Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Тулуш А.М,
судей Аракчаа О.М. и Сундуй М.С,
при секретаре Опбул А.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное преставление государственного обвинителя Грек Н.С. на приговор Тоджинского районного суда Республики Тыва от 31 июля 2019 года, которым
Куулар Ю.В, **,
осуждена по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 6 годам 9 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Заслушав доклад судьи Аракчаа О.М, выступления прокурора Ховалыг Л.А, поддержавшего доводы апелляционного представления и полагавшего необходимым приговор изменить, осужденной Куулар Ю.В. и защитника Саая В.В, просивших приговор оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Куулар Ю.В. признана виновной и осуждена за умышленное причинение смерти другому человеку при следующих обстоятельствах.
17 февраля 2019 года около 17 часов, когда Куулар Ю.В. ** в состоянии алкогольного опьянения, пришла К. в состоянии алкогольного опьянения со своим супругом А. и начала ходить по квартире в обуви, выражаясь нецензурной бранью в адрес Куулар Ю.В. Из-за этого между Куулар Ю.В. и К. произошла ссора, в ходе которой последняя схватила за волосы Куулар Ю.В, тем самым причинила физическую боль. Из возникших к К. из-за этого личных неприязненных отношений Куулар Ю.В, взяв нож, выбежала на улицу за К. и около 17-18 часов в ограде дома с целью причинения смерти умышленно нанесла К. удар в область груди, причинив проникающее колото-резаное ранение **, повлекшее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека, от которого К. скончалась в больнице.
В судебном заседании осужденная Куулар Ю.В. вину в совершении инкриминируемого ей преступления не признала и показала, что 17 февраля 2019 года к ней домой пришла К. с мужем А. и, разбудив ее, спросила у нее сахар, А. попросил сигареты. Потом она спросила у К, почему она ходит по ее дому в обуви. Из-за этого К. рассердилась и между ними возникла ссора, в ходе которой К. схватила ее за волосы и, сильно дергая, наносила удары по разным частям ее тела, в это время А. тоже хватал ее за волосы, сильно дергал, нанес удар по затылку. Когда их разняла М, К. с мужем вышли из дома. После этого она ничего не помнит, когда пришла в себя, стояла во дворе дома с ножом в руках, а К. стояла рядом с мужем, держась за грудь, в ее руке была кровь.
В апелляционном представлении государственный обвинитель Грек Н.С. просит изменить приговор и исключить из числа смягчающих наказание обстоятельств наличие малолетнего ребенка и усилить назначенное Куулар Ю.В. по ч. 1 ст. 105 УК РФ наказание до 8 лет лишения свободы, указав, что суд назначил Куулар Ю.В. несправедливое вследствие чрезмерной мягкости наказание, не соответствующее повышенной общественной опасности преступления, характеру наступивших последствий в виде причинения смерти потерпевшей, имеющей троих малолетних детей, при этом необоснованно признал в качестве смягчающего наказание обстоятельства наличие малолетнего ребенка, предусмотренное п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ, тогда как решением Тоджинского районного суда от 19 марта 2019 года Куулар Ю.В. лишена родительских прав в отношении ребенка Н, ранее она, будучи ограниченной в родительских правах, по окончании срока ограничения прав должных выводов для себя не сделала и продолжила злоупотреблять спиртными напитками, самоустраняться от воспитания ребенка, тратить на свои нужды пенсию ребенка по потере кормильца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Виновность Куулар Ю.В. в умышленном причинении смерти К. подтверждается совокупностью следующих доказательств, исследованных в судебном заседании, надлежащим образом оцененных и приведенных в приговоре:
