Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 1997 год"
Доходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее именуется - Фонд) в 1997 году составили 1159,5 млрд.рублей (или 87,5%) от 1325,7 млрд.рублей, предусмотренных бюджетом Фонда, принятого Федеральным законом 28.04.97 г. N 75-ФЗ.
Основную долю в общей сумме доходов составляют страховые взносы предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов (93,6%).
Остаток средств на 1 января 1997 года составил 57,3 млрд.рублей или 4,9% к общей сумме доходов, а полученные доходы от размещения временно свободных финансовых средств соответственно 6,6 млрд.рублей или 0,6%.
Недовыполнение доходной части бюджета Фонда на 166,2 млрд.рублей (12,5% от плановых назначений) объясняется:
предоставлением органами исполнительной власти всех уровней плательщикам страховых взносов дополнительных льгот по уплате взносов и начисленных финансовых санкций в фонды обязательного медицинского страхования;
действовавшим порядком списания денежных средств по платежам в фонды обязательного медицинского страхования в четвертую очередь (изменение очередности списания денежных средств на третью очередь принято Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в пункт 2 статьи 855 Гражданского Кодекса Российской Федерации от 24 октября 1997 г. N 133-ФЗ);
имеющейся задолженностью по выплате заработной платы.
Кроме того, в доходной части бюджета Фонда на 1997 год был предусмотрен уровень поступления страховых взносов в размере 100% со всех категорий плательщиков (за исключением общественных организаций инвалидов и принадлежащих им предприятий).
Наиболее значительное отклонение исполнения бюджета Фонда в 1997 году от плановых показателей в его доходной части составили доходы от использования временно свободных финансовых средств (330,8%).
Доходы от использования временно свободных финансовых средств, предполагаемых к размещению в банковские депозиты и государственные ценные бумаги были утверждены в размере 1987,3 млн.рублей. Фактически в 1997 году Фондом получены доходы от использования временно свободных финансовых средств в объеме 6,6 млрд.рублей, из них 4,9 млрд.рублей составили доходы в виде начисленных процентов по остаткам средств на счетах.
Основные направления использования финансовых средств Фонда были предусмотрены его бюджетом, в том числе:
80% - субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас;
10% - на централизованные мероприятия по охране и укреплению здоровья населения;
10% - на целевые программы подготовки и переподготовки специалистов системы обязательного медицинского страхования, федеральные программы и научные исследования в этой области, содержание исполнительной дирекции Фонда, международное сотрудничество и решение других задач по развитию и совершенствованию системы обязательного медицинского страхования.
Общая сумма расходов за 1997 год составила 1146,1 млрд.рублей или 87,1%, против запланированных 1315,7 млрд.рублей.
Расходование средств Фонда осуществлялось в 1997 г. во исполнение возложенных на него задач в соответствии с Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 1997 г." и производилось с учетом полученных доходов.
При оказании финансовой помощи территориальным фондам обязательного медицинского страхования и учреждениям здравоохранения федерального уровня сохранен принцип программно-целевого подхода с определением приоритетных направлений целевого финансирования, в том числе: выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по финансированию программ обязательного медицинского страхования, охраны материнства и детства в Российской Федерации; мероприятий по реконструкции и восстановлению Ожогового центра Института хирургии им.А.В.Вишневского РАМН.
Основную долю расходов Фонда в 1997 г. - 946,9 млрд.рублей (81,7% от доходов) составили субвенции территориальным фондам обязательного медицинского страхования, которые направлены в 89 субъектов Российской Федерации на выравнивание условий их деятельности по финансированию программ обязательного медицинского страхования*, включая 50,0 млрд.рублей на формирование нормированного страхового запаса (Приложение 1).
Финансирование мероприятий осуществлялось на основе согласованных действий Минздрава России и Фонда, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования при наличии положительного экспертного заключения Минздрава России, заявок территориальных фондов обязательного медицинского страхования на предоставление субвенций, согласованных с местными органами управления здравоохранением.
