Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
1. Обоснование необходимости принятия законопроекта и состояние законодательства в сфере правового регулирования качества и безопасности пищевых продуктов.
В настоящее время отдельные вопросы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов регулируются нормами, изложенными в законах Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О защите прав потребителей", "О стандартизации", "Об охране окружающей природной среды", "О ветеринарии", "О зерне", "О сертификации продукции и услуг", а также соответствующими нормативными документами (стандартами, медико-биологическими требованиями, санитарными нормами и правилами и др.).
Однако, имеющиеся законодательные акты во многом не охватывают все аспекты проблемы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. Несовершенство законодательной базы, особенно в условиях демонополизации пищевой промышленности, увеличения объема поставок продовольственных товаров из-за рубежа, ослабления контроля за производством и реализацией продуктов питания привело к ухудшению положения дел с безопасностью продовольствия. Результаты мониторинга, осуществляемого органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, свидетельствуют о том, что за последние три года повысился уровень загрязненности продуктов питания токсичными химическими соединениями, биологическими агентами и микроорганизмами. В рационах питания граждан Российской Федерации наблюдается снижение квоты белка животного происхождения, повсеместный и глубокий дефицит ряда витаминов, некоторых эссенциальных минеральных веществ и микроэлементов. Серьезные недостатки в обеспечении качества пищевых продуктов приводят к возникновению массовых инфекционных заболеваний. Анализ ситуации на потребительском рынке свидетельствует о резком росте числа субъектов, вовлеченных в незаконную предпринимательскую деятельность, связанную с противоправным производством и реализацией фальсифицированных пищевых продуктов в городах и других населенных пунктах. Все больший размах получает торговля продовольственными товарами в неустановленных местах, с нарушением санитарных и ветеринарных правил. Введение в Уголовный кодекс Российской Федерации нормы, предусматривающей ответственность за выпуск и продажу товаров, не отвечающих требованиям безопасности, не подкреплено законодательной базой, направленной на обеспечение механизма обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
В силу изложенного, на данном этапе, вопросы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов требуют принятия закона, предусматривающего реальный правовой механизм регулирования отношений в сфере производства, импорта и реализации продовольствия, на что направлен представляемый проект федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
В случае принятия указанного законопроекта внесения изменений в действующее законодательство не потребуется.
2. Цели и задачи принятия законопроекта
Основной целью принятия законопроекта является создание правовой базы, обеспечивающей комплекс мероприятий, направленных на последовательное повышение качества и безопасности пищевых продуктов на территории Российской Федерации путем регулирования отношений, возникающих в цепи "производство - потребление" пищевых продуктов. Принятие законопроекта позволит решить следующие задачи:
определить компетенцию государственных органов, организаций и должностных лиц, а также установить их ответственность в области качества и безопасности пищевых продуктов;
законодательно очертить круг вопросов по государственному нормированию, регистрации, лицензированию и сертификации пищевых продуктов и в сопряженных с ними областях;
отрегулировать отношения в сфере производства, импорта, хранения, транспортировки, реализации и потребления продовольственного сырья и товаров;
определить права и обязанности граждан и отдельных групп населения в области обеспечения безопасности пищевых продуктов.
3. Общая характеристика и основные положения законопроекта
Представляемый проект в полной мере учитывает зарубежный опыт правового регулирования вопросов, касающихся реализации прав граждан на получение безопасных для жизни и здоровья, полноценных пищевых продуктов.
При разработке проекта были учтены все имеющиеся возможности для того, чтобы закон был максимально приближен к акту прямого действия.
В законе предлагается законодательно закрепить следующие институты:
ответственность органов государственной власти, организаций, должностных лиц и граждан за качество и безопасность пищевых продуктов;
систему государственного регулирования (нормирование, регистрация, лицензирование и сертификация пищевых продуктов) в области качества и безопасности пищевых продуктов и в сопряженных с ними областях.
Кроме того, возводятся в ранг закона гарантии государства в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
4. Финансово-экономическое обоснование
В случае введения в действие федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" финансирование предусмотренных в нем мероприятий по обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов будет осуществляться как за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, так и за счет средств лиц, занимающихся деятельностью в области производства, импорта, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов.
Объем ассигнований из федерального бюджета в связи с принятием федерального закона, по сравнению с существующим объемам затрат на финансирование федеральных органов, поименованных в законопроекте в качестве исполнителей, не увеличится.
При этом, если учитывать тот факт, что в случае реального исполнения норм указанного закона должно произойти снижение заболеваемости и смертности населения за счет потребления безопасных и качественных продуктов питания, повышение работоспособности, то возможны экономия средств за счет сокращения расходов на лечение больных и повышение работоспособности населения.
Предусматриваемая настоящим законопроектом система производственного контроля качества и безопасности пищевых продуктов является неотъемлемой частью технологического процесса и осуществляется за счет лиц, участвующих в процессе изготовления и реализации пищевых продуктов.
Государственное лицензирование, регистрация и сертификация пищевых продуктов и в сопряженных с ними областях должно осуществляться на хозрасчетной основе.
Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, осуществляемый федеральными надзорными органами, является их неотъемлемой функцией и финансируется в установленном порядке.
5. Ожидаемые социально-экономические последствия
Социально-экономический эффект от принятия и реализации законопроекта состоит в уменьшении потерь общества вследствие снижения заболеваемости населения, сокращения смертности в связи с потреблением некачественных пищевых продуктов, увеличения ожидаемой продолжительности жизни.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.