Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О защите населения от туберкулеза"
Туберкулез наносит серьезный ущерб здоровью граждан России и экономике страны, в связи с чем борьба с этим инфекционным заболеванием является одной из важнейших государственных задач. Рост заболеваемости туберкулезом отмечается на фоне ухудшения социально-экономических условий в стране, снижения уровня жизни населения.
Основной целью принятия законопроекта является создание механизма реализации закрепленных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья, формирования и проведения единой государственной политики в области защиты населения от туберкулеза.
Действующие законодательные акты Российской Федерации (Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан", Уголовно-процессуальный и Гражданский Кодексы Российской Федерации), не содержат правовой базы по регулированию мер общественной профилактики заболеваний туберкулезом, ими не предусмотрены права и обязанности лиц, страдающих туберкулезом.
В настоящее время в 12 субъектах Российской Федерации приняты законы о защите населения от туберкулеза, разработаны проекты законов по данной проблеме в 18 субъектах Российской Федерации.
Основа законопроекта - законодательное утверждение противотуберкулезной помощи как ведущего звена защиты населения от туберкулеза, принципов ее оказания, прав и обязанностей лиц, страдающих туберкулезом, мероприятий, проводимых органами государственной власти по сдерживанию распространения туберкулеза, мер социальной защиты лиц, страдающих туберкулезом, и медицинских работников, оказывающих им помощь, контроля и надзора за соблюдением законности при оказании противотуберкулезной помощи населению России. В рамках законодательного регулирования организации противотуберкулезной помощи гражданам при разработке проекта федерального закона авторами законопроекта не исключается возможность установления административной ответственности за уклонение от лечения туберкулеза и направления по решению суда на принудительное лечение лиц, уклоняющихся от достижения прекращения выделения микобактерий туберкулеза.
В законопроекте рассматриваются принципы оказания противотуберкулезной помощи гражданам Российской Федерации, а также особенности применения данного закона по отношению к иностранным гражданам и лицам без гражданства, определены права лиц, страдающих туберкулезом, их обязанности и ответственность. Кроме того, законопроектом определен порядок предоставления гарантий и льгот врачам, иным специалистам, медицинскому и другому персоналу, участвующему в оказании противотуберкулезной помощи. Комплекс мер, направленных на профилактику туберкулезной инфекции, особенности проведения ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий рассматривается в контексте решения вопросов финансирования противотуберкулезной помощи.
Законопроект обсуждался на Всероссийском совещании руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам региональной политики в условиях реформирования здравоохранения 17 - 18 декабря 1996 г. в г.Екатеринбурге, на III съезде Научно-медицинской ассоциации фтизиатров 17 - 20 июня 1997 г. в г.Екатеринбурге, совместной коллегии Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 декабря 1997 г. в г.Ульяновске "О законодательном обеспечении здравоохранения в Российской Федерации".
При работе над проектом закона использовался опыт европейских стран по законодательному регулированию профилактики туберкулеза, получены экспертные заключения международных организаций, в частности, Совета Баренцева/Евроарктического региона, которые были учтены при доработке.
Реализация настоящего законопроекта должна привести к снижению распространения туберкулеза в России, повышению эффективности лечения, сохранению трудового потенциала страны, снижению расходов на содержание лиц, страдающих туберкулезом, имеющих временную и стойкую утрату трудоспособности.
Депутат Государственной Думы |
Аскерханов Г.Р. |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона
"О защите населения от туберкулеза"
Правительством Российской Федерации принято постановление N 582 от 11 июня 1998 года "О федеральной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 годы", предусматривающее общий объем финансирования мероприятий программы на 1998 - 2004 годы в 17550,5 млн.рублей (в ценах 1998 года), в том числе 7693,6 млн.рублей из федерального бюджета, 9598,5 млн.рублей из бюджетов субъектов Российской Федерации и 258,4 млн.рублей из внебюджетных источников, поэтому законопроект не предусматривает прямых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета. В то же время законом устанавливается возможность выделения дополнительных финансовых средств на финансирование системы оказания противотуберкулезной помощи гражданам в Российской Федерации в качестве перспективной цели. Законопроектом предусматривается сохранение действующего порядка финансирования расходов, связанных с оказанием противотуберкулезной помощи, осуществляемого из средств федерального бюджета, предусмотренных на здравоохранение, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на эти же цели, а также средств внебюджетных источников.
Для реализации настоящего закона потребуется дополнительное финансирование из бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3,0 млн.рублей в год (в ценах 1998 года).
Основные расходы (в ценах 1998 года) приходятся на проведение следующих мероприятий:
- льготы на проезд больных туберкулезом в противотуберкулезные учреждения - 0,450 млн. рублей;
- надбавка к зарплате работникам противотуберкулезных учреждений - 1,5 млн. рублей;
- льготный выход на пенсию работников противотуберкулезных учреждений - 0,350 млн.рублей;
- бесплатный проезд на общественном транспорте в рабочее время работников противотуберкулезных учреждений - 0,700 млн. рублей.
Такой уровень расходов позволит обеспечить минимальные социальные стандарты в сфере оказания противотуберкулезной помощи гражданам и создать финансовые предпосылки для реализации программы государственных гарантий по оказанию медицинской помощи населению.
Реализация указанных норм позволит обеспечить устойчивое функционирование системы оказания противотуберкулезной помощи и реализацию норм статьи 41 Конституции Российской Федерации о гарантиях предоставления бесплатной медицинской помощи гражданам.
Депутат Государственной Думы |
Аскерханов Г.Р. |
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению
или дополнению в связи с принятием проекта федерального закона
"О защите населения от туберкулеза"
В случае принятия проекта федерального закона "О защите населения от туберкулеза" необходимо внести изменения и дополнения в:
1) Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
2) Закон Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";
3) Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления";
4) Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
5) Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;
6) Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР;
7) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации;
8) Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений";
9) Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы";
10) Федеральный закон "О беженцах";
11) Гражданский кодекс Российской Федерации;
12) принятые на их основе нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и соответствующие правовые акты субъектов Российской Федерации.
Депутат Государственной Думы |
Аскерханов Г.Р. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.