- показаниями осужденной Куулар Ю.В. на предварительном следствии, исследованными в порядке ч. 1 ст. 276 УПК РФ, о том, что она взяла из кухонного гарнитура нож и выбежала во двор, где с целью напугать помахала ножом в сторону К.; когда их разнял А, она увидела кровь в левой руке К. и подумала, что нож попал в ее руку;
- показаниями свидетеля А. на предварительном следствии, исследованными в порядке ч. 3 ст. 281 УПК РФ, о том, что 17 февраля 2019 года около 17 часов по дороге домой супруга К. зашла в дом Куулар Ю.В.; он зашел за ней и увидел, что обе стояли, вцепившись друг в друга; они с М. разняли их, после этого они с супругой вышли из дома; за ними выбежала Куулар Ю.В. и возле крыльца ударила ножом его супругу в область груди; они вызвали через соседей скорую помощь;
- показаниями свидетеля М. в суде о том, что 17 февраля 2019 года она находилась в доме Куулар Ю.В.; около 17 часов она вышла из дома, чтобы вылить воду, и, вернувшись, увидела, что К. таскала Куулар Ю.В. за волосы, муж К. - А. разнимал их; она начала помогать А. разнимать их; после этого супруги К. и А. вышли из дома; Куулар Ю.В. что-то взяла из шкафа на кухне и выбежала за ними; она выбежала из дома за ней и увидела, что Куулар Ю.В. стояла на крыльце с ножом в руке, напротив нее стояла К, держась за грудь, ее руки были в крови, рядом с ней стоял ее муж А.; она поняла, что Куулар Ю.В. ударила ножом К. в грудь; после этого они с Куулар Ю.В. зашли в дом, где Куулар Ю.В. собрала с пола волосы и, положив нож в стол, стала ожидать полицию;
- показаниями несовершеннолетнего свидетеля С. в суде о том, что 17 февраля 2019 года около 17 часов, когда Куулар Ю.В. в состоянии алкогольного опьянения легла спать, а М. вышла из дома, в дом зашла незнакомая женщина и разбудила тетю Куулар Ю.В. и попросила дать сахар, на что тетя велела взять сахар на кухне; потом тетя прошла на кухню и спросила у этой женщины, почему она ходит по ее дому в обуви, на что та женщина рассердилась и между ними началась ссора, в ходе которой женщина схватила Куулар Ю.В. за волосы и начала избивать; их разняли М. и незнакомый мужчина; когда мужчина и женщина вышли из дома, тетя Куулар Ю.В. взяла из кухни нож и выбежала из дома, вернулась через некоторое время с М. и положила нож;
- протоколом осмотра места происшествия, согласно которому ** на табуретке обнаружен нож с рукояткой белого цвета, клочья волос, в дверях кухонного гарнитура, на косяке дверного проема зальной комнаты обнаружены помарки вещества темно-бурого цвета, похожего на кровь;
- протоколом выемки у свидетеля У. пальто потерпевшей К.;
- протоколом осмотра предметов, согласно которому в пальто черного цвета обнаружено линейное сквозное повреждение длиной 27 см спереди и повреждение длиной 72 мм; нож состоит из стального клинка и белой рукояти из пластика длиной 274 мм, длиной клинка 154 мм; клочок волос темного цвета;
- заключением судебно-медицинской экспертизы, согласно которому смерть К. наступила от проникающего колото-резаного ранения **, повлекшее тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни человека;
- заключением экспертизы вещественного доказательства, согласно которому кровь потерпевшей К. относится к В? группе, на ноже обнаружена кровь человека В? группы, следовательно, эта кровь может произойти от К.
Доказательства, на основании которых суд первой инстанции пришел к выводу о виновности осужденной Куулар Ю.В. в совершении преступления, получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, в связи с чем суд обоснованно признал их относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности - достаточными для разрешения уголовного дела по существу.
Оценив надлежащим образом вышеперечисленные доказательства, суд первой инстанции правильно установилфактические обстоятельства дела и пришел к обоснованному выводу о виновности осужденной Куулар Ю.В. в умышленном причинении смерти человеку, правильно квалифицировав ее действия по ч. 1 ст.105 УК РФ.