Учитывая особую важность применения сложных и уникальных медицинских технологий учреждениями здравоохранения федерального уровня, оказывающими медицинскую помощь жителям большинства субъектов Российской Федерации, Фондом выделены денежные средства в сумме 108,2 млрд.рублей (9,3% от доходов), в том числе:
78,2 млрд.рублей на целевые программы по охране материнства и детства
(из них: 49,6 млрд.рублей - медицинским учреждениям федерального уровня на финансирование их материально-технического и лекарственного обеспечения (Приложение 2);
16,1 млрд.рублей - на централизованную оплату лекарственных средств для онкологических центров и соответствующих отделений клиник (Приложение 3)**;
6,3 млрд.рублей - на оплату реагентов для неонатального скрининга;**
2,4 млрд.рублей - на создание технологии получения липосомальной формы инсулина;**
3,8 млрд.рублей - на укрепление материально-технической базы детских санаториев Минздрава России, лекарственное обеспечение и профилактические мероприятия в период проведения летней оздоровительной кампании);
30,0 млрд.рублей - на сохранение Ожогового центра института хирургии им.А.В.Вишневского РАМН, как научно-практического центра термических поражений Минздрава России, из них 9,8 млрд.рублей - на приобретение медицинского оборудования для оснащения стерильных помещений в операционных и реанимационных палатах и 20,2 млрд.рублей - на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции центра.***
Одним из важнейших направлений деятельности Фонда является создание единой информационной сети, которая должна обеспечить создание единого информационного пространства между фондами обязательного медицинского страхования, органами управления здравоохранением, медицинскими учреждениями и страховыми медицинскими организациями. На эти цели в 1997 году израсходовано 25,3 млрд.рублей.
В 1997 году осуществлен переход к новому принципу централизованного оснащения территориальных фондов обязательного медицинского страхования вычислительной техникой и программным обеспечением - программно-техническими комплексами, включающими персональные компьютеры, рабочие станции для сбора и обработки данных, программное обеспечение систем управления базами данных и специализированных операционных систем с одновременным проведением обучения обслуживающего персонала.
В соответствии с заявками территориальных фондов было передано в территориальные фонды обязательного медицинского страхования и лечебно-профилактические учреждения 395 комплектов персональных компьютеров и 21 рабочая станция для сбора и обработки данных.
В результате проведенной работы в территориальных фондах обязательного медицинского страхования: автоматизированы учет страховых взносов (98%), учет движения застрахованного населения (81%), взаиморасчеты с медицинскими учреждениями (77%), процессы сбора, контроля и передачи отчетной информации (100%), бухгалтерский учет (92%), созданы и используются локальные вычислительные сети (84%).
Кроме того, разрабатывается программное обеспечение по организации контроля за расходованием лекарственных средств в рамках программ обязательного медицинского страхования.
Расходы на подготовку и переподготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования составили 4,3 млрд. рублей, или 0,4% к доходам. В целом в 1997 году Фондом организовано обучение 2995 специалистов (Приложение 4) системы обязательного медицинского страхования и здравоохранения.
С этой целью создана комплексная система обучения, состоящая из трех образовательных ступеней:
1. Региональная специализация.
В 1997 году в подготовке специалистов системы обязательного медицинского страхования принимали участие семь региональных учебно-методических центров: Дальневосточный (г.Хабаровск), Забайкальский (г.Чита), Сибирский (г.Кемерово), Уральский (г.Екатеринбург), Саратовский, Курский, Ростовский-на-Дону. Региональные учебно-методические центры стали основной базой обучения специалистов по вопросам обязательного медицинского страхования. Всего вышеуказанными центрами обучено 914 руководителей и специалистов системы обязательного медицинского страхования.
2. Повышение квалификации по организационным, экономическим, юридическим и финансовым проблемам внедрения обязательного медицинского страхования в соответствующих высших образовательных учреждениях городов Москвы и Санкт-Петербурга. Прошли обучение 2007 руководителей и специалистов системы обязательного медицинского страхования.
3. Дополнительное профессиональное образование по специальностям: "менеджер социальной сферы", "экономист социальной сферы" на базе Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова, Кемеровского государственного университета, Хабаровского медицинского университета получили 74 руководящих работника системы обязательного медицинского страхования.
На научные исследования в области обязательного медицинского страхования в 1997 году направлено 4,0 млрд.рублей, или 0,3% к доходам, что позволило обеспечить научную проработку и научную экспертизу разрабатываемых документов для системы обязательного медицинского страхования.
