в одном государстве или прибывшие для проживания в нем, имеющие гражданство этого государства, а также не имеющие такового, т.е. лица, имеющие "вид на жительство" или "постоянный вид на жительство", и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, присущих той или иной национальности, населяющей данное государство;
соотечественники, оказавшиеся за пределами своего государства по причине добровольного выезда или в силу вынужденных обстоятельств для постоянного или временного проживания в другом государстве либо в результате изменения границ своего государства, являются соотечественниками за рубежом для тех своих соотечественников, которые остались проживать на территории данного государства в его неизменных или изменившихся границах;
в случае прекращения существования единого государства соотечественники, проживающие в различных его частях, которые приобрели государственную самостоятельность, становятся соотечественниками за рубежом по отношению друг к другу.
2. Для целей настоящего Федерального закона под понятием "соотечественники за рубежом" подразумеваются:
граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом или пребывающие за рубежом со служебными, с деловыми, туристическими, научными, образовательными или иными целями;
лица, имеющие гражданство Российской Федерации, либо двойное гражданство, одним из которых является российское;
граждане СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства (или имеющие вид на жительство) или лицами без гражданства;
потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств (далее - соответственно - граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, граждане СССР, выходцы (эмигранты), потомки соотечественников).
3. Понятие "соотечественники за рубежом" (далее - соотечественники) применяется для обозначения лиц, принадлежащих ко всем в совокупности группам, предусмотренным в пункте 2 данной статьи, если в настоящем Федеральном законе не оговаривается иное.
Статья 2. Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются также следующие понятия:
за рубежом - за пределами территории Российской Федерации;
государства, входившие в состав СССР - государства на указанной территории, помимо Российской Федерации;
деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками - совокупная деятельность участников (сторон) Российской Федерации в данной области;
иностранное государство - иное, чем Российская Федерация, государство;
лицо - физическое лицо;
гражданская принадлежность - наличие подданства или гражданства, соответственно, Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР, Российской Федерации или иностранного государства;
лицо без гражданства - лицо, не состоящее в гражданстве Российской Федерации и не имеющее доказательств о наличии подданства или гражданства иностранного государства;
гражданин Российской Федерации, проживающий за рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, проживающее на территории иностранного государства на основании разрешения, выданного этим государством, и при этом не проживающее на территории Российской Федерации;
гражданин Российской Федерации, пребывающий за рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, проживающее на территории Российской Федерации и не сменившее место жительства в результате выезда за пределы территории Российской Федерации;
трудящиеся мигранты - граждане Российской Федерации, выехавшие временно за пределы территории Российской Федерации для занятия на законном основании оплачиваемой деятельностью, за исключением лиц, не являющихся трудящимися мигрантами по определению Международной организации труда;
выходцы (эмигранты) - подданные Российского государства, граждане Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, добровольно или вынужденно покинувшие свое государство по политическим, экономическим, религиозным или иным мотивам и поселившиеся в иностранном государстве;
потомки соотечественников - родственники соотечественников по прямой восходящей линии;
национальности Российской Федерации - национальности людей, основная территория расселения которых находится в Российской Федерации;
самобытность - родной язык, религия, особенности культуры, традиции и обычаи соотечественников;
титульная национальность - национальность части населения государства, которая определяет официальное наименование данного государства.
Статья 3. Признание принадлежности к соотечественникам
1. Граждане Российской Федерации и лица с двойным гражданством являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности.
2. Признание своей принадлежности к соотечественникам гражданами СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников должно быть актом свободного выбора.
Этот выбор должен быть неразрывно связан с объективными критериями, изложенными в пункте 1 статьи 1 настоящего Федерального закона и со стремлением сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать связи с участниками (сторонами) отношений Российской Федерации с соотечественниками.
3. Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:
указанный в пункте 2 настоящей статьи выбор не должен ущемлять прав лиц, сделавших этот выбор;
дискриминация этих лиц по признаку принадлежности к соотечественникам недопустима.
Совершение действий, вытекающих из принадлежности к соотечественникам, подразумевает соблюдение соотечественниками законодательства государства проживания или пребывания и международных норм, уважение прав других лиц.
Статья 4. Подтверждение принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом
1. Для граждан Российской Федерации и лиц с двойным гражданством документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам за рубежом, служит документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации.
