Проект федерального закона
"Об обращениях граждан"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Рассмотрение предложений
Глава III. Рассмотрение заявлений
Глава IV. Рассмотрение жалоб
Глава V. Рассмотрение ходатайств
Глава VI. Ответственность за нарушения законодательства
об обращениях граждан
Глава VII. Контроль и надзор за соблюдением законодательства
об обращениях граждан
Глава VIII. Заключительные положения
Развивая и конкретизируя положения Конституции Российской Федерации, настоящий Федеральный закон направлен на регулирование порядка рассмотрения обращений граждан - важного средства осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти, органов местного самоуправления с населением; существенного источника информации, необходимого для решения вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства; одной из важнейших форм и гарантий участия граждан в управлении делами государства и общества.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Право граждан на обращения
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично или через своего законного представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и должностным лицам указанных органов, организаций и объединений (далее - органы и должностные лица).
Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на обращение наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
Органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, рассматривать их в установленные настоящим Федеральным законом порядке и сроки, а также давать на них мотивированные ответы.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Обращение гражданина - изложенное в письменной или устной форме предложение, заявление, ходатайство или жалоба гражданина.
Предложение - обращение гражданина, направленное на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, общественных объединений, на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества.
Заявление - обращение гражданина по поводу реализации прав, свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Жалоба - обращение гражданина по поводу нарушенных решениями и действиями (или бездействием) органа или должностного лица либо юридического или физического лица прав, свобод или законных интересов, в том числе предоставлением официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (или бездействия).
Ходатайство - обращение гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав и свобод, изложенное в письменной форме, в случаях, которые прямо установлены законодательством Российской Федерации.
Коллективное обращение - обращение двух и более граждан, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами этого митинга или собрания.
Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, общественных объединениях и структурных подразделениях указанных органов, организаций и объединений.
Решения и действия (или бездействие) органов или должностных лиц - коллегиальные и единоличные решения и действия (или бездействие), в том числе предоставление официальной информации, послужившей основанием для принятия решений и совершения действий (или бездействия), в результате которых:
нарушены права, свободы или законные интересы гражданина;
созданы препятствия осуществлению гражданином его прав, свобод или законных интересов;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Статья 3. Законодательство об обращениях граждан
Законодательство об обращениях граждан состоит из Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации в области прав человека и гражданина.
Статья 4. Пределы действия настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона распространяется на все обращения граждан, за исключением:
обращений, которые связаны с изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями и порядок рассмотрения которых регламентируется отраслевым законодательством Российской Федерации;
обращений, которые рассматриваются в порядке конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства или арбитражными судами Российской Федерации;
обращений, для которых предусмотрен иной порядок рассмотрения, установленный федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
запросов в архивы.
Статья 5. Язык производства при рассмотрении обращений граждан
Производство при рассмотрении обращений граждан на территории Российской Федерации ведется на русском языке, а в субъектах Российской Федерации также на языках, определенных законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 6. Обращение гражданина, изложенное в письменной форме
Обращение гражданина, изложенное в письменной форме, должно содержать наименование и адрес органа или должностного лица, которым направляется обращение, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, место жительства гражданина, дату и личную подпись.
Обращение гражданина, не содержащее его фамилию, место жительства, дату и личную подпись, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Не рассматривается обращение гражданина, содержащее выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.
Анонимное обращение гражданина, содержащее сведения о совершении преступления, проверяется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Статья 7. Подведомственность дел об обращениях граждан
Обращения граждан рассматриваются органами и должностными лицами в соответствии со своей компетенцией.
Органы и должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в обращениях граждан, направляют обращения не позднее чем в семидневный срок со дня их поступления по подведомственности, извещая об этом граждан, подавших обращения, а на личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.
Запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, решения и действия (или бездействие) которых обжалуются.
Статья 8. Адресаты обращений граждан
Предложения, заявления, ходатайства в целях их своевременного рассмотрения подаются в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых данные предложения, заявления, ходатайства относятся.
Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены органы и должностные лица, чьи действия обжалуются, а также в иные специально образуемые органы, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Обращения граждан, поступившие из средств массовой информации, рассматриваются органами и должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 9. Сроки рассмотрения обращений граждан
Обращения граждан рассматриваются в сроки, установленные настоящим Федеральным законом. Срок исчисляется с момента регистрации поступившего обращения.
Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются безотлагательно, но не позднее пятнадцати дней со дня их регистрации.
В исключительных случаях срок рассмотрения обращения гражданина может быть продлен органом или должностным лицом с сообщением об этом гражданину, подавшему обращение.
Статья 10. Обращения граждан в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека
Гражданин вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Статья 11. Неразглашение сведений, ставших известными органам или должностным лицам, в связи с рассмотрением обращений граждан
При рассмотрении обращений граждан запрещается использование и распространение сведений о частной жизни граждан без их согласия.
По мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения о его фамилии, имени, отчестве, домашнем адресе.
Статья 12. Доказательства по обращениям граждан
При подаче обращения гражданином в случае необходимости должны быть представлены доказательства или указано их местонахождение.
Доказательствами являются любые достоверные факты, на основании которых орган или должностное лицо, рассматривающие обращение гражданина, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования, содержащиеся в обращении гражданина, и иных обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения соответствующего обращения.
Доказательства представляются гражданином, подавшим обращение. Доказательства могут представляться и иными лицами, заинтересованными в рассмотрении обращения гражданина.
Если представленные доказательства недостаточны, орган или должностное лицо, рассматривающие обращение гражданина, предлагает гражданину представить дополнительные доказательства или собирает их по собственной инициативе.
Факты, установленные вступившим в законную силу решением или приговором суда, не подлежат повторному доказыванию.
Статья 13. Обязанность представления письменных доказательств
Органы и должностные лица по официальным запросам обязаны представлять акты, другие документы и материалы, имеющие значение для рассмотрения обращений граждан, в качестве доказательств, за исключением тех, которые содержат государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну и для которых установлен особый порядок представления.
Должностные лица, виновные в умышленном непредставлении истребуемых доказательств, несут дисциплинарную либо административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Организация работы по рассмотрению обращений граждан
Руководители государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений обязаны организовать работу по рассмотрению обращений граждан, обеспечивать необходимые условия для быстрого и эффективного рассмотрения обращений граждан, личного приема граждан должностными лицами, правомочными принимать решения по существу обращений граждан.
Государственные органы и органы местного самоуправления организуют личный прием граждан через специально образуемые ими структурные подразделения (приемные), деятельность которых определяется соответствующими положениями.
Руководители и другие должностные лица обязаны проводить личный прием граждан в дни и часы, доведенные до сведения граждан.
Обращения граждан, изложенные в письменной или устной форме на личном приеме, а также обращения граждан, полученные по почте, телефаксу, телеграфу или иным путем, должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
Статья 15. Рассмотрение обращений граждан Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации рассматривает обращения граждан в соответствии с федеральным конституционным законом об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации.
Глава II. Рассмотрение предложений
Статья 16. Обязанности органов и должностных лиц по рассмотрению предложений
Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в предложениях вопросов, обязаны рассмотреть и оценить предложения.
По просьбе граждан, обратившихся с предложениями, им должно быть сообщено в письменной или устной форме о результатах рассмотрения предложений в течение десяти дней со дня принятия решения по поставленным в предложениях вопросам.
Статья 17. Сроки рассмотрения предложений
Предложения рассматриваются в срок до одного месяца.
В случае, если предложение требует более длительного изучения, срок рассмотрения предложения может быть продлен руководителем соответствующего органа или иным должностным лицом, но не более чем на шесть месяцев с сообщением об этом гражданину, обратившемуся с предложением.
Статья 18. Право на обжалование
Гражданин имеет право на обжалование отказа в принятии или рассмотрении предложения в вышестоящую инстанцию.
Статья 19. Предложения, направленные на совершенствование законодательства
Граждане могут обращаться с предложениями по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации ко всем субъектам права законодательной инициативы, определенным Конституцией Российской Федерации и конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.
Предложения по совершенствованию законодательства изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими структурными подразделениями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и могут учитываться при разработке законопроектов или при составлении программ законопроектных работ.
