Заключение
Правового управления Аппарата Государственной Думы
от 8 октября 1998 г. N 2.2-15/3718
по проекту федерального закона "О государственном гарантировании
вкладов населения в банках Российской Федерации" и проекту
постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона
"О государственном гарантировании вкладов населения в банках
Российской Федерации"
Изучив по Вашему поручению от 6 октября 1993 г. вышеназванные проекты федерального закона и постановления Государственной Думы, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
Соответствие законопроекта федеральным законам
Из названия и из положений статей 1-3; 5 рассматриваемого законопроекты следует, что Российская Федерация принимает на себя гарантию по сохранности и возврату физическим лицам денежных средств размещенных в банковские вклады и банковские счета и берет на себя обязательство уплатить денежную сумму гражданину, вклад которого является объектом гарантирования.
В соответствии с частью 1 статьи 126 ГК Российская Федерация отвечает по своим обязательствам принадлежащим ей на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными Российской Федерацией юридическими лицами, а также имущества, которое может находиться только в государственной собственности.
Таким образом, государственные гарантии и обязательства Российской Федерацией выдаются и исполняются за счет средств федерального бюджета. Поскольку Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1998 год" не предусмотрены расходы на погашение указанных обязательств, то в соответствии со статьей 114 вышеназванного Федерального закона, нормативные правовые акты, влекущие дополнительные расходы за счет средств федерального бюджета, реализуются только при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в федеральный бюджет или сокращения расходов по конкретным статьям федерального бюджета на 1998 год, а также после внесения изменений в вышеназванный федеральный закон. Однако, в законопроекте не идет речь о погашении обязательств Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. В соответствии со статьями 8, 9 проекта погашение по таким обязательствам осуществляется за счет средств банков, средств Сбербанка и Банка России, что вступает в противоречие с частью 2 статьи 126 ГК, устанавливающей, что юридические лица не отвечают по обязательствам Российской Федерации, если они не приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации. Из смысла статей 8, 9 и 11, 12 проекта следует, что федеральным законом предлагается установить порядок обеспечения сохранности и возврата денежных средств физических лиц, размещенных во вкладах и счетах в банках, в том числе через повышение ликвидности банков при этом, выделение средств из федерального бюджета в проекте не предусматривается. Законопроектом, во-первых, (ст.8, 9 проекта) устанавливается обязанность банков передать в Сбербанк России обязательства по вкладам и счетам физических лиц, а Сбербанку открыть вкладчикам, написавшим заявления о закрытии вклада и передаче обязательств по вкладу Сбербанку России, вклад до востребования. При этом, обеспечением исполнения Сбербанком России обязательств по передаваемым вкладам банков служат: обязательные резервы банков, депонируемые в Банке России, простые векселя банков, государственные ценные бумаги, передаваемые в Сбербанк Банком России на условиях, установленных Советом директоров Банка России, а при недостаточности денежных средств у Сбербанка России для погашения указанных обязательств предусматривается обязанность Банку России выкупить у Сбербанка указанные государственные ценные бумаги, а также имущество банков, перечисленных в пункте 4 статьи 9 проекта. При этом, положение пункта 4 статьи 9 проекта, обязывающее банков передать средства обязательных резервов, депонированные в Банке России, а также иные активы, в том числе вещи нарушает принцип свободы договора, а также не согласуется со ст.63 ГК и Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающими, что такая процедура, носящая обязательный характер, может осуществляться либо в порядке ликвидации юридического лица либо в порядке банкротства. По нашему мнению, положение пункта 4 статьи 9 проекта следует исключить.
Во-вторых, (ст.11; 12) предусматриваются способы повышения ликвидности банков, путем увеличения кредитных ресурсов банков. Так, в статье 11 проекта обязанность Банка России возвратить банком оставшиеся средства обязательных резервов, депонированных в Банке России, и предоставить кредиты банкам, перечисленным в пункте 1 статьи 11 проекта устанавливается за счет средств Банка России; в том числе средств стабилизационного кредита, предоставленного Международным валютным фондом в рамках первого транша.
Постатейные замечания
1. Положения статей 2, 3, 9 проекта устанавливает, что Российская Федерация берет на себя гарантию по исполнению обязательств по вкладам физических лиц в полном объеме и погашение начисленных процентов, предусмотренных в договоре банковского вклада, но не свыше ставки рефинансирования Банка России. Следует учесть, что обязательства Банка по договору банковского вклада включает в себя обязательства возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. В этой связи, указанные положения содержат внутреннюю несогласованность.
2. Положение пункта 3 статьи 7 проекта устанавливает случаи, когда учредители (участники), руководители банков несут субсидиарную ответственность по обязательствам банка перед вкладчиками, что вступает в противоречие со статьями 56, 96 ГК, устанавливающие, что случаи, когда перечисленные лица отвечают по обязательствам юридического лица устанавливаются исключительно Гражданским кодексом.
3. Положение пункта 4 статьи 7 проекта посвящено условиям заключения с банком договора о передаче обязательств по вкладу Сбербанку России. При этом, в отношении держателей платежных (банковских) карт устанавливается особый порядок и условия передачи денежных средств, находящихся на счетах вкладчиков. Поскольку, и в первом и во втором случае идет речь о банковских вкладах, то положение об особых условиях заключения соглашения следует исключить.
4. Положение пункта 3 статьи 11 проекта является предметом регулирования Банка России, устанавливающего порядок расчетов в Российской Федерации.
5. В названии законопроекта и в тексте необходимо уточнить круг лиц, на которых распространяется действие данного федерального закона (население, физические лица, граждане), поскольку, например, в статье 3 (часть 1) законопроекта под вкладчиками понимаются физические лица, а в статье 5 проекта речь идет о гражданах.
6. По проекту постановления замечаний не имеется.
Замечания технико-юридического характера
Законопроект требует редакционной доработки.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.