Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
В настоящее время в Российской Федерации активно проводится в жизнь реформа жилищно-коммунального хозяйства. На федеральном и региональном уровнях принимаются соответствующие законодательные акты. Одним из важных направлений в проведении реформы является организация и поддержка альтернативных дирекциям единого заказчика, жилищно-эксплуатационным конторам форм управления жилищным фондом, создание конкурентной среды при его эксплуатации, а также поэтапная приватизация государственных предприятий, выполняющих работы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда. Целью такой демонополизации жилищно-коммунального хозяйства является снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда при повышении качества предоставляемых коммунальных услуг, что позволит постепенно перейти от бюджетного дотирования жилищно-коммунальной сферы к оплате в полном объеме эксплуатационно-ремонтных расходов и коммунальных услуг населением и другими потребителями.
Сейчас государственные предприятия, работающие в сфере жилищно-коммунального хозяйства, не получая достаточного финансирования, не имеют необходимой материально-технической базы, и приватизация может привести их к разорению и закрытию. Помочь выжить этим предприятиям может только государственная поддержка. Одной из мер, которую уже сейчас можно применить, является введение льгот при исчислении налога на прибыль.
Предметом настоящего законопроекта является внесение дополнения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций", связанного с применением льготы при исчислении налога на прибыль для предприятий жилищно-коммунального хозяйства различных форм собственности (коды по ОКОНХ, начинающиеся с цифры 9) в части средств, направляемых на финансирование капитальных вложений производственного назначения, как предприятий сферы материального производства (коды по ОКОНХ 1-8). Введение данной нормы явится хорошим стимулом для привлечения инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и обеспечит развитие основных фондов приватизируемых предприятий, что приведет к снижению расходов на эксплуатацию и повышению качества жилищно-коммунальных услуг.
Все вышеприведенные аргументы подтверждают объективную необходимость принятия Государственной Думой Федерального закона "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Финансово-экономическое обоснование принятия проекта
Федерального закона "О внесении дополнения в Закон Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-I "О налоге на прибыль
предприятий и организаций"
Стоимость услуг, работ и продукции, произведенных и предоставленных предприятиями сферы ЖКХ в 1996 году, составила 283,7 трлн. рублей, в том числе:
- населению - на сумму 170,4 трлн. рублей, из которых гражданами были оплачены 37,6 трлн. рублей, компенсации из бюджетов всех уровней на покрытие разницы в тарифах, предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг составили 49,3 трлн. рублей, недофинансирование работ (услуг) ЖКХ составило около 84,0 трлн. рублей;
- другим потребителям - на сумму 113,3 трлн. рублей, из них промпредприятиям - на сумму около 64,0 трлн. рублей, организациям социальной сферы - 49,3 трлн. рублей.
Вследствие сложившегося экономического положения многие потребители услуг жилищно-коммунального хозяйства оказались неплатежеспособными. И если с промышленными предприятиями вопросы неплатежей удается решить с помощью механизмов вексельных расчетов, взаимозачетов, то организации социальной сферы не могут рассчитаться за использованные ресурсы, причем специфика функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства не позволяет приостановить процесс поставки потребителям услуг и работ. Таким образом, жилищно-коммунальный комплекс России за счет "проедания" оборотных средств и основных фондов продолжает кредитовать производство своих услуг населению и организациям бюджетной сферы, так как ассигнования на покрытие эксплуатационных затрат предприятий и платежи потребителей составляют чуть больше 40 процентов реальных расходов.
Дебиторская и кредиторская задолженности на 1 января 1997 года составили соответственно 25,8 трлн. рублей и 50,8 трлн. рублей. Одной из причин превышения кредиторской задолженности над дебиторской является задолженность бюджетов по компенсации затрат предприятиям по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению и дополнительных расходов по передаче в муниципальную собственность непрофинансированных объектов коммунального назначения и ведомственного жилищного фонда.
Вследствие недостаточности средств бюджетов различных уровней для финансирования фактических расходов жилищно-коммунального хозяйства страдает либо качество предоставляемых услуг, либо объемы их предоставления, что равносильно неисполнению установленных нормативов и стандартов условий проживания и обслуживания потребителей.