С целью совершенствования обязательного медицинского страхования Фондом проведены совещания, научные конференции, съезды:
Всероссийское совещание исполнительных директоров территориальных фондов обязательного медицинского страхования в г.Москве "О ходе реализации Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и перспективах развития системы обязательного медицинского страхования";
Всероссийское совещание в г.Ростове-на-Дону "Состояние, задачи и перспективы развития информационных систем территориального уровня";
всероссийские совещания бухгалтеров и контрольно-ревизионных служб территориальных фондов в гг.Санкт-Петербурге, Уфе совместно с представителями Госналогслужбы России, администрацией г.Санкт-Петербурга, Правительства Республики Башкортостан и Минздрава Башкирии;
рабочее совещание в г.Москве "Состояние разработки и перспективы развития прикладного программного обеспечения в фондах обязательного медицинского страхования";
международный семинар в г.Москве "Проблемы регулирования деятельности страховых медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования" и др.
На эти цели израсходовано - 1,5 млрд.рублей, или 0,1% к доходам.
Фонд осуществляет международное сотрудничество и является членом Международной ассоциации социального обеспечения и Европейской ассоциации управления здравоохранением. В 1997 году Фондом были уплачены взносы в вышеуказанные ассоциации в размере 0,7 млрд.руб., или 0,06% от доходов.
В 1997 году в соответствии с решением правления Фонда от 19.06.97 г. N 13 осуществлена уплата взноса в Международную ассоциацию социального обеспечения за 1996-1997 годы (в связи с длительными переговорами между Пенсионным фондом Российской Федерации, Минтрудом России и Фондом социального страхования Российской Федерации взнос за 1996 г. был выплачен только в начале 1997 года), что повлекло увеличение расходов на международное сотрудничество.
Расходы на текущее содержание исполнительной дирекции Фонда составили 19,9 млрд.рублей, или 1,7% в общей сумме доходов, в пределах норматива, установленного правлением Фонда.
На прочие расходы направлено 35,3 млрд.рублей, в том числе:
27868,1 млн.рублей - на возврат ошибочно перечисленных страховых взносов;
6333,4 млн.рублей - на возмещение расходов по сбору страховых взносов.
В связи с тем, что учет поступлений страховых взносов и контроль за полнотой, правильностью и своевременностью их внесения плательщиками в Фонд осуществляется территориальными фондами обязательного медицинского страхования, возмещение расходов по выполнению указанных функций производится Фондом на основании заключенных между ними договоров в размере 20% от сумм начисленных пени и штрафов и 10% от дополнительно взысканных и поступивших страховых взносов;
1108,9 млн.рублей - на информационно-публицистическую деятельность.
Перевыполнение плана по прочим расходам объясняется значительным возвратом ошибочно перечисленных плательщиками страховых взносов (платежей) в Фонд (78,9%).
Работа совещаний, конференций и съездов освещалась в средствах массовой информации (на телевидении, в книгах, брошюрах, журналах, бюллетенях, газетах: "Здоровье здорового человека", "Сборник законодательных актов и нормативных документов", "Основы обязательного медицинского страхования", "Аналитический обзор по защите прав застрахованных в промышленно развитых странах", "Больничные и страховые кассы", "Экспертиза качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования", "Финансирование здравоохранения в условиях обязательного медицинского страхования", "Медицинское страхование", "Медицина для Вас", "Российская газета", "Медицинский вестник", "Медицинская газета" и др.).
Остатки денежных средств, которые образовались за счет поступлений страховых взносов в конце декабря 1997 года, составляют 13,4 млрд.рублей, или 1,1 % к доходам Фонда.
_____________________
* При оказании финансовой помощи территориальным фондам обязательного медицинского страхования на вышеуказанные цели Фондом применялся перечень оценочных критериев, определяющих потребность и право территории на получение субвенции, в том числе:
наличие утвержденной в установленном порядке территориальной программы обязательного медицинского страхования с экономическим обоснованием на текущий год;
наличие бездефицитного, сбалансированного бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования на текущий год, обеспечивающего территориальную программу обязательного медицинского страхования собственными источниками финансирования;
охват населения обязательным медицинским страхованием, учитывающий соотношение численности населения, застрахованного по договорам обязательного медицинского страхования к постоянному населению территории, и уровень обеспеченности застрахованных страховыми полисами;
полнота и своевременность перечисления плательщиками соответствующего субъекта Российской Федерации страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование;
эффективность использования финансовых средств всеми участниками системы обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации.