Глава III. Рассмотрение заявлений
Статья 20. Обязанности органа и должностного лица по рассмотрению заявления
Орган и должностное лицо, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных в заявлении вопросов, обязаны:
рассмотреть заявление по существу в установленные настоящим Федеральным законом сроки;
принять обоснованное решение и обеспечить его исполнение;
сообщить гражданину, подавшему заявление, о результатах рассмотрения заявления и принятом по нему решении в течение десяти дней;
в случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, в письменной форме довести до сведения гражданина, подавшего заявление, мотивы отказа, а также указать орган или должностное лицо, которым можно обжаловать принятое по заявлению решение.
Статья 21. Сроки рассмотрения заявления
Заявление рассматривается безотлагательно, но не позднее пятнадцатидневного срока с момента его регистрации. В случаях, если для рассмотрения заявления необходимы проведение специальной проверки и истребование дополнительных материалов, срок рассмотрения заявления может быть продлен руководителем соответствующего органа или иным должностным лицом до двух месяцев с сообщением об этом гражданину, подавшему заявление.
Статья 22. Обжалование решения по заявлению
Отказ в принятии заявления, а также решение по заявлению могут быть обжалованы в вышестоящий орган или должностному лицу либо в суд.
Глава IV. Рассмотрение жалоб
Статья 23. Подача жалобы
Лицо вправе обжаловать любые решения и действия (или бездействие) органов и должностных лиц, а также официальную информацию, послужившую основанием для принятия ими решений и совершения действий (или бездействия), в вышестоящие в порядке подчиненности органы или должностным лицам либо в суд.
Жалобы на действия (или бездействие) судей, умаляющие авторитет судебной власти, рассматриваются в соответствии с законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации.
Статья 24. Срок подачи жалобы
Жалоба может быть подана в течение трех лет со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, об отказе органа или должностного лица в удовлетворении его требований. Жалоба также может быть подана в случае, если гражданином не был получен ответ на его первичное обращение в установленный законом срок. Пропущенный по уважительной причине (болезнь гражданина, подавшего жалобу, служебная командировка и иные причины) срок подачи жалобы может быть продлен органом или должностным лицом, в компетенцию которых входит рассмотрение жалобы.
Статья 25. Сроки рассмотрения жалобы
Жалоба должна быть рассмотрена органом или должностным лицом безотлагательно, но не позднее одного месяца со дня ее регистрации.
В случаях, если для рассмотрения жалобы необходимы проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, срок рассмотрения жалобы может быть продлен органом или должностным лицом на два месяца с сообщением об этом гражданину, подавшему жалобу. При этом общий срок рассмотрения жалобы не может превышать три месяца.
О результатах рассмотрения жалобы гражданину должно быть сообщено в письменной форме в течение десяти дней с момента принятия решения по жалобе.
Статья 26. Права гражданина при рассмотрении жалобы
Гражданин, обратившийся с жалобой, имеет право:
лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
присутствовать при рассмотрении жалобы;
представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающими жалобу;
знакомиться с итоговыми материалами проверки по жалобе;
получить в установленный срок ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы;
обжаловать решение, принятое по жалобе;
требовать возмещения ущерба в установленном порядке;
пользоваться услугами законного представителя и адвоката.
Статья 27. Обязанности органа или должностного лица по рассмотрению жалобы
Орган или должностное лицо, в компетенцию которых входит рассмотрение соответствующей жалобы, обязаны:
принять и зарегистрировать жалобу;
рассмотреть жалобу по существу в установленный настоящим Федеральным законом срок, объективно и своевременно проверить все доводы и факты, приведенные в жалобе;
принять меры по приостановлению неправомерных решений и действий (или бездействия), посягающих на права, свободы или законные интересы граждан;
в случае необходимости истребовать дополнительные материалы, объяснения у должностных лиц, а также приглашать свидетелей и экспертов;
принять мотивированное и основанное на настоящем Федеральном законе решение по жалобе и обеспечить его исполнение;
сообщить гражданину в установленный настоящим Федеральным законом срок в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы.
Статья 28. Решение по жалобе
В результате рассмотрения жалобы орган или должностное лицо принимает одно из следующих решений:
полное или частичное удовлетворение жалобы, восстановление нарушенного права гражданина;
отказ в полном или частичном удовлетворении жалобы.
