Проект федерального закона
"Об экспортном контроле"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
перечень правовых актов по экспортному контролю
Глава I. Общие положения
Глава II. Организационные основы экспортного контроля
Глава III. Регулирование внешнеэкономической деятельности
с контролируемыми товарами и технологиями
Глава IV. Право на получение информации по вопросам
экспортного контроля
Глава V. Международное сотрудничество и международные
договоры в области экспортного контроля
Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации об экспортном контроле
Глава VII. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля, определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности в указанной области.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
внешнеэкономическая деятельность - любая не запрещенная законодательством Российской Федерации деятельность в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность);
система экспортного контроля - совокупность мер по реализации федеральными органами исполнительной власти установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации порядка вывоза за пределы Российской Федерации вооружений и военной техники, а также отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, по недопущению вывоза оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки, иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка;
внутрифирменная система экспортного контроля - комплекс мероприятий организационного, административного, информационного и иного характера, добровольно осуществляемых предприятиями и организациями с целью соблюдения правил экспортного контроля;
экспорт - вывоз товара, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. Факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности. К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу, в частности при закупке иностранным лицом товара у российского лица и передаче его другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу;
оружие массового уничтожения - ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;
ракетные средства доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового уничтожения;
иные наиболее опасные виды оружия - нетрадиционные (не относящиеся к обычным) виды оружия, такие как радиологическое, радиоволновое, геофизическое оружие, аэрозольные взрывчатые смеси;
российские участники внешнеэкономической деятельности (российские лица) - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации;
иностранные участники внешнеэкономической деятельности (иностранные лица) - юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица - иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения органов государственной власти Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность, предметом которой являются товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, и для осуществления экспортного контроля в целях, установленных настоящим Федеральным законом.
Осуществление экспортного контроля в отношении вооружений, военной техники, работ и услуг военного назначения, не подпадающих под действие международных обязательств Российской Федерации по нераспространению оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, осуществляется на основании актов законодательства Российской Федерации.
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об экспортном контроле
Законодательство об экспортном контроле основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Статья 4. Цели экспортного контроля
Основными целями экспортного контроля являются:
защита государственных интересов;
поддержка усилий мирового сообщества, направленных на сохранение и укрепление международного мира и безопасности;
создание условий для интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономическую систему.
Статья 5. Принципы государственной политики в области экспортного контроля
1. Российская Федерация проводит единую государственную политику в области экспортного контроля, которая является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и определяется исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее политических, экономических и военных интересов.
2. Государственная политика в области экспортного контроля формируется в соответствии со следующими основными принципами:
неукоснительного соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия;
законности, гласности и доступности информации по вопросам экспортного контроля;
приоритета интересов безопасности государства над соображениями экономической выгоды;
недопустимости поддержки международного терроризма;
свободы внешнеэкономической деятельности, что означает необходимость получения лицензии или иного разрешения на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, услугами и результатами интеллектуальной деятельности только в случаях, прямо предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;
осуществления экспортного контроля лишь в той степени и объеме, которые необходимы для достижения его целей;
единства таможенной территории Российской Федерации;
гармонизации процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;
координации усилий и взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля с целью укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения угрозы распространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.
Статья 6. Списки товаров, информации, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю
Номенклатура товаров, информации, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих экспортному контролю (далее - контролируемые товары и технологии) определяется списками, утверждаемыми указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации об утверждении списков контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования.
Статья 7. Методы осуществления экспортного контроля
Экспортный контроль в Российской Федерации реализуется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности с контролируемыми товарами и технологиями, основу которых составляют:
разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного одобрения;
таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или предпринявших попытку совершить такие действия.
Глава II. Организационные основы экспортного контроля
Статья 8. Система органов экспортного контроля Российской Федерации
Систему органов экспортного контроля Российской Федерации образуют федеральные органы законодательной и исполнительной власти, государственные и иные организации и структуры, наделенные полномочиями осуществления экспортного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 9. Полномочия Президента Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации
1. Президент Российской Федерации:
определяет основные направления и осуществляет общее руководство государственной политикой в области экспортного контроля;
обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля;
утверждает списки контролируемых товаров и технологий;
принимает решения о введении эмбарго, прекращении и возобновлении экспорта в зарубежные страны отдельных категорий контролируемых товаров и технологий.
2. Федеральное Собрание Российской Федерации:
рассматривает и принимает федеральные законы, регулирующие отношения в области экспортного контроля;
проводит парламентские слушания по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки, иных наиболее опасных видов оружия и экспортного контроля;
осуществляет иные полномочия в области экспортного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Правительство Российской Федерации:
обеспечивает реализацию единой государственной политики в области экспортного контроля, в том числе стратегической линии Российской Федерации в отношении международных структур по экспортному контролю;
определяет порядок осуществления внешнеэкономической деятельности с товарами, информацией, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в отношении которых установлен экспортный контроль;
принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации в области экспортного контроля;
контролирует исполнение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле федеральными органами исполнительной власти;
осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами иные полномочия в области экспортного контроля.
