Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в пункт 2 статьи 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации"
23 декабря 1997 года Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционной норму ст.855 Гражданского Кодекса Российской Федерации в отношении приоритета заработной платы перед уплатой налогов в бюджеты всех уровней.
По мнению Конституционного Суда уплата налогов и выплата заработной платы являются равнозначными конституционными нормами и списание средств со счетов предприятий в банках должно производиться в календарной очередности выставляемых платежных поручений.
Такая постановка вопроса может повлечь за собой негативные последствия, так как к миллионам бюджетников, не получающим вовремя заработную плату, добавятся десятки миллионов работников предприятий сферы производства.
В условиях отсутствия возможности оспорить постановление Конституционного Суда (оно, согласно закона, является окончательным, обжалованию не подлежит и действует непосредственно) представляется единственно правильным способом предотвратить кризис, грозящий производственным предприятиям в масштабе всей страны, - это выйти с законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации с предложением о внесении изменений и дополнений в пункт 2 статьи 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Изменение прежней редакции (действовавшей до выхода постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.97) заключается в следующем:
- необходимо конкретизировать очередность уплаты подоходного налога с физических лиц, поскольку на практике в отношениях предприятий с кредитными учреждениями имеют место споры по этому вопросу;
- кредитным учреждениям необходимо представить право регулирования выдачи денежных средств на оплату труда с учетом календарной очередности заработной платы, начисленного на нее подоходного налога и отчислений во внебюджетные фонды, что обеспечит между ними соразмерность;
- необходимо конкретизировать очередность уплаты пени штрафов во все уровни бюджетов и во внебюджетные фонды, так как на практике этот вопрос трактуется неоднозначно. Вряд ли разумно уравнивать очередность основных платежей с оплатой пени, поскольку сегодня нет однозначного мнения о причинах возникновения задолженности предприятий по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, то ли это неправильное хозяйствование, то ли неоплаченные долги государства привели к невозможности нормального финансового управления предприятиями. Кроме того, пени и штрафы не должны приравниваться в очередности платежей к основному источнику доходов бюджетов - налогам, так как это стимулирует не законопослушность предприятий в обеспечении своевременности налоговых платежей, а усиление фискальных и карающих функций со стороны налоговых органов.
Таким образом, представляется единственно правильной прежняя (в редакции ст.855 ГК РФ, действовавшей до выхода постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.97) очередность списания денежных средств со счетов предприятий с учетом дополнений, изложенных выше.
Председатель Законодательного
собрания Ленинградской области |
В.Климов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.