2. Принадлежность соотечественника к гражданам СССР, выходцам (эмигрантам) или потомкам соотечественников может быть подтверждена документом установленного Правительством Российской Федерации образца.
3. Выдача документа производится по основаниям, указанным в статье 5 настоящего Федерального закона, по письменному заявлению данного лица в месячный срок дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации за рубежом или уполномоченными на то органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Решения и действия (бездействие) должностных лиц в связи с выдачей документа могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Указанный в пункте 2 настоящей статьи документ признается указанными в статье 27 настоящего Федерального закона участниками (субъектами) отношений Российской Федерации с соотечественниками, при решении вопросов, касающихся этих отношений.
Статья 5. Основания для подтверждения принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом
Принадлежность соотечественника к гражданам СССР, выходцам (эмигрантам) и потомкам соотечественников устанавливается на основании имеющихся у него документов или иных свидетельств, подтверждающих:
гражданство СССР и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для граждан СССР;
проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для выходцев (эмигрантов);
родство по прямой восходящей линии с указанными выше лицами - для потомков соотечественников;
проживание за рубежом - для всех указанных в настоящей статье лиц.
Глава II. Принципы и цели государственной политики
Российской Федерации в отношении соотечественников
Статья 6. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников
1. Деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками осуществляется на основе государственной политики Российской Федерации, представляющей собой совокупность правовых, социально-экономических, культурных, материально-финансовых, организационных и иных мер, принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, изложенных в статьях 7 и 8 настоящего Федерального закона (далее - государственная политика Российской Федерации).
2. Государственная политика Российской Федерации проводится с учетом принадлежности соотечественников к той или иной группе, предусмотренной настоящим Федеральным законом.
3. Деятельность Российской Федерации по осуществлению государственной политики Российской Федерации не должна рассматриваться как противоречащая принципу равенства, закрепленному во Всеобщей декларации прав человека.
Статья 7. Принципы государственной политики Российской Федерации
Государственная политика Российской Федерации, сочетающая учет исторических и иных особенностей положения соотечественников с интересами российского государства, основывается на признании:
неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина;
особенностей положения и правового статуса соотечественников в иностранных государствах и во время пребывания на территории Российской Федерации;
обязательности соблюдения государствами общепризнанных принципов и норм международного права, включая принцип невмешательства государств во внутренние дела друг друга;
взаимодействия государств в области отношений со своими соотечественниками; права иностранных государств принимать законы, аналогичные настоящему Федеральному закону, в отношении их соотечественников, проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации.
Статья 8. Цели государственной политики Российской Федерации
1. Цели государственной политики Российской Федерации заключаются в содействии созданию необходимых условий для обеспечения соотечественникам, в том числе лицам, не сумевшим адаптироваться в новых условиях на территории государств, входивших в состав СССР, и переселяющимся коллективно или индивидуально на территорию Российской Федерации, в соответствии с принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством иностранных государств следующих возможностей:
получать в случае необходимости помощь и поддержку со стороны Российской Федерации;
проживать в иностранном государстве при соблюдении в отношении соотечественников международно признанных основных прав и свобод человека и гражданина;
активно участвовать в государственной, общественной, экономической, культурной и религиозной жизни государств проживания, в частности в принятии решений, касающихся соотечественников из регионов и мест, в которых они проживают;
свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал во всех его аспектах;
открыто исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды;
беспрепятственно создавать и вести деятельность культурной автономии, органов местного самоуправления, общественных объединений и религиозных организаций, средств информации, участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;
беспрепятственно устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между собой и с Российской Федерацией, получать информацию из Российской Федерации;
активно участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания и Российской Федерацией;
переселяться на жительство в Российскую Федерацию по собственному желанию или в силу вынужденных обстоятельств и обустраиваться в Российской Федерации;
решать вопросы гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права и режимом благоприятствования в законодательстве Российской Федерации.
2. Соотечественники могут пользоваться предоставляемыми настоящим Федеральным законом возможностями в индивидуальном порядке или совместно с другими лицами.
Глава III. Правовые основы отношений Российской Федерации с
соотечественниками
Статья 9. Законодательство Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
Законодательство Российской Федерации в области отношений с соотечественниками основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов и принимаемых в соответствии с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Международные договоры
Международные договоры являются составной частью правового регулирования государственной политики Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 11. Отношения с гражданами Российской Федерации
1. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за рубежом.
Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются наравне с гражданами Российской Федерации правами и свободами и несут равные обязанности за исключениями, устанавливаемыми законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, при соблюдении законов государства проживания.
Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, во время их пребывания на территории Российской Федерации пользуются правами и свободами, а также несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
2. В отношении граждан Российской Федерации, пребывающих за рубежом, применяется положение первого абзаца пункта 1 настоящей статьи, а также нормы международного права, регулирующие пребывание граждан одного государства на территории другого, и международных договоров Российской Федерации.
3. Российская Федерация регулирует внешнюю трудовую миграцию граждан Российской Федерации внутренним законодательством и международными договорами Российской Федерации.
4. Правовой статус граждан Российской Федерации - военнослужащих, а также военных пенсионеров и членов их семей, во время пребывания за рубежом определяется международными договорами Российской Федерации.
Статья 12. Отношения с лицами с двойным гражданством
1. Лица с двойным гражданством не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
2. Лица с двойным гражданством пользуются защитой и покровительством Российской Федерации в соответствии с нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации.
Статья 13. Отношения с гражданами СССР
1. Отношения с гражданами СССР в государствах, входивших в состав СССР определяются историческими особенностями возникновения этих государств и имеют приоритетное значение для Российской Федерации.
2. Российская Федерация содействует гражданам СССР в государствах, входивших в состав СССР, в реализации основных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на гражданство и свободу его выбора, оказывает им помощь и поддержку на основании настоящего Федерального закона и международных договоров Российской Федерации с учетом законодательства государства их проживания.
3. Отношения с гражданами СССР, которые в соответствии с законодательством государств, ранее входивших в состав СССР приобретают гражданство Российской Федерации, государства проживания, третьего государства или двойное гражданство, либо становятся лицами без гражданства, подпадают под действие положений, касающихся соответствующих групп соотечественников, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 14. Отношения с выходцами (эмигрантами)
1. Российская Федерация благоприятствует сохранению выходцами (эмигрантами) связей с Российской Федерацией во всех областях и использованию возможностей, предоставляемых соотечественникам в соответствии с главой IV настоящего Федерального закона, а также выступает в их поддержку в случаях нарушения их основных прав и свобод человека и гражданина.
2. На выходцев (эмигрантов), являющихся гражданами СССР, проживающих за рубежом и за пределами государств, входивших в состав СССР, распространяется действие положений статьи 13.
3. Правоотношения между выходцами (эмигрантами) и Российской Федерацией, вытекающие из факта наличия у выходцев (эмигрантов) в прошлом подданства Российского государства или гражданства Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья 15. Отношения с потомками соотечественников
1. На потомков соотечественников, являющихся гражданами Российской Федерации или лицами с двойным гражданством, распространяется действие статей 11 и 12 настоящего Федерального закона.
2. Участники (стороны) отношений Российской Федерации с соотечественниками создают потомкам соотечественников, в случае установления по основаниям, указанным в статье 5 настоящего Федерального закона, их родства по прямой восходящей линии с гражданами СССР и выходцами (эмигрантами), условия, поощряющие их интерес к Российской Федерации и связи с ней в рамках положений главы IV настоящего Федерального закона.
3. Права потомков соотечественников, которые могут вытекать из их родства с гражданами СССР и выходцами (эмигрантами), обеспечиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья 16. Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками
1. В случае проживания гражданина Российской Федерации за рубежом не прекращается его гражданство.
2. Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, лишенные гражданства РСФСР, Российской Федерации или утратившие его без их свободного добровольного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации, если они не заявят о своем нежелании признать это решение.
Подданные Российского государства, оказавшиеся за его пределами и лишенные гражданства РСФСР или утратившие его без их свободного добровольного волеизъявления, и их потомки по прямой восходящей линии приобретают гражданство Российской Федерации в порядке регистрации.
Выходцам (эмигрантам), добровольно отказавшимся от гражданства Российской Федерации, гражданство Российской Федерации может быть предоставлено по их ходатайству в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданам СССР и потомкам соотечественников, являющимся гражданами иностранного государства, может быть по их ходатайству предоставлено гражданство Российской Федерации на условиях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
3. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.