** Перечни медицинских учреждений субъектов Российской Федерации - получателей утверждаются Минздравом России.
*** Финансирование указанного центра осуществляется на основе долевого участия заинтересованных ведомств: Минфина России, Минэкономики России, Минздрава России, РАМН и Фонда.
Приложение 1
Распределение
субвенций на выравнивание условий деятельности территориальных
фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению
программ обязательного медицинского страхования за 1997 год между
субъектами Российской Федерации
(млн.руб.)
-------------------------------------------------------------------------
N | Субъекты Российской Федерации | Объем средств
п/п| |
-------------------------------------------------------------------------
Северный район |
66021,47 |
Приложение 2
Перечень
учреждений федерального уровня, которым оказана финансовая помощь
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в 1997
году
(млн.рублей)
-------------------------------------------------------------------------
NN| Наименование учреждения | Объем средств
п/п| |
-------------------------------------------------------------------------
I. Подведомственные Минздраву России - всего 40237,2
в том числе:
1. Московская клиническая центральная бассейновая боль- 899,9
ница (Центр нейрохирургии боли)
2. Федеральное управление медико-биологических и экс- 40,7
тремальных проблем (оплата полиомиелитной вакцины)
3. НИИ пульмонологии 1000,0
4. Государственный центр профилактической медицины 658,6
5. Московская медицинская академия им.Сеченова (Кафедра 5500,0
детских болезней)
6. Санкт-Петербургская госмедакадемия 3932,5
7. Московский областной НИИ акушерства и гинекологии 3500,0
8. МНТК "Микрохирургия глаза" 2000,0
9. НИИ трансплантологии и искусственных органов 7175,9
10. Московский НИИ педиатрии и детской хирургии 7000,0
11. Гематологический центр 1329,6
12. НИИ диагностики и хирургии 2500,0
13. Институт социальной и судебной психиатрии им.Серб- 2700,0
ского
14. Нижегородский НИИ детской гастроэнтерологии 1000,0
15. Ивановский НИИ охраны материнства и детства 1000,0
II. Подведомственные РАМН - всего: 6250,0
в том числе:
1. Научный центр акушерства, гинекологии и перинатоло- 3800,0
гии
2. НИИ медицины труда 700,0
3. НИИ туберкулеза 1000,0
4. Научный центр охраны и здоровья детей и подростков 750,0
III. Прочие - всего: 3086,8
в том числе:
1. Санкт-Петербургский госмедуниверситет им.И.П.Павлова 3086,8
Итого: 49574,0
Приложение 3
Справка
о распределении финансовой помощи, оказанной Федеральным фондом
обязательного медицинского страхования на централизованную оплату
онкогематологических препаратов (по перечням Минздрава России)
в 1997 году
I)
-------------------------------------------------------------------------
N | Территориальные фонды обязательного | Оплата лекарственных
п/п| медицинского страхования | средств
-------------------------------------------------------------------------
1. г.Санкт-Петербург 752,05
2. Нижегородская область 1016,28
3. Республика Марий-Эл 44,11
4. Воронежская область 558,69
5. Волгоградская область 1117,94
6. Краснодарский край 677,56
7. Ростовская область 801,26
8. Пермская область 24,19
9. Свердловская область 1036,07
10. Челябинская область 527,88
11. Республика Башкортостан 677,56
12. Кемеровская область 551,89
13. Новосибирская область 530,85
14. Омская область 931,37
15. Московская область 746,26
16. Приморский край 527,88
17. Хабаровский край 527,88
Всего: 11049,72
II)
-------------------------------------------------------------------------
N | Федеральные учреждения | млн. рублей
----+---------------------------------------------+----------------------
1. |НИИ онкологии им.Н.Н.Петрова | 42,5
2. |НИИ детской гематологии | 2436,83
3. |Федеральное управление медико-биологических и| 40,7
|экстремальных проблем при Минздраве России |
4. |НИИ педиатрии РАМН | 732,45
5. |НИИ детской онкогематологии | 1877,64
|Всего: | 5130,12
-------------------------------------------------------------------------
Итого: 16179,84
Приложение 4
Справка
о переподготовке и повышении квалификации работников системы
обязательного медицинского страхования и здравоохранения в 1997 г.
