Проект федерального закона
"О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"
Досье на проект федерального закона
Раздел 1 Общие положения
Раздел 2 Доминирующее положение
Раздел 3 Недобросовестная конкуренция
Раздел 4 Контроль за концентрацией
Раздел 5 Задачи, функции и полномочия федерального антимонопольного
органа в части защиты конкуренции на рынке финансовых услуг
Раздел 6 Ответственность за нарушение законодательства и иных правовых
актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг
Раздел 7 Порядок принятия, обжалования и исполнения решений
и предписаний федерального антимонопольного органа
Раздел 1
Общие положения
Статья 1. Цели Федерального закона
Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции на рынке финансовых услуг и направлен на обеспечение условий для создания эффективного функционирования рынка финансовых услуг.
Статья 2. Законодательство и иные правовые акты о защите конкуренции на рынке финансовых услуг
Отношения, связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг, регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, решениями Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Статья 3. Сфера применения Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на рынке финансовых услуг в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица. Федеральный закон применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынке финансовых услуг в Российской Федерации.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве и иных правовых актах о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, то применяются правила международного договора.
Статья 4. Контрольные органы по защите конкуренции на рынке финансовых услуг
1. Проведение государственной политики по содействию развитию конкуренции на рынке финансовых услуг, предупреждению и ограничению возникновения доминирующего положения, пресечению недобросовестной конкуренции злоупотреблений финансовыми организациями доминирующим положением осуществляется федеральным антимонопольным органом и его территориальными органами, которые создаются в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
2. В случае, если иными федеральными законами проведение государственной политики, указанной в п. 1 настоящей статьи, возлагается также на Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, то разделение компетенции между федеральным антимонопольным органом и Центральным банком Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти определяется указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с этими федеральными законами правовыми актами.
Решения, принятые в соответствии со своей компетенцией Центральным банком Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, требуют согласия федерального антимонопольного органа.
3. Положения настоящего Федерального закона, относящиеся к федеральному антимонопольному органу, распространяются на его территориальные органы.
Статья 5. Определение основных понятий
В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:
финансовая организация - кредитная или страховая организация, а также профессиональный участник рынка ценных бумаг;
финансовая услуга - деятельность финансовых организаций, осуществляемая ими на основании договора с потребителями;
рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям;
конкуренция - состязательность финансовых организаций, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке;
недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия финансовых организаций, в том числе согласованные действия или соглашения между собой или с третьими лицами, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим финансовым организациям - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;
доминирующее положение - исключительное положение финансовой организации или нескольких финансовых организаций на рынке финансовых услуг, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке или затруднять доступ на рынок другим финансовым организациям. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой на рынке финансовых услуг не превышает 10 процентов;
концентрация на рынке финансовых услуг - слияние и присоединение финансовых организаций, а также приобретение ими либо третьими лицами активов или акций (вкладов, долей) друг друга, влияющее на положение финансовых организаций на рынке;
приобретение активов и акций (долей) в уставном капитале финансовых организаций - форма концентрации финансовых организаций в виде покупки, а также получения иной возможности осуществления самостоятельно или через представителей воплощенных в этих акциях (долях) прав голоса или распоряжения активами на основании договоров доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или на основании иных сделок;
группа лиц - совокупность зависимых между собой юридических или юридических и физических лиц, в которой одно лицо по отношению к другому прямо или косвенно через третьих лиц, в том числе на основании доверительного управления, договоров о совместной деятельности или поручения или иных сделок, осуществляет одно или несколько следующих прав:
владеет более чем 25 процентами акций (вкладов, долей, паев) в уставном (складочном) капитале юридического лица;
распоряжается, более чем половиной его активов и (или) 25 процентами от общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли, паи), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
определяет условия предпринимательской деятельности;
назначает единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;
имеет одних и тех же физических лиц, а также представителей одних и тех же физических и (или) юридических лиц в единоличном исполнительном органе и (или) более 50 процентов в составе коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета);
Также зависимыми между собой юридическими или юридическими и физическими лицами являются два или более лиц, в которых два или более одних и тех же лиц по отношению к ним в совокупности обладают правами, перечисленными выше, и (или) одни и те же физические лица представляют собой более 25 процентов состава исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) двух и более юридических лиц.