Принадлежность гражданина СССР, выходца (эмигранта) или потомка соотечественников по прямой восходящей линии в государствах, входивших в состав СССР, к гражданству иностранного государства или отсутствие такового не является препятствием для его обращения о приобретении гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Гражданами Российской Федерации признаются граждане СССР и их потомки по прямой восходящей линии, не заявившие путем свободного добровольного волеизъявления о своем желании состоять в гражданстве других государств.
5. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего за рубежом, может иметь место по ходатайству гражданина или в порядке регистрации, если он выехал на жительство в иностранное государство в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Малообеспеченные граждане СССР и выходцы (эмигранты) освобождаются полностью или частично от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
7. Российская Федерация способствует на основе общепризнанных принципов и норм международного права сокращению лиц без гражданства среди соотечественников.
Статья 17. Въезд в Российскую Федерацию, передвижение по территории Российской Федерации и выезд соотечественников из Российской Федерации
Порядок въезда в Российскую Федерацию, передвижения по территории Российской Федерации и выезда соотечественников из Российской Федерации устанавливается федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Статья 18. Правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
1. Во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации за исключением случаев, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
2. Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства имеют права, идентичные правам иностранцев в области предпринимательской деятельности, за исключением и с учетом особенностей, вводимых настоящим законом.
3. Гражданам СССР и выходцам (эмигрантам), являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, может быть предоставлено Правительством Российской Федерации право на проезд по территории Российской Федерации и пользование гостиничными услугами наравне с гражданами Российской Федерации.
4. Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, не вправе:
избирать и быть избранными в представительные и законодательные органы Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, судебные органы, занимать или иным образом исполнять выборные государственные должности, а также принимать участие в общегосударственных референдумах;
занимать или иным образом исполнять иные должности, а также заниматься трудовой деятельностью, если в соответствии с федеральным законом назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству Российской Федерации;
привлекаться к исполнению воинской обязанности и проходить военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации;
быть принятыми на работу в качестве гражданского персонала воинских частей и военных учреждений;
занимать или иным образом исполнять должности в правоохранительных органах в Российской Федерации, а также должности, требующие допуска к работам и документам, содержащим государственную тайну.
5. Иные ограничения прав и свобод соотечественников, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, в Российской Федерации могут быть установлены исключительно федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты прав и законных интересов других лиц, защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.
Статья 19. Отношения с общественными объединениями соотечественников
Общественные объединения соотечественников вправе:
представлять интересы своих членов в сношениях с участниками (сторонами) отношений Российской Федерации с соотечественниками, указанными в статье 27 настоящего Федерального закона, а также с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации;
участвовать в работе экспертно-консультативных органов, функционирующих при Федеральном Собрании Российской Федерации, при органах исполнительной власти Российской Федерации, при органах государственной власти субъектов Российской Федерации, при государственно-общественных и общественных объединениях и фондах в Российской Федерации;
осуществлять функции и пользоваться возможностями, предусмотренными статьей 4 и главой IV настоящего Федерального закона.
Глава IV. Основы деятельности по реализации государственной
политики Российской Федерации
Статья 20. Основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы, в соответствии с которыми осуществляется деятельность по реализации государственной политики Российской Федерации.
Президент Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом определяет основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников.
2. Российская Федерация исходит из того, что защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам является неотъемлемой частью международной защиты прав человека и тем самым является областью международного сотрудничества.
3. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом является составной частью международных связей Российской Федерации.
4. Российская Федерация предоставляет необходимую материальную, финансовую и иную помощь национально-культурным автономиям, органам местного самоуправления, общественным объединениям соотечественников и религиозным организациям соотечественников.
5. Права, обязанности и интересы соотечественников предусматриваются в законодательстве Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации, которые затрагивают эти права, обязанности и интересы, в соответствии с принадлежностью соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
6. Программы сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами разрабатываются, принимаются и реализуются с учетом особенностей положения и интересов соотечественников, а также с учетом соблюдения тем или иным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина.
7. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российская Федерация предусмотренных международным правом мер по защите интересов соотечественников.