по субъектам Российской Федерации
-------------------------------------------------------------------------
| Субъекты Российской Федерации | I-II | III | Всего
-------------------------------------------------------------------------
1. Адыгейская республика 2 1 3
2. Алтайский край 9 1 10
3. Амурская область 18 0 18
4. Арзамас-16 8 0 8
5. Архангельская область 26 1 27
6. Астраханская область 10 0 10
7. Республика Башкортостан 59 1 60
8. Белгородская область 21 0 21
9. Брянская область 24 0 24
10. Республика Бурятия 53 1 54
11. Владимирская область 26 0 26
12. Волгоградская область 29 0 29
13. Вологодская область 29 1 30
14. Воронежская область 66 2 68
15. г.Байконур 2 0 2
16. г.Москва 265 1 266
17. г.Санкт-Петербург 74 0 74
18. Республика Дагестан 16 0 16
19. Еврейская автономная область 5 0 5
20. Ивановская область 8 1 9
21. Республика Ингушетия 15 1 16
22. Иркутская область 28 1 29
23. Калининградская область 65 0 65
24. Кабардино-Балкарская Республика 12 0 12
25. Республика Калмыкия 25 1 26
26. Калужская область 8 0 8
27. Камчатская область 6 0 6
28. Карачаево-Черкесская Республика 12 1 13
29. Республика Карелия 13 2 15
30. Кемеровская область 98 6 104
31. Коми-Пермяцкий автономный округ 5 0 5
32. Республика Коми 121 1 122
33. Костромская область 26 1 27
34. Краснодарский край 14 1 15
35. Красноярский край 53 10 63
36. Курганская область 53 2 55
37. Курская область 111 0 111
38. Корякский автономный округ 0 1 1
39. Ленинградская область 23 1 24
40. Липецкая область 12 0 12
41. Магаданская область 9 0 9
42. Республика Мордовия 14 0 14
43. Московская область 151 0 151
44. Мурманская область 28 0 28
45. Республика Марий Эл 0 1 1
46. Ненецкий автономный округ 3 1 4
47. Нижегородская область 1 0 1
48. Новосибирская область 25 1 26
49. Новгородская область 15 0 15
50. Омская область 10 0 10
51. Оренбургская область 23 0 23
52. Орловская область 51 0 51
53. Пензенская область 22 1 23
54. Пермская область 27 1 28
55. Приморский край 27 0 27
56. Псковская область 21 2 23
57. Республика Алтай 16 0 16
58. Ростовская область 148 0 148
59. Рязанская область 30 0 30
60. Самарская область 70 4 74
61. Саратовская область 75 0 75
62 Сахалинская область 13 0 13
63. Свердловская область 175 1 176
64. Республика Северная Осетия (Алания) 25 2 27
65. Смоленская область 11 1 12
66. Ставропольский край 27 0 27
67. Таймырский автономный округ 1 0 1
68. Тамбовская область 27 1 28
69. Республика Татарстан 27 1 28
70. Тверская область 24 0 24
71. Томская область 21 2 23
72. Республика Тыва 9 1 10
73. Тульская область 23 1 24
74. Тюменская область 73 1 74
75. Удмуртская Республика 41 1 42
76. Ульяновская область 14 0 14
77. Усть-Ордынский автономный округ 3 0 3
78. Хабаровский край 6 5 11
79. Республика Хакасия 19 0 19
80. Ханты-Мансийский автономный округ 20 0 20
81. Челябинская область 21 0 21
82. Чеченская Республика 4 0 4
83. Читинская область 33 2 35
84. Чувашская Республика 4 1 5
85. Чукотский автономный округ 11 1 12
86. Эвенкийский автономный округ 1 0 1
87. Республика Саха (Якутия) 18 1 19
88. Ямало-Ненецкий автономный округ 28 1 29
89. Ярославская область 26 1 27
Итого: 2921 74 2995
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.