Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "Об организации государственного пенсионного страхования в Российской Федерации"
Представляемый законопроект "Об организации государственного пенсионного страхования в Российской Федерации" доработан с учетом замечаний субъектов Российской Федерации.
Настоящий законопроект поддержан в 40 органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и 38 органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Предлагая постатейные замечания и предложения, органы законодательной и исполнительной власти субъектов, одобривших проект, подчеркивают его актуальность.
Не поддержали законопроект 14 органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и 1 законодательный орган. Анализ мнений субъектов Федерации, отклонивших законопроект, показывает, что они, как правило, не имеют постатейных замечаний и предложений к проекту. Общий мотив возражений сводится к проблеме формирования единого органа по пенсионным вопросам.
По замечаниям субъектов Российской Федерации и комитетов Государственной Думы внесены изменения и дополнения в проект. Введено понятие "страхователь" и "застрахованное лицо" (статья 1), законопроект дополнен новым принципом - гарантированности получения пенсий (статья 4), более четко регламентирован круг лиц, подлежащих государственному пенсионному страхованию (статья 6), дополнены права Службы (статья 9), конкретизированы права плательщиков взносов (статья 21), изменен порядок взаимодействия с банками (статья 30). В статью 32 внесена норма, определяющая поэтапный порядок формирования территориальных органов Федеральной службы государственного пенсионного страхования в течение двух лет с учетом готовности субъектов Российской Федерации к работе в рамках единой пенсионной службы.
Государственное пенсионное страхование как часть социального страхования существует много лет, однако как самостоятельный вид страхования в целях материального обеспечения в старости, в случае потери кормильца, инвалидности и за выслугу лет законодательно не регламентировалось.
Представляемый проект Закона устранит этот пробел и станет основой в правовом обеспечении проведения реформы пенсионного обеспечения в России, так как в нем дается четкое понятие государственного пенсионного страхования, законодательно определяются место, роль и задачи этого вида страхования в общей системе государственного социального страхования, определяются органы, осуществляющие государственное пенсионное страхование, закрепляются установившиеся в сфере пенсионного страхования отношения государства, работодателей и граждан.
Законопроект состоит из 6 глав.
Глава I "Общие положения" закрепляет основные понятия, определяет правовую основу государственного пенсионного страхования, принципы организации государственного пенсионного страхования Российской Федерации.
Закладывается принцип индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, который будет являться основой системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Для обеспечения данного учета в законопроекте специально устанавливается принцип подконтрольности и поднадзорности органов и должностных лиц, осуществляющих государственное пенсионное страхование.
Определен конкретный перечень трудовых пенсий, назначаемых и выплачиваемых за счет средств государственного пенсионного страхования Российской Федерации.
Учтено замечание Правового управления Аппарата Государственной Думы Российской Федерации об объединении связанных между собой по смысловому содержанию статей 3 и 5.
Глава II законопроекта "Органы, осуществляющие государственное пенсионное страхование, их задачи и права" определяет формирование на федеральном уровне органа исполнительной власти, к ведению которого предлагается отнести весь комплекс вопросов пенсионного обеспечения по Закону РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Имеется в виду создание на базе Пенсионного фонда Российской Федерации и соответствующих подразделений Министерства труда и социального развития Российской Федерации Федеральной службы государственного пенсионного страхования, объединяющей все функции по пенсионному обеспечению от сбора и аккумуляции средств до их расходования (назначения и выплаты пенсий). Это позволит создать организационную основу для нормального функционирования пенсионной системы в Российской Федерации, устранит многие финансовые потери, обусловленные в первую очередь многозвенностью управления и нецелевым использованием пенсионных средств, усилит контроль за расходованием пенсионных средств и ответственность за них.
Экономическая выгода от создания Федеральной службы государственного пенсионного страхования превысит дополнительные расходы, связанные с содержанием дополнительной численности работников и создаст возможность повысить качество обслуживания населения.
В соответствии с замечаниями субъектов Российской Федерации расширен круг полномочий Федеральной службы государственного пенсионного страхования путем предоставления его органам отдельных правомочий, имеющихся в распоряжении Государственной налоговой службы.
Глава III законопроекта "Бюджет государственного пенсионного страхования" определяет порядок формирования и расходования бюджета государственного пенсионного страхования. Средства бюджета, как и в настоящее время, формируются за счет страховых взносов, а также других поступлений, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, и находятся в оперативном управлении Федеральной службы государственного пенсионного страхования Российской Федерации.
Учитывая социальную значимость и целевое использование средств бюджета государственного пенсионного страхования, в настоящий проект включена норма (ст.19) о Наблюдательном Совете по бюджету государственного пенсионного страхования Российской Федерации.
Глава IV "Права, обязанности и ответственность плательщиков страховых взносов" определяет, уточняет и регламентирует права, обязанности и ответственность плательщиков страховых взносов. Необходимость введения указанных норм определяется изменением действующего законодательства Российской Федерации, произошедшим с 1991 года.
Глава V "Порядок и сроки уплаты страховых взносов, установление тарифа".