Статья 21. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина
1. Соотечественники вправе рассчитывать на поддержку Российской Федерации:
в обеспечении своих основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, предусмотренных международными пактами о правах человека;
в своих действиях, направленных против случаев дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к соотечественникам, имущественного положения или любого другого обстоятельства, на обеспечение права соотечественников на полное равенство перед законом.
2. Поддержка соотечественников в области основных прав и свобод человека и гражданина осуществляется Российской Федерацией в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, с учетом законодательства иностранных государств и принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Статья 22. Поддержка соотечественников в экономической и социальной областях
1. Российская Федерация стимулирует сотрудничество хозяйствующих субъектов соотечественников с российскими хозяйственными товариществами и обществами, создание совместных предприятий, товариществ и обществ, участие соотечественников в инвестициях в российскую экономику.
Российская Федерация поощряет связи российских предприятий с предприятиями за рубежом, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством иностранных государств.
Российская Федерация содействует привлечению российских предпринимателей к деятельности соотечественников и их организаций, а также финансированию этой деятельности в любой форме, допускаемой законодательством Российской Федерации и законодательством иностранного государства.
Российская Федерация учитывает соблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников при заключении международного договора Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве и предоставлении Российской Федерацией кредитов иностранному государству.
2. Российская Федерация оказывает в социальной области поддержку в первоочередном порядке социально незащищенным категориям соотечественников, в том числе в пенсионном обеспечении, в зависимости от их принадлежности к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, на основании законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.
Соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, может быть предоставлена гуманитарная помощь в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Статья 23. Поддержка соотечественников в области культуры, языка и образования
1. Российская Федерация поддерживает соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимает с этой целью соответствующие действия с учетом законодательства иностранных государств, законов и международных договоров Российской Федерации.
Российская Федерация осуществляет всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах, в которых они существуют.
Соотечественникам предоставляется возможность использовать российские центры науки и культуры в иностранных государствах для удовлетворения культурных, научных и информационных потребностей.
2. В целях содействия соотечественникам в сохранении и развитии своего культурного наследия Российская Федерация:
оказывает помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников;
способствует изучению культурного наследия соотечественников;
содействует всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками.
3. Российская Федерация способствует в соответствии с положениями настоящего Федерального закона сохранению соотечественниками знания родных языков национальностей Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления публично и в частной жизни, для обучения и получения информации на этих языках.
Российская Федерация исходит из того, что придание в государствах, входивших в состав СССР, статуса второго государственного языка или языка межнационального общения русскому языку, являющемуся важным средством межнационального общения и наиболее широко распространенному среди соотечественников, отвечает интересам этих государств и способствует укреплению их сотрудничества с Российской Федерацией. Российская Федерация исходит также из того, что закрытие русских школ и других учебных заведений в государствах, входивших в состав СССР, преподавание в которых ведется на русском языке, не способствует укреплению межгосударственных отношений.
4. Российская Федерация способствует получению гражданами СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников наравне с гражданами Российской Федерации среднего и высшего профессионального образования, повышению ими квалификации, в том числе в аспирантуре и докторантуре, в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае установления квоты на прием иностранных граждан на обучение и повышение квалификации за счет средств федерального бюджета в них в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников.
Российская Федерация содействует получению соотечественниками общего образования на языках национальностей Российской Федерации, включая изучение российских истории и культурного наследия, осуществляя с этой целью меры по подготовке преподавателей, разработке при участии специалистов-соотечественников учебников, программ и учебно-методических пособий с учетом особенностей организации образовательного процесса в государствах, ранее входивших в состав СССР, и снабжению ими соотечественников, оказанию помощи в создании и официальном признании в государствах, ранее входивших в состав СССР, учебных заведений, открытии филиалов российских высших учебных заведений с обучением на языках национальностей Российской Федерации и эквивалентности дипломов, выдаваемых этими учебными заведениями.
5. В отношениях с государствами, входившими в состав СССР, Российская Федерация проводит линию на выработку согласованной политики в сфере образования и на формирование единого образовательного пространства, в котором учитываются права и интересы соотечественников; заключает международные договоры о признании Российской Федерацией дипломов о высшем образовании соотечественников, получивших высшее образование в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике.
Статья 24. Поддержка соотечественников в информационной области
1. Российская Федерация поддерживает соотечественников в получении и распространении информации, в пользовании информацией на языках национальностей Российской Федерации на территории государств их проживания, в создании средств информации, поддержании и развитии информационных связей между государствами их проживания, между соотечественниками и Российской Федерацией.