Решение по жалобе должно содержать изложение мотивов и фактов, которые положены в основу решения, ссылки на конкретные статьи закона или иного правового акта, указание об отмене или изменении обжалуемого решения, срок исполнения принятого решения; в необходимых случаях - указание о необходимости привлечения должностного лица, принявшего незаконное решение или совершившего незаконное действие (или бездействие), к установленной законодательством Российской Федерации ответственности, а также порядок обжалования принятого решения.
Гражданин вправе обжаловать решение, принятое органом или должностным лицом по первичной жалобе гражданина, в вышестоящую инстанцию или в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 29. Последствия принятия решения по жалобе
В случае, если жалоба признана подлежащей удовлетворению полностью или частично, орган или должностное лицо, вынесшие решение по жалобе, обязаны принять необходимые меры по восстановлению нарушенного права гражданина, принести ему извинения в письменной форме, а также по просьбе гражданина проинформировать о принятом решении заинтересованных лиц.
В случае, если недостоверные или порочащие гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации, орган или должностное лицо, предоставившие эти сведения, обязаны принять меры по опубликованию опровержения в порядке, установленном законом Российской Федерации о средствах массовой информации.
Глава V. Рассмотрение ходатайств
Статья 30. Оформление и подача ходатайств
Ходатайства оформляются в случаях и по вопросам, которые прямо установлены законодательством Российской Федерации.
Ходатайства подаются в органы и должностным лицам в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Ходатайства принимаются к рассмотрению при наличии всех необходимых документов, оформленных согласно специально установленной форме.
Статья 31. Государственная пошлина
При подаче ходатайства может взиматься государственная пошлина, размер которой устанавливается федеральным законом о государственной пошлине.
Статья 32. Решение по ходатайству
О решении, принятом по ходатайству, гражданин или иное заинтересованное лицо информируется в двухнедельный срок со дня принятия указанного решения.
Статья 33. Отказ в регистрации ходатайства
В случае отказа в регистрации ходатайства гражданину направляется уведомление в письменной форме с указанием причины отказа и порядка обжалования отказа.
Статья 34. Обжалование решения, принятого по ходатайству
Решение, принятое по ходатайству, а также отказ в регистрации ходатайства могут быть обжалованы в вышестоящую инстанцию или в суд.
Глава VI. Ответственность за нарушения законодательства об
обращениях граждан
Статья 35. Ответственность должностных лиц за нарушения законодательства об обращениях граждан
Неправомерный отказ в приеме или рассмотрении обращений граждан, нарушение сроков рассмотрения обращений граждан, принятие заведомо необоснованного, незаконного решения, предоставление недостоверной информации либо разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения законодательства об обращениях граждан влекут за собой ответственность виновных должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 36. Ответственность за преследование гражданина в связи с его обращением
Преследование гражданина за содержащуюся в его обращении критику влечет за собой уголовную ответственность виновных должностных лиц в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Возмещение материального ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства об обращениях граждан
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба, причиненного ему в результате нарушения органом или должностным лицом законодательства об обращениях граждан.
Статья 38. Компенсация морального вреда, причиненного в результате нарушения законодательства об обращениях граждан
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о компенсации морального вреда, причиненного ему в результате нарушения органом или должностным лицом законодательства об обращениях граждан.
Статья 39. Ответственность граждан
Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство и порочащие деловую репутацию других лиц, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава VII. Контроль и надзор за соблюдением законодательства об
обращениях граждан
Статья 40. Контроль за соблюдением законодательства об обращениях граждан
Органы и должностные лица в порядке подчиненности обязаны проводить учет, анализ и обобщение вопросов, содержащихся в обращениях граждан, проверять состояние дел по рассмотрению обращений граждан и устранять причины и условия, порождающие нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Органы и должностные лица должны систематически отчитываться о работе по рассмотрению обращений граждан перед соответствующими органами законодательной или исполнительной власти, представительными органами местного самоуправления или в порядке подчиненности.
Статья 41. Надзор прокуратуры за исполнением настоящего Федерального закона
Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением настоящего Федерального закона.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 42. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 43. О признании нормативных правовых актов не действующими в Российской Федерации в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать не действующими в Российской Федерации:
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17, ст.144);
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года N 1662-Х "О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 11, ст.192);
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года N 8422-ХI "О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст.94).
Статья 44. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.