Статья 10. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю Российской Федерации
В целях обеспечения проведения единой государственной политики в области экспортного контроля, реализации стратегической линии Российской Федерации в отношении международных структур по экспортному контролю, а также координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю в Российской Федерации образуется специальный межведомственный координационный орган по экспортному контролю Российской Федерации.
Положение о межведомственном координационном органе по экспортному контролю Российской Федерации и его персональный состав утверждаются Президентом Российской Федерации.
Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области экспортного контроля
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают выполнение настоящего Федерального закона, решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля в соответствии с полномочиями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по экспортному контролю
1. Реализация задач единой государственной политики, функциональное регулирование и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля в Российской Федерации возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по экспортному контролю.
В компетенцию специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по экспортному контролю входят:
подготовка предложений и реализация мер по развитию и совершенствованию системы экспортного контроля в Российской Федерации;
контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля;
обобщение практики применения законодательства Российской Федерации об экспортном контроле и подготовка на этой основе предложений по его совершенствованию;
правовое и информационно-методическое обеспечение работ по экспортному контролю в Российской Федерации;
иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вносимые на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие вопросы экспортного контроля, подлежат согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по экспортному контролю.
2. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по экспортному контролю во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти организует проведение разъяснительной работы среди российских участников внешнеторговой деятельности Российской Федерации в отношении целей, принципов, процедур и правил экспортного контроля.
Статья 13. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам экспортного контроля
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам экспортного контроля, обязательные для исполнения российскими участниками внешнеэкономической деятельности, государственными организациями, учреждениями и их должностными лицами, а также гражданами.
Указанные нормативные акты подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Право доступа к информации
Федеральные органы исполнительной власти имеют право на получение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, документов и информации, необходимых для целей экспортного контроля.
Статья 15. Обязанности участников внешнеэкономической деятельности в отношении предоставления информации для целей экспортного контроля
Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны по требованию федеральных органов исполнительной власти предоставлять документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимые для выполнения федеральными органами исполнительной власти задач и функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области экспортного контроля.
Российские участники внешнеэкономической деятельности несут ответственность за достоверность сведений, представляемых федеральным органам исполнительной власти для целей экспортного контроля.
Статья 16. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в отношении предоставленной информации
Информация, предоставленная федеральным органам исполнительной власти участниками внешнеэкономической деятельности, государственными организациями, учреждениями и их должностными лицами в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по экспортному контролю, может использоваться исключительно в целях экспортного контроля.
Информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация (информация, не являющаяся общедоступной, распространение которой может нанести ущерб правам и охраняемым законом интересам предоставившего ее лица) не должна разглашаться, использоваться должностными лицами федеральных органов исполнительной власти в личных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Внутрифирменные системы экспортного контроля на предприятиях и в организациях
В целях обеспечения выполнения установленных настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации правил экспортного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности, предотвращения правонарушений в указанной сфере федеральные органы исполнительной власти содействуют созданию предприятиями и организациями внутрифирменных систем экспортного контроля и оказывают им необходимую информационно-методическую поддержку.
Глава III. Регулирование внешнеэкономической деятельности с
контролируемыми товарами и технологиями
Статья 18. Требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями
Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, должны совершаться при наличии обязательств иностранного лица о том, что указанные товары и технологии не будут использоваться в целях создания оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования в отношении условий, на которых должны совершаться внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и технологиями.
Статья 19. Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями
1. Внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий иностранному лицу, осуществляются по лицензиям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации.
Вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий без их передачи иностранному лицу, в частности для демонстрации на выставках или с целью использования для собственных нужд, может осуществляться без лицензий при условии, что эти товары и технологии будут оставаться под непосредственным контролем российского лица, осуществляющего их вывоз, и будут возвращены в Российскую Федерацию в установленные сроки.
Порядок и условия, на которых может быть осуществлен безлицензионный вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 20. Экспертиза внешнеэкономических сделок
Внешнеэкономические сделки с контролируемыми товарами и технологиями подлежат межведомственной экспертизе с целью определения соответствия этих сделок международным обязательствам Российской Федерации, государственным интересам страны и требованиям экологической безопасности.
Результаты межведомственной экспертизы являются основанием для выдачи или отказа в выдаче лицензии или иного разрешения.
Порядок и условия проведения межведомственной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 21. Учет внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами и технологиями
Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны вести учет внешнеэкономических сделок с контролируемыми товарами и технологиями.
Документация, относящаяся к внешнеэкономическим сделкам, должна храниться в течение трех лет, если более длительный срок ее хранения не установлен законодательством Российской Федерации.
Статья 22. Всеобъемлющий контроль
1. Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны воздержаться от заключения внешнеэкономических сделок с любыми товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности в случае, если им известно, что данные товары, информация, работы, услуги или результаты интеллектуальной деятельности предназначены для разработки, производства, испытания, эксплуатации, обслуживания, хранения, обнаружения или идентификации оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки или иных наиболее опасных видов оружия, и информировать о таких сделках специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по экспортному контролю.
2. Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, разрешение межведомственного координационного органа по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических сделок с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, не подпадающими под действие списков, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, в тех случаях когда:
они были информированы о том, что данные товары, информация, работы, услуги или результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы в целях, указанных в пункте 1 настоящей статьи;
они предполагают или имеют основания предполагать, что данные товары, информация, работы, услуги или результаты интеллектуальной деятельности могут быть использованы в вышеуказанных целях.
