В Правительстве Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О государственном гарантировании вкладов населения в банках Российской Федерации". Законопроект предполагает предоставление государственной гарантии Российской Федерации по денежным средствам, размешенным физическими лицами в банковские вклады и на банковские счета по состоянию на 1 сентября 1998 года. Законопроект является весьма актуальным, так как позволяет остановить отток вкладов населения из банков и в дальнейшем создать условия для притока средств в банковскую систему. Концепция законопроекта поддерживается.
Вместе с тем, при доработке законопроекта просили бы учесть следующие замечания.
1. Государство, заявляя о государственной гарантии, обязано обеспечить законный и не ущемляющий интересы граждан способ сохранения сбережений. Учитывая данное обстоятельство, предоставление государственных гарантий на сохранность и возврат вкладов в иностранной валюте в соответствии с пунктом 1 статьи 2 противоречит положениям статей 10 и 11. В статьях 8 и 10 необходимо конкретизировать механизм гарантирования вкладов в иностранной валюте.
2. Не поддерживается положение проекта закона о предоставлении банкам кредитов (статья 11) за счет средств, предоставленных Международным валютным фондом в рамках первого транша стабилизационного кредита. Кроме того, не поддерживается предоставление кредита под залог государственных краткосрочных облигаций с их оценкой по балансовой стоимости на 1 августа 1998 года, т.к. данное положение не соответствует как действующему Порядку погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1998 г. N 1007, так и разрабатываемым в настоящее время Правительством Российской Федерации условиями реструктуризации указанных ценных бумаг.
3. Необходимо четко определить источник единовременной выплаты наличными части вклада за счет средств обязательных резервов банка, так как, в соответствии с законопроектом, передача Банком России коммерческим банкам средств фонда обязательных резервов до перевода сбережений в Сбербанк России не предусматривается.
4. В настоящее время Государственной Думой представлен на заключение в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О гарантировании вкладов граждан в банках". Просили бы либо привести в соответствие указанные законопроекты, либо отложить рассмотрение одного из них.
5. Необходимо отметить, что многие положения указанного законопроекта регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности" и уже сейчас могут быть реализованы Центральным банком Российской Федерации.
С учетом устранения указанных замечаний, считаем принятие проекта федерального закона "О государственном гарантировании вкладов населения в банках Российской Федерации" целесообразным.
Первый заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации |
Ю. Маслюков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 8 октября 1998 г. N 4813п-П13 "О проекте федерального закона "О государственном гарантировании вкладов населения в банках Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был