Органы государственной власти Российской Федерация принимают меры по распространению информации о реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом и о положении соотечественников за рубежом в Российской Федерации и в государствах проживания соотечественников.
2. Российской Федерацией создаются необходимые условия путем принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров для передачи соотечественникам информации из Российской Федерации посредством телевизионного вещания и радиовещания, распространения периодических и иных печатных изданий, кинопродукции, аудио- и видеоматериалов на родных языках соотечественников.
Российским средствам массовой информации, осуществляющим информирование соотечественников, предоставляются государством финансовые и материально-технические средства для выполнения этой задачи.
3. Российская Федерация оказывает поддержку средствам массовой информации, принадлежащим соотечественникам, при соблюдении законодательства государства, на территории которого функционируют эти средства массовой информации, и в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья 25. Поддержка соотечественников при переселении и обустройстве в Российской Федерации
1. Российская Федерация принимает меры по созданию для соотечественников благоприятных правовых и иных условий выезда из государства проживания на жительство в Российскую Федерацию посредством заключения международных договоров о регулировании процессов переселения и защите прав переселенцев.
2. Граждане Российской Федерации и лица с двойным гражданством, вынужденные покинуть место жительства в государстве, входившем в состав СССР, по обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о вынужденных переселенцах, признаются по их ходатайству вынужденными переселенцами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
3. Вынужденными переселенцами признаются граждане СССР, проживавшие в государстве, входившем в состав СССР, получившие статус беженца в Российской Федерации и утратившие этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
4. Соотечественники, не имеющие гражданства Российской Федерации, вынужденные покинуть государство своего проживания по обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, признаются по их ходатайству беженцами в порядке, установленном этим законодательством.
5. Порядок и условия обустройства соотечественников при добровольном или вынужденном переселении на жительство на территории Российской Федерации устанавливаются в зависимости от приобретенного соотечественниками в соответствии с законодательством Российской Федерации статуса.
Статья 26. Эвакуация соотечественников в случаях вооруженных конфликтов и угрозы их личной безопасности
Российская Федерация обеспечивает гражданам Российской Федерации и лицам с двойным гражданством, а также при их обращении за помощью гражданам СССР и выходцам (эмигрантам), являющимся лицами без гражданства, эвакуацию и (или) получение срочной гуманитарной помощи в случае возникновения угрозы жизни, здоровью или личной безопасности за пределами Российской Федерации вследствие стихийных бедствий, массовых беспорядков или военных действий.
Глава V. Организационные основы деятельности Российской Федерации в
области отношений с соотечественниками
Статья 27. Участники (стороны) отношений Российской Федерации с соотечественниками
В Российской Федерации участниками (сторонами) отношений с соотечественниками являются органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, в том числе политические партии и профсоюзные организации, религиозные организации, хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, и физические лица.
Статья 28. Полномочия Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
Полномочиями Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:
установление основ государственной политики Российской Федерации и деятельности по ее реализации;
принятие федеральных законов Российской Федерации, внесение изменений в федеральные законы Российской Федерации, контроль за их соблюдением;
принятие федеральных программ;
заключение международных договоров Российской Федерации и контроль за исполнением взятых по ним обязательств;
другие полномочия, определенные федеральными законами.
Статья 29. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
1. Вне пределов полномочий органов государственной власти Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти в области отношений с соотечественниками.
2. Полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками являются:
участие в разработке основ государственной политики Российской Федерации и в деятельности по ее реализации, а также в разработке федеральных законов;
принятие законов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
участие в разработке и реализации федеральных программ;
принятие и выполнение региональных (территориальных) программ.
Статья 30. Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками
Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками осуществляются:
на федеральном уровне - Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Статья 31. Обязанности государства в области отношений с соотечественниками
Органы представительной и законодательной власти Российской Федерации, исполнительной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны:
разрабатывать и осуществлять меры по реализации государственной политики Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
содействовать реализации соотечественниками всех предусмотренных настоящим Федеральным законом групп основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в законодательстве государств проживания или пребывания, в законодательстве Российской Федерации и международных договорах Российской Федерации, включая защиту и принятие меры по их восстановлению;
руководствоваться положениями настоящего Федерального закона при решении вопросов, касающихся соотечественников.