Статья 23. Получение лицензии или иного разрешения
1. Лицензия или иное разрешение, требующиеся для осуществления внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами и результатами интеллектуальной деятельности, на которые в соответствии со статьями 6 и 22 настоящего Федерального закона распространяется экспортный контроль, выдаются по заявке российского лица.
2. Порядок и условия выдачи лицензии или иного разрешения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 24. Обязанности российских участников внешнеэкономической деятельности
1. Установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности позициям списков, указанных в статье 6 настоящего Федерального закона, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий или иных разрешений на вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий либо их передачу иностранному лицу на территории Российской Федерации, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.
2. Лицензия или иное разрешение не должны использоваться для совершения внешнеэкономической сделки, если российский участник внешнеэкономической деятельности располагает информацией о том, что товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, являющиеся предметом сделки, будут использованы в незаявленных целях либо будут реэкспортированы из страны назначения и такой реэкспорт не был предусмотрен условиями сделки или не получил одобрения специально уполномоченного федерального органа по экспортному контролю в случае, когда такое одобрение необходимо.
Глава IV. Право на получение информации по вопросам экспортного
контроля
Статья 25. Получение информации о причинах принятого решения, действия или бездействия
Российский участник внешнеэкономической деятельности, в отношении которого федеральным органом исполнительной власти принято решение, относящееся к вопросам экспортного контроля, а также участник внешнеэкономической деятельности, в отношении которого решение не принято в течение установленного законом срока, вправе в двухмесячный срок со дня принятия решения либо истечения срока его принятия обратиться в этот орган с запросом о причинах и основаниях принятого решения или непринятия решения, если это непосредственно затрагивает права и законные интересы такого субъекта.
Запрос подлежит рассмотрению федеральным органом исполнительной власти в месячный срок.
При подаче письменного запроса ответ должен быть дан в письменном виде.
Статья 26. Опубликование правовых актов
Акты законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, а также издаваемые федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты по вопросам экспортного контроля общего характера подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 27. Информация о действующих правовых актах
Информация о действующих правовых актах, указанных в статье 26 настоящего Федерального закона, включая название акта, его предмет и издание, в котором этот акт опубликован, предоставляется всем заинтересованным российским участникам внешнеэкономической деятельности и гражданам бесплатно.
Статья 28. Предоставление текстов опубликованных правовых актов
Тексты опубликованных правовых актов, указанных в статье 26 настоящего Федерального закона, предоставляются заинтересованным лицам за плату, взимаемую в размерах, определяемых федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Указанная плата не взимается, если правовой акт не опубликован, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе решениями соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Глава V. Международное сотрудничество и международные договоры в
области экспортного контроля
Статья 29. Цели международного сотрудничества
1. Международное сотрудничество в области экспортного контроля осуществляется Российской Федерацией в целях:
объединения усилий и координации действий с другими государствами по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, ракетных средств его доставки и иных наиболее опасных видов оружия, а также технологий их создания;
содействия формированию внешнего окружения, благоприятного для внутреннего развития страны, стабильной и безопасной системы международных отношений;
создания благоприятных условий интеграции российской экономики в мировую экономическую систему на равноправной и взаимовыгодной основе;
активизации участия Российской Федерации в международном обмене товарами и услугами, расширения возможностей для доступа российских участников внешнеэкономической деятельности на мировые рынки высоких технологий;
совершенствования международных и национальных механизмов экспортного контроля, повышения надежности предлицензионных и послелицензионных проверок, выявления фактов нарушений законодательства Российской Федерации об экспортном контроле и лиц, их совершивших.
2. Международное сотрудничество Российской Федерации с другими государствами в области экспортного контроля осуществляется на основе заключаемых двухсторонних и многосторонних международных договоров и иных договоренностей.
Статья 30. Формы международного сотрудничества
1. Международное сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в области экспортного контроля осуществляется посредством участия в международных структурах по экспортному контролю и иных международных форумах, проведения переговоров и консультаций, взаимного обмена информацией по вопросам экспортного контроля, а также реализации совместных программ и иных мероприятий на двусторонней и многосторонней основе.
2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют международное сотрудничество в области экспортного контроля с международными организациями, государственными органами, а также неправительственными организациями других государств по вопросам, находящимся в их компетенции, в порядке, установленном актами законодательства Российской Федерации.
3. Российская Федерация содействует установлению контактов и развитию информационных обменов между общественными организациями Российской Федерации и зарубежными неправительственными организациями, ставящими своими целями содействие эффективному функционированию национальных систем экспортного контроля.
Глава VI. Ответственность за нарушение законодательства
Российской Федерации об экспортном контроле
Статья 31. Ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации об экспортном контроле
Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 32. Ответственность за недостоверную информацию
Федеральные органы исполнительной власти несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за достоверность информации, предоставляемой в соответствии с положениями главы IV настоящего Федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти не несут ответственности за убытки, причиненные вследствие искажения текста правового акта, опубликованного без их ведома и контроля.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 33. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.