Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом"
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (статьи 127, 212) особенности приобретения и прекращения права собственности Российской Федерации на имущество, а также иные отношения Российской Федерации, регулируемые гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяется только законом.
В этой связи, а также в целях законодательного наведения порядка в отношении собственности Российской Федерации за рубежом осуществлена разработка настоящего проекта федерального закона (далее - законопроекта).
Главными целями принятия законопроекта являются:
защита право собственности и имущественных интересов Российской Федерации за рубежом;
обеспечение сохранности объектов федеральной государственной собственности, повышение эффективности использования собственности Российской Федерации за рубежом;
увеличения поступления в бюджет Российской Федерации денежных средств от использования собственности России за рубежом;
приведение отношений собственности Российской Федерации в соответствие с нормами законодательства Российской Федерации и международного права.
При разработке законопроекта были учтены основные источники обретения зарубежной собственности (недвижимость царской России, имущество, переданное России в дар, в наследство, полученное в порядке оплаты, недвижимость, переданная Советскому Союзу в результате победы над Германией и т.п.).
Концептуальными положениями законопроекта определены объекты федеральной собственности, находящейся за рубежом и субъекты права собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, содержание права собственности Российской Федерации за рубежом, бремя содержания собственности Российской Федерации за рубежом.
В законопроекте предусмотрены поиск, защита, оформление права собственности, учет и государственная регистрация собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом.
Особенностями законопроекта являются:
введение процедуры декларирования объектов собственности (ст.11);
установления порядка управления зарубежной собственностью (ст.9);
предусмотрение обязательного страхования за счет средств субъектов управления объектов зарубежной собственности (ст.10).
Финансово-экономическое обоснование законопроекта "О собственности
Российской Федерации за рубежом"
В соответствии со ст.11 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Система государственной регистрации прав создается и функционирует за счет платы за регистрацию и предоставление информации о зарегистрированных правах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников. Централизуемая доля указанных средств устанавливается Правительством Российской Федерации в размере, не превышающем пять процентов взимаемых платежей, и направляются в федеральный орган исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Расходы по целевой статье "Содержание посольств, представительств и других государственных учреждений раздела N 2", подраздела международное сотрудничество федеральным бюджетом на 1996 г. были предусмотрены в размере 1267,8 млрд. рублей, в том числе 210,6 млн. долларов США. Фактически Минфином было перечислено 1007,4 млрд.руб., в том числе 186,8 млн.долларов США.
Кроме того, рядом Российских министерств и ведомств финансирование загранучреждений осуществлялось за счет средств, полученных от разрешенных видов деятельности за границей.
Постановление Правительства РФ от 05.01.95 г. N 14 "Об управлением федеральной собственностью, находящейся за рубежом", предусматривает перечисление в федеральный бюджет всех средств от сделок с имуществом, однако на деле зачисление этих средств не происходит или происходит не в полном объеме.
Так в результате сделок с имуществом Торгпредствами только в Финляндии, Швеции, СОВ в 1996 г. было получено и не перечислено в федеральный бюджет 391,9 тыс. долларов США. Доходы, полученные загранпредставительствами от разрешенной деятельности планируются с занижением к фактическим поступлениям. Так посольству в Финляндии было запланировано и фактически получено соответственно:
- в возмещение за консульские действия - 6000,0 тыс. долларов США и 7613 тыс. долларов США.
- от консульских сборов - 135,0 и 245,6 тыс. долларов США.
По посольству и генконсульству в Швеции соответственно:
- В итоге Минфин России в 1996 г. фактически произвел расходов по разделу "Международная деятельность" на сумму 29585359 млн. рублей, что превышает утвержденную Законом сумму на 12,2%.
- Одновременно крайне неэффективно используется федеральная собственность, находящаяся в оперативном управлении Российских загранучреждений.
За 1997 год расходы по подразделу "Международное сотрудничество" без учета реализации внешних активов составили 9982,0 млрд. рублей. При этом расходы по содержанию посольств и других загранучреждений составили 1286,1 млрд.руб. При этом без существенных изменений эффективности использования федеральной собственности, находящейся за рубежом, поступления доходов от разрешенной деятельности, сделок с имуществом, средства на выплату заработной платы работникам загранучреждений, пенсий и т.д. перечислялись и выплачивались в первой половине месяца и задолженности по этим статьям за 1997 год не имеется.
Вышеизложенное говорит о достаточности и даже избыточности ежегодных назначений по разделу "Международное сотрудничество".
В соответствии с проектом федерального бюджета на 1998 год до его принятия во втором чтении ведомственной структурой расходов (вариант Правительства РФ) предусматривались расходы по ст.22 раздел 3 на Международную деятельность проектировалось 21123,8 млн.рублей. Принятой поправкой Правительства РФ эта сумма уменьшена до 14123,8 млн.рублей однако окончательная сумма утверждена 17231,6 тыс.руб. (нов. исчис.). При этом в проекте бюджета внесенного Правительством по неторговым операциям в разделе предусматривался подраздел: Расходы на обеспечение признания прав и регулирования отношений по федеральной собственности проектировалась и принята сумма 15493 тыс. руб., которая является достаточной для целей настоящего законопроекта в части ст.13 законопроекта по содержанию собственности Российской Федерации не участвующей в коммерческом обороте.
Расходы, связанные с проведением поиска, защиты и оформления права собственности РФ за рубежом (ст.11 законопроекта) финансируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом осуществляется за счет части средств, получаемых от использования этой собственности, в порядке, определенном Министерством финансов РФ (п.9) и дополнительного бюджетного финансирования не требует.
Справка о состоянии законодательства
в сфере правового регулирования отношений
собственности, находящейся в иностранных государствах
1. Закон Российской Федерации "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации".
2. Указ Президента Российской Федерации от 8 февраля 1993 года N 201 "О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом".
3. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 17 сентября 1993 года N 5727-1 "О собственности Союза ССР, находящейся за рубежом".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 года N 14 "Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 года N 1211 "Об инвентаризации собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом".
6. Другие нормативные государственные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.