Статья 32. Государство и участники (стороны) отношений Российской Федерации с соотечественниками
Государство в лице органов представительной и законодательной власти Российской Федерации, исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает соблюдение прав и интересов других участников (сторон) отношений Российской Федерации с соотечественниками, указанных в статье 27 настоящего Федерального закона, оказывает им помощь и поддержку.
Российская Федерация предоставляет в соответствии с законодательством Российской Федерации государственные помощь и поддержку, налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества другим участникам (сторонам) отношений Российской Федерации с соотечественниками, а также привлекает этих участников (эти стороны) к разработке и реализации федеральных программ, целевого финансирования общественно-полезных программ по их заявкам (государственные гранты), к заключению любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и оказание услуг.
Статья 33. Финансирование деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
1. Финансирование деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками осуществляется за счет:
средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
средств местных бюджетов, общественных объединений, в том числе политических партий и профсоюзных организаций, религиозных организаций, хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и физических лиц;
пожертвований и взносов юридических и физических лиц Российской Федерации и иностранных государств;
иных не запрещенных законом источников.
2. Государственные ассигнования на федеральном уровне на деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками выделяются в федеральном бюджете отдельной строкой.
Порядок распределения и использования этих государственных ассигнований определяется Правительством Российской Федерации, а контроль за их использованием осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют размеры и порядок использования собственных доходных средств, направляемых на финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками.
4. В Российской Федерации могут создаваться государственно-общественные и общественные фонды, образуемые из взносов государства, юридических и физических лиц, для финансовой и материальной поддержки соотечественников и их организаций.
5. Российская Федерация поощряет благотворительную деятельность физических и юридических лиц в Российской Федерации в области отношений с соотечественниками.
Статья 34. Предоставление льгот и преимуществ соотечественникам и их организациям, российским и иностранным организациям и лицам, оказывающим поддержку соотечественникам
Для достижения целей государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом российским и иностранным организациям и лицам, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества на основании законодательства Российской Федерации наравне с соотечественниками и их организациями.
Статья 35. Государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками
В Российской Федерации ведется государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками, включающий в себя сбор, анализ и оценку информации о положении соотечественников, создание банка данных, прогнозирование ситуации и проведение научно-исследовательских работ.
Результаты государственного мониторинга доводятся до сведения органов представительной и законодательной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других участников (сторон) отношений Российской Федерации с соотечественниками, организаций соотечественников, общественности и средств массовой информации Российской Федерации и иностранных государств.
Порядок ведения государственного мониторинга в области отношений с соотечественниками устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава VI. Представительство интересов российских соотечественников в
органах государственной власти Российской Федерации и координация
органами государственной власти Российской Федерации действий и
мероприятий по реализации государственной политики в отношении
соотечественников за рубежом
Статья 36. Представительство интересов российских соотечественников в органах государственной власти Российской Федерации
Совет соотечественников при Федеральном Собрании - парламенте Российской Федерации создается как Представительство российских соотечественников за рубежом при органах государственной власти Российской Федерации.
Совет соотечественников ведет мониторинг положения российских соотечественников за рубежом, осуществляет экспертизу проектов федеральных конституционных законов, проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации, проектов постановлений Правительства Российской Федерации, проектов нормативных актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих законные интересы российских соотечественников.
Порядок избрания Совета соотечественников, его полномочия и порядок их осуществления определяется Положением о Совете соотечественников при Федеральном Собрании Российской Федерации, являющимся неотъемлемой частью настоящего Федерального закона.
Положение о Совете соотечественников утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации и исполняется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 37. Координация органами государственной власти Российской Федерации действий и мероприятий по реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом
Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации с целью представительства законных интересов соотечественников и координации органами государственной власти Российской Федерации действий и мероприятий по реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом создают Комиссии и/или федеральные органы исполнительной власти, действующие в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Глава VII. Заключительные и переходные положения
Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 39. О порядке приведения нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Федеральные законы, законы субъектов федерации, иные нормативные акты федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение одного года со дня его вступления в силу.
До приведения в соответствие с настоящим Федеральным законом правовые акты, указанные в части 1 настоящей статьи, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.