Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы от 14 октября 1998 г. N 2.2-15/296
по проектам федерального закона "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
(к рассмотрению во втором чтении)
Досье на проект федерального закона
Изучив по Вашему поручению от 13 октября 1998 года N 3.7-1865 проекты федерального закона "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и постановления Государственной Думы "О проекте федерального закона "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает.
Соответствие законопроекта федеральным законам.
В рамках законопроекта предполагается предусмотреть в статье 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", определяющей объект налогообложения прибыли, исключение из налогооблагаемой валовой прибыли сумм положительных курсовых разниц (статья 1 проекта). В этой связи необходимо иметь в виду, что придание обратной силы устанавливаемому режиму налогообложения (статья 2 проекта) некорректно с точки зрения бюджетного законодательства, поскольку дает основание требовать возврата ранее уплаченных сумм налога, пеней и штрафов, а также основание требовать компенсации предстоящих расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и, учитывая уменьшаемый объем налогооблагаемой базы, основание требовать компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, что может повлечь негативные правовые последствия для бюджетной системы в целом.
При этом необходимо учитывать положение статьи 114 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", устанавливающей, что нормативные правовые акты, влекущие дополнительные расходы из федерального бюджета на 1998 год, а также сокращающие его доходную базу, реализуются лишь при наличии дополнительных источников поступлений и при сокращении расходов по конкретным статьям.
Кроме того, вызывает сомнение дата введения в действие пункта 2 статьи 1 будущего законодательного акта (статья 2 законопроекта), принимая во внимание то обстоятельство, что датой выпуска облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 года N 222 определено 14 мая 1993 года. Таким образом, отношения, связанные с налогообложением прибыли, могут возникнуть только после указанной даты.
Пункт 1 статьи 1 законопроекта, предусматривая (наряду с уменьшением) увеличение налогооблагаемой валовой прибыли на суммы отрицательных курсовых разниц, нарушает логику пункта 8 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", имея в виду, что названное положение Закона устанавливает изъятие отдельных элементов из налогооблагаемой валовой прибыли, а не расширение ее состава (см. абзац первой пункта 8 статьи 2). Исключение из общего правила определения объекта налогообложения может быть предусмотрено отдельным положением.
Внутренняя логика законопроекта
Требует серьезной доработки, включая редакционную, текст пункта 2 статьи 1 законопроекта, поскольку в представленной редакции данное положение дает основание для произвольного толкования и применения. В частности, на основании указанного положения законопроекта не представляется возможным во-первых, определить круг лиц, на которых оно распространяется, во-вторых определить объект налогообложения (имея в виду, например, то, что при первичном размещении облигаций налогооблагаемая валовая прибыль в виде положительных курсовых разниц не возникает). Как представляется, речь в данном положении законопроекта может идти о том, как определяется налогооблагаемая валовая прибыль во-первых, с момента возникновения у организации права собственности на облигации по любому основанию (как при первичном их размещении, так и в результате операций на вторичном рынке) до момента перехода права собственности на указанные ценные бумаги к иному лицу либо до момента их погашения, и во-вторых, при реализации собственником облигаций на вторичном рынке.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера
Проект требует доработки с точки зрения правил юридической техники. В частности, необходимо уточнить перечень источников официального опубликования законодательного акта, в который вносятся дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Статья 1. Внести в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.525; N 34, ст.1976; 1993, N 4, ст.118; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3304; 1995, N 18, ст.1592; N 26, ст.2402; 1996, N 1, ст.4, ст.20; 1997, N 3, ст.357; N 26, ст.2953; 1998, N 31, ст.3819, ст.3821) следующие дополнения:".
Статью 2 законопроекта необходимо уточнить следующим образом:
"Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Действие пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 1998 года" и далее по тексту.
Кроме того, необходимо точно указать название облигаций, применительно к которым предполагается установить специальный режим определения налогооблагаемой базы.
По проекту постановления Государственной Думы замечаний не имеется.
Начальник Управления |
В.Б.Исаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.