Следует также уяснить, что в экономической практике отсутствует широко используемое нами понятие "лучшее качество (большие объемы) с меньшими затратами". Затраты на любое мероприятие должны быть оптимальными. Думается, что приравнивание предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства к предприятиям отраслей материального производства (каковыми они собственно и являются при более внимательном рассмотрении), хотя бы в части использования прибыли на развитие основных фондов, явится теми разумными оптимальными "затратами" государственной власти, которые позволят привлечь в отрасль новые силы и средства. Учитывая то, что жилищно-коммунальное хозяйство традиционно являлось планово-убыточной отраслью, а проводимые преобразования находятся на начальной стадии, и предприятия пока не заинтересованы в осмысленном получении прибыли, потери бюджета от непоступления налога на прибыль предприятий ЖКХ совершенно несопоставимы с расходами бюджета на дотирование отрасли.
Таким образом, принятие дополнения к Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций", связанного с приравниванием предприятий отрасли ЖКХ к отраслям материального производства для применения льготы при исчислении налога на прибыль в части средств, направляемых на финансирование капитальных вложений производственного назначения, не потребует дополнительных средств из бюджетов различных уровней, но позволит снизить объем финансовых вложений в развитие отрасли, одновременно пробудив интерес к развитию предприятий негосударственных форм собственности.
Перечень
законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации,
отмены, изменения, дополнения которых потребует принятие проекта
Федерального закона "О внесении дополнения в Закон Российской
Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-I "О налоге на прибыль
предприятий и организаций"
Предлагаемый законопроект имеет целью внесение изменений в статью 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции законов Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 3317-I, от 22 декабря 1992 года N 4178-I, от 27 августа 1993 года N 5672-I; федеральных законов от 27 октября 1994 года N 29-ФЗ, от 11 ноября 1994 года N 37-ФЗ, от 3 декабря 1994 года N 54-ФЗ, от 25 апреля 1995 года N 64-ФЗ, от 23 июня 1995 года N 94-ФЗ, от 26 июня 1995 года N 95-ФЗ, от 30 ноября 1995 года N 188-ФЗ, от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ, от 31 декабря 1995 года N 227-ФЗ, от 14 декабря 1996 года N 151-ФЗ, от 10 января 1997 года N 13-ФЗ, от 28 июня 1997 года N 92-ФЗ).
Иных изменений действующего законодательства данный законопроект не предполагает.
Справка
о состоянии законодательства Российской Федерации, касающегося
проекта Федерального закона "О внесении дополнения в Закон
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-I "О налоге
на прибыль предприятий и организаций"
В настоящее время в Российской Федерации данный вопрос регулируется следующими законодательными актами:
1. Жилищный кодекс РСФСР (в редакции от 28 марта 1998 года).
2. Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики" (в редакции от 21 апреля 1997 года).
3. Закон РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (в редакции от 28 марта 1998 года).
4. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции законов Российской Федерации от 16 июля 1992 года N 3317-I, от 22 декабря 1992 года N 4178-I, от 27 августа 1993 года N 5672-I; федеральных законов от 27 октября 1994 года N 29-ФЗ, от 11 ноября 1994 года N 37-ФЗ, от 3 декабря 1994 года N 54-ФЗ, от 25 апреля 1995 года N 64-ФЗ, от 23 июня 1995 года N 94-ФЗ, от 26 июня 1995 года N 95-ФЗ, от 30 ноября 1995 года N 188-ФЗ, от 27 декабря 1995 года N 211-ФЗ, от 31 декабря 1995 года N 227-ФЗ, от 14 декабря 1996 года N 151-ФЗ, от 10 января 1997 года N 13-ФЗ, от 28 июня 1997 года N 92-ФЗ).
5. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" (в редакции от 27 мая 1997 года).
6. Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 431 "О новом этапе реализации государственной целевой программы "Жилище".
7. Указ Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов".
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года N 595 "О государственной целевой программе "Жилище" (в редакции от 19 июня 1994 года).
