Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 96700406-2 Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Досье на проект федерального закона
1. Обоснование необходимости принятия данного законопроекта
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" разработан по следующим основаниям:
1). Принятый 19 апреля 1991 года Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" сыграл существенную роль в организации и осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в стране и решении ряда проблем в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Однако, в связи с происшедшими радикальными социально-экономическими и политическими изменениями, принятием Конституции РФ, ГК РФ и УК РФ, а также ряда других федеральных законов, ряд положений Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устарели, вошли в противоречие с принятыми нормативными правовыми актами, не в полной мере обеспечивают возможности правового регулирования при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора.
2). В последние пять лет в ряде регионов Российской Федерации наблюдается ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, значительный рост числа социально-значимых заболеваний, отравлений, производство, поставка и сбыт населению недоброкачественных продуктов питания и товаров народного потребления. Эти негативные тенденции обусловлены как с общим кризисом в стране, так и с недостаточным на сегодняшний день правовым регулированием в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения."
2. Общая характеристика и основные положения законопроекта
Проект закона направлен на решение двух задач:
1) приведение норм действующего закона в соответствие с Конституцией и законодательством Российской Федерации;
2) дополнение действующего закона рядом новых положений (20 статей), исходя из практики применения закона и сегодняшних потребностей правового регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. В законопроект включены ряд положений, регламентировавшихся ранее подзаконными актами (о санитарно-эпидемиологическом нормировании, о социально-гигиеническом мониторинге, о государственной санитарно-эпидемиологической службе и др.)
Проект закона предусматривает разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В целях совершенствования системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и с учетом практического применения Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в проекте федерального закона введены положения о формировании в России единой государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, объединяющей на функциональной основе санитарные службы различных ведомств (МПС, МО, МВД, ФСБ и др.). Единство службы обеспечивается общностью ее целей и задач, системой государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, общих принципов, методов и критериев в осуществлении социально-гигиенического мониторинга и надзорной деятельности. (разделы 4, 5).
В проекте закона также дополнены по сравнению с действующим законом разделы, регламентирующие санитарные требования к среде обитания человека, ведение системы социально-гигиенического мониторинга, государственного нормирования, полномочия и ответственность должностных лиц государственной санитарно-эпидемиологической службы, а также ответственность хозяйствующих субъектов за ущерб здоровью, причиненный в связи с нарушением санитарного законодательства, требования по профилактике массовых заболеваний людей. Приведена в соответствии с проектом принятого в первом чтении система исчисления размеров штрафных санкций за санитарные правонарушения.
Проект, как и ныне действующее законодательство, предусматривает финансирование деятельности государственной санитарно-эпидемиологической службы из федерального бюджета. В связи с недостатком финансирования ст.43 устанавливает дополнительные источники финансирования.
Разработка данного законопроекта начата в 1994 году. В 1995 году законопроект рассматривался на парламентских слушаниях, направлялся в субъекты Российской Федерации. В подготовленной новой редакции проекта учтены замечания, высказанные при его представлении в первом чтении в 1995 году, (проект не был принят наряду с двумя другими проектами по причине разных точек зрения на место государственной санитарно-эпидемиологической службы в системе здравоохранения РФ). Учтены также предложения и замечания Комитетов Государственной Думы по охране здоровья, по труду и социальной политике, по аграрным вопросам, по бюджету, налогам и финансам, по вопросам местного самоуправления, по проблемам Севера, полученные Комитетом после повторного внесения новой редакции проекта в Совет Государственной Думы 21.03.96, протокол N 16.
В представляемом законопроекте учтены замечания и предложения Правительства Российской Федерации, а также замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы. Предложение Правового управления и Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе об изменении названия федерального закона на "О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения" (новая редакция) будет учтено Комитетом при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Т.В.Злотникова
Ю.В.Уткин
Справка
о состоянии законодательства в данной сфере правового регулирования
Общественные отношения, охватываемые проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в настоящее время регулируются:
1. Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", являющимся базовым законом санитарного законодательства Российской Федерации;
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действующим в части, касающейся санитарно-эпидемиологического благополучия"
Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной Среды", действующим в части, касающейся охраны здоровья граждан от неблагоприятного влияния факторов окружающей природной среды;
Федеральным законом "О радиационной безопасности населения", действующим в части, касающейся охраны здоровья граждан от ионизирующего излучения;
Федеральным законом "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".
2. Постановлениями Правительства Российской Федерации:
от 12 ноября 1995 г. N 869 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ";
от 5 июня 1994 г. N 625 "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании";
от 6 октября 1994 г. N 1146 "Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге";
от 3 июня 1997 г. N 659 "Об утверждении Положения Министерстве здравоохранения Российской Федерации", действующим в части, касающейся управления государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и функций федерального органа исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3. Постановлениями Госкомсанэпиднадзора России и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, принятыми в 1991-1996 годах в соответствии с Законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Перечень
законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих изменению и дополнению, в случае принятия настоящего Федерального закона
1). Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" от 5.06.1994 г. N 625.
2). Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями от 13.01.96 г. N 27.
Предложения
о разработке и принятии нормативных правовых актов необходимых для реализации настоящего федерального закона
1). Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ и закупаемых по импорту продукции и товаров".
1) В соответствии со статьями 31, 32, 33 подлежат пересмотру ряд санитарных правил.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
Принятие федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологического благополучии населения" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета при условии обеспечения финансирования государственной санитарно-эпидемиологической службы, включая федеральные программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, в предусмотренном объеме.
Справка
об инициаторах разработки и лицах, принимавших участие в его подготовке
Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений разработан по инициативе Комитета Государственной Думы по экологии и внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы Т.В.Злотниковой (руководитель рабочей группы), В.В.Тетельминым, Ю.В.Уткиным, В.А.Леончевым, Е.Ф.Лаховой.
В подготовке законопроекта участвовали специалисты, ученые, эксперты Комитета ГД по охране здоровья (Денисов А.К.), Комитета ГД по экологии (Мандрыгин В.И., коорд. раб. группы), Минздрава РФ (Мельникова Л.С.), Департамента санэпиднадзора Минздрава РФ (Шестопалов Н.В.), Федерального центра госсанэпиднадзора (Беляев Е.Н.) ИГПРАН (Полубинская С.В.), Госстандарта (Шалова Л.М.), МЧС (Матковский В.А.), Минобороны (Моисеев В.В.), ФСБ (Данько С.А.), МПС (Косова Н.Н.), Российской академии медицинского последипломного образования (Семенов В.С.), Моск. медакадемии (Мазаев В.Т.), НИИ медицины труда РАМН (Измеров Н.Ф.),
Законопроект прошел правовую экспертизу, рассматривался Правительством Российской Федерации. Тексты заключений прилагаются.
Т.В.Злотникова
В.В.Тетельмин
Ю.В.Уткин
В.А.Леончев
Е.Ф.Лахова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.