О наличии у Куулар Ю.В. прямого умысла на причинение смерти потерпевшей свидетельствуют орудие преступления - нож, локализация телесного повреждения, в частности - область грудной клетки справа и механизм его причинения.
При назначении осужденной Куулар Ю.В. наказания суд учел характер и степень общественной опасности преступления, ее личность, смягчающие ее наказание обстоятельства, а также влияние назначенного наказания на ее исправление и на условия жизни ее семьи.
С учетом характера и степени общественной опасности преступления, в целях восстановления социальной справедливости, исправления осужденной и предупреждения совершения новых преступлений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости назначения Куулар Ю.В. наказания в виде реального лишения свободы, придя к выводу, что ее исправление возможно только в условиях изоляции от общества. Исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, дающих основание для назначения наказания ниже низшего предела, чем предусмотрено санкцией статьи, по которой осуждена Куулар Ю.В, в соответствии со ст. 64 УК РФ судом не установлено.
Судебная коллегия находит, что назначенное осужденной Куулар Ю.В. наказание в виде реального лишения свободы отвечает целям и задачам, которые определены уголовным законом, соответствует тяжести и общественной опасности содеянного, потому является справедливым.
При назначении наказания в качестве смягчающих наказание осужденной обстоятельств судом первой инстанции учтены полное признание вины и раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, отсутствие судимости, наличие малолетнего ребенка, молодой возраст, положительная характеристика, противоправность и аморальность поведения потерпевшей, явившиеся поводом для совершения преступления, выразившиеся в высказывании нецензурных слов и причинении физической боли Куулар Ю.В, отсутствие претензий со стороны потерпевшего, плохое состояние здоровья, иные действия, направленные на заглаживание причиненного потерпевшему вреда путем принесения извинений потерпевшей стороне в ходе судебного заседания.
Суд первой инстанции признал смягчающим наказание осужденной Куулар Ю.В. обстоятельством наличие малолетнего ребенка, предусмотренное п. "г" ч. 1 ст. 61 УК РФ. Между тем, на момент совершения преступления Куулар Ю.В. была ограничена в родительских правах в отношении ребенка Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и решением Тоджинского районного суда от 19 марта 2019 года лишена родительских прав в отношении указанного ребенка.
В связи с этим являются обоснованными доводы апелляционного представления о необоснованном учете смягчающим обстоятельством наличия малолетнего ребенка и исключении указанного обстоятельства из числа смягчающих обстоятельств.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым удовлетворить апелляционное представление государственного обвинителя и изменить приговор, исключить признанное смягчающим обстоятельством наличие малолетнего ребенка и усилить назначенное Куулар Ю.В. по ч. 1 ст. 105 УК РФ наказание.
С учетом наличия смягчающих обстоятельств, предусмотренных пп. "и" и "к" ч. 1 ст. 61 УК РФ в виде активного способствования раскрытию и расследованию преступления, совершение действий, направленных на заглаживание причиненного преступлением вреда и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств суд первой инстанции обоснованно назначил осужденной наказание с применением ч. 1 ст. 62 УК РФ.
Вид исправительного учреждения определен правильно в соответствии с п."б" ч. 1 ст. 58 УК РФ как исправительная колония общего режима.
С учетом фактических обстоятельств и степени общественной опасности преступления суд первой инстанции обоснованно не усмотрел оснований для изменения категории преступления в соответствии с ч. 6 ст. 15 УК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь стст. 389.20, 389.28, 389. 33 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Приговор Тоджинского районного суда Республики Тыва от 31 июля 2019 года в отношении Куулар Ю.В. изменить и исключить смягчающее обстоятельство наличие малолетнего ребенка и усилить назначенное по ч. 1 ст. 105 УК РФ наказание до 7 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
В остальном приговор оставить без изменения, апелляционное представление государственного обвинителя удовлетворить.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.