Предложения
по разработке нормативных правовых актов, принятия которых потребует
принятие проекта Федерального закона "О внесении дополнения в Закон
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2116-I "О налоге
на прибыль предприятий и организаций"
В связи с тем, что предлагаемый законопроект изменений действующего законодательства не предполагает, разработки других нормативных правовых актов не потребуется.
Справка
о финансово-экономическом обосновании принятия проекта Федерального
закона "О внесении дополнения в Закон Российской Федерации от 27
декабря 1991 года N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий
и организаций"
Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики" определены основные принципы реализации конституционного права граждан России на жилище, правовые основы регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности в жилищной сфере и принципы новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг.
Как показывает опыт, медленнее всего радикальные преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) происходят на низовом уровне - базисном уровне возникновения правоотношений. Изданные федеральные законы и нормативные акты носят рекомендательный характер и должны быть конкретизированы органами местной власти с учетом национальных, климатических условий и финансовых возможностей территорий.
В 1993-1995 годах выявились первые противоречия, возникшие после введения элементов рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, обусловленные наличием значительной социальной составляющей в этой сфере экономики. Проблемы защиты малоимущих категорий граждан в условиях снижения реальных доходов населения явились основным тормозом реформ. Вследствие этого Федеральным законом от 12 января 1996 года N 9-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" были изменены сроки поэтапного перехода к оплате жилья и коммунальных услуг в размере, обеспечивающем возмещение издержек на их предоставление, с 5 до 10 лет.
С другой стороны, социальная защита населения может быть опосредованно обеспечена через снижение издержек производства жилищно-коммунальных услуг. И если в стоимости услуг коммунальных предприятий высок удельный вес стоимости ресурсов, цены на которые устанавливаются на федеральном уровне или уровне субъектов Российской Федерации, то стоимость жилищных услуг в гораздо большей степени формируется конъюнктурой рынка. Рынок жилищно-коммунальных услуг в стране развит чрезвычайно слабо из-за отсутствия реальной заинтересованности предпринимателей во вложении денег в сферу хозяйства, не дающую прибыли. Этим объясняются преимущественно монопольное положение государственных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, формальный подход к формированию службы заказчика, вялые и непоследовательные преобразования договорных отношений, а в результате - огромные дотации из бюджета на покрытие убытков жилищно-коммунальной сферы.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства должно проходить комплексно, то есть при снижении издержек, главным образом за счет необоснованно включаемых в себестоимость затрат предприятий жилищно-коммунального хозяйства, не должно ухудшаться качество услуг. По оценкам специалистов Госстроя в России из-за недостаточного финансирования, ветшания жилищного фонда, физического износа основных средств отрасли организации жилищно-коммунального хозяйства работают не в эксплуатационном, а в аварийно-восстановительном режиме. Эксперты предсказывают возникновение "инфраструктурного кризиса", последствием которого могут быть необратимые процессы разрушения объектов жилищно-коммунального хозяйства. В то же время в организациях, производящих жилищно-коммунальные услуги, - традиционно низкая энерго- и материально-техническая обеспеченность, большой процент ручного труда, недостаток высококачественного инструмента, что приводит к высоким издержкам производства. Безусловно, конкуренция, переход на договорные отношения могут решить многие из этих вопросов, но на это необходимы как время, так и деньги, которых в бюджете нет.
В пункте 3.3 Программы первоочередных мероприятий по развитию реформы жилищно-коммунального хозяйства города Москвы предусмотрена приватизация предприятий, выполняющих работы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда, в свете дальнейшей демонополизации жилищно-коммунального хозяйства. Для того, чтобы приватизируемые предприятия поставить в ряд способных обеспечить установленные жилищные стандарты, максимально снизить неудобства для населения, связанные с реорганизацией, и заинтересовать их в эффективном и прибыльном хозяйствовании, они должны иметь современные основные фонды и достаточные оборотные средства. На практике только около 4 процентов производственных предприятий успешно справляются с поставленными задачами, имея старые основные фонды. Учитывая то, что жилищно-коммунальные услуги оказываются непрерывно, у предприятий и организаций не будет времени для наращивания мощностей и накопления средств на развитие основных фондов, поэтому в интересах органов местного самоуправления помочь выжить таким предприятиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.