Основу данной главы составляют нормы действующего Порядка уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1). Вместе с тем, учитывая изменения организации экономики страны, а также необходимость приведения в соответствие законодательных и нормативных правовых актов, изданных после 1991 года, в целях законодательного закрепления фактически действующих положений по порядку уплаты страховых взносов в проект внесены нормы, позволяющие Федеральной службе государственного пенсионного страхования Российской Федерации обеспечить выполнение доходной части бюджета.
Упорядочены категории плательщиков страховых взносов, введены новые: иностранные физические и юридические лица и нотариусы, занимающиеся частной практикой (статья 27). Указанная норма закрепляет законодательно существующие категории плательщиков, не указанные в действующем Порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (введенным в действие Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ) дано новое понятие: "индивидуальный предприниматель".
Более четко и полно определен порядок взаимоотношений между Федеральной службой государственного пенсионного страхования Российской Федерации и банками (статья 30). Данная статья реализует норму, установленную пунктом 12 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1), определяющую обязанность банков представлять необходимые сведения, связанные с деятельностью Фонда. Нормы данной статьи требуют внесения изменений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности".
Принятие данного Федерального закона явится основой для дальнейшего совершенствования организации пенсионной системы, регулирования деятельности по сбору и аккумуляции средств на эти цели, укрепления дисциплины по уплате страховых взносов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона
"Об организации государственного пенсионного страхования в
Российской Федерации"
Введение в действие предлагаемого проекта федерального закона предусматривает совершенствование существующей структуры управления государственным пенсионным страхованием путем создания единой федеральной службы, что позволит значительно улучшить пенсионное обеспечение граждан. В настоящее время существует трехзвенный порядок финансирования и выплат пенсий, значительно усложняющий прохождение средств от Пенсионного фонда до пенсионеров.
Законопроект предусматривает укрепление прав пенсионной службы по сбору страховых взносов с плательщиков, повышая ответственность последних, определяет более четкий порядок взыскания просроченной задолженности.
Как показала практика работы отделений Пенсионного фонда, работающих на принципах единой пенсионной службы, основным результатом является повышение правильности и оперативности начисления и перерасчета пенсий, строгое соблюдение сроков выплаты пенсий, особенно с доставкой на дом, устранение возможностей отвлечения страховых ресурсов на нецелевые выплаты, повышение ответственности за полноту сбора и оперативность перечисления средств па счета Пенсионного фонда России.
С образованием единой пенсионной службы расширяется база для начисления страховых взносов. Введение персонифицированного учета плательщиков позволит повысить на 1,5-2% уровень собираемости страховых взносов, что позволит увеличить сумму страховых взносов на 2,5 трлн. рублей в год.
В результате объединения Пенсионного фонда и органов социальной защиты населения реально исчисляемые экономические выгоды будут получены вследствие совершенствования внутреннего механизма функционирования создаваемой единой пенсионной системы, главным образом в сфере движения денежных средств от плательщиков к получателям пенсий. Суммарная величина этих выгод в расчете на год и составляет реально полученную экономию. Перечисленные факторы улучшения качества пенсионного обслуживания оцениваются сопоставление финансовых показателей, характеризующих систему выплаты пенсий, с финансовыми показателями, регламентируемыми государственными нормативными актами.
Экономическая эффективность от введения в действие данного закона формируется из следующих составляющих:
- сокращение потребности в оборотных средствах;
- расчетная экономия за счет использования высвободившихся оборотных средств, в том числе:
упрощение схемы финансирования и сокращение сроков движения средств;
повышение точности заявки пенсионных отделов на расходование средств;
сокращение расходов по доставке пенсий.
Экономическая эффективность за счет:
1. Экономия от повышения точности заявки - 117,0 млрд.руб.
2. Экономия от прямого финансирования отделов доставки минуя органы соцзащиты и отделения связи:
- экономия от предотвращения зависания остатков в органах соцзащиты и отделениях связи - 305,7 млрд.руб.
экономия от сокращения срока отвлечения средств на финансирование выплаты пенсий - 802,8 млрд.руб.
экономия от сокращения срока прохождения средств до трех дней при едином распорядителе кредитов - 270,0 млрд.руб.
3. Экономия на сокращение расходов по доставке пенсий - 1,3 трлн.руб.
Суммарная эффективность от введения в действие данного законопроекта составляет 5,3 трлн. рублей в год.
Расходы на содержание единой пенсионной службы составят дополнительно около 1,2 трлн. рублей в расчете на год. Учитывая, что введение в действие законопроекта планируется провести в течении двух лет с момента принятия, а также возможности использования ныне задействованных источников финансирование на расходы по управлению в сфере организации пенсионного обеспечения, нагрузка может быть смягчена.
По оценка суммарная эффективность по законопроекту составит 4,1 трлн. рублей в год.
Список
законов и иных нормативных правовых актов, в которые необходимо
внести изменения в связи с принятием Федерального закона "Об основах
государственного пенсионного страхования в Российской Федерации"
1. "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20 ноября 1990 г. N 340-1
2. "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ
3. "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" от 23 мая 1994 г. N 1005
4. "О внесении дополнения в Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005" от 9 августа 1994 г. N 1666
5. "О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с пенсионным фондом Российской Федерации" от 21 ноября 1995 г. N 1166
6. "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" от 18 августа 1996 г. N 1212
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.