При этом под косвенными правами понимается возможность лица осуществлять по отношению к другим лицам права, перечисленные выше, через третьи лица, в отношении которых последние также имеют вышеперечисленные полномочия.
Супруг(а), родители, дети, братья, сестры физического лица рассматриваются в группе лиц как одно лицо.
Положения настоящего Закона, относящиеся к финансовым организациям, распространяются на группу лиц;
платежная систем - совокупность банковских и иных процедур, осуществляемых двумя или несколькими лицами, в том числе на основании заключенных в любой форме соглашений, которая связана с предоставлением услуг по переводу денег, денежным и иным расчетам между лицами, а также выпуском и (или) обслуживанием платежных инструментов для проведения расчетов;
платежные инструменты - средства оплаты товаров, работ и услуг в виде чеков, дебетных и кредитных карточек, а также других средств, эмитированных платежными системами для расчетов между лицами.
расчет - исполнение обязательств между двумя и более сторонами.
Раздел 2
Доминирующее положение
Статья 6. Определение доминирующего положения финансовой организации
1. Наличие доминирующего положения финансовой организации устанавливается федеральным антимонопольным органом в соответствии с утверждаемой им процедурой.
2. Доля финансовой организации на рынке финансовых услуг определяется исходя из отношения ее оборота по определенному виду финансовых услуг к общей сумме оборота финансовых организаций в установленных географических границах рынка финансовых услуг. Правила определения оборота финансовых организаций устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
3. Географические границы рынка финансовых услуг определяются федеральным антимонопольным органом исходя из места предоставления финансовой услуги.
4. Доминирующее положение финансовой организации устанавливается федеральным антимонопольным органом по месту предоставления финансовой организацией финансовых услуг независимо от собственного места нахождения финансовой организации.
Статья 7. Злоупотребление финансовой организацией доминирующим положением
Запрещаются действия финансовой организации (группы лиц), занимающей доминирующее положение, такие как:
навязывание лицу условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора;
включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят лицо в неравное положение по сравнению с другими лицами;
согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, в которых лицо не заинтересовано;
необоснованный отказ от исполнения ранее заключенного договора или отдельных его условий;
создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим финансовым организациям;
установление при заключении договора необоснованно высоких (низких) цен на предоставляемую услугу;
необоснованный отказ от заключения договора с отдельными лицами при наличии таковой возможности.
Раздел 3
Недобросовестная конкуренция
Статья 8. Соглашения и согласованные действия финансовых организаций, ограничивающие конкуренцию
1. Запрещаются и в установленном федеральным антимонопольном органом порядке признаются полностью или частично недействительными достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой либо с Центральным банком Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и с любыми юридическими лицами, если такие соглашения или согласованные действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов потребителей финансовых услуг, в том числе соглашения или согласованные действия, прямо или косвенно направленные на:
установление (поддержание), цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок, процентных ставок;
повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах;
раздел рынка по территориальному принципу, по видам предоставляемых финансовых услуг либо по кругу потребителей финансовых услуг;
ограничение доступа на рынок или устранение с него других финансовых организаций;
делегирование прав по координации предпринимательской деятельности финансовых организаций коммерческим либо некоммерческим организациям, включая объединения (союзы или ассоциации) финансовых организаций;
установление необоснованных критериев членства, являющихся барьерами при вступлении в платежные и иные системы, без участия в которых конкурирующие финансовые организации не смогут предоставить своим потребителям необходимые услуги, чтобы конкурировать на рынке финансовых услуг;
на установление типовых условий договоров, которые ставят потребителей в невыгодное положение либо ограничивают свободу выбора финансовых услуг и финансовых организаций, оказывающих эти услуги, или предусматривают положения, не относящиеся к предмету договора.
Запрету не подлежат соглашения или согласованные действия в случае, когда их участники в совокупности занимают долю не более 10 процентов рынка финансовых услуг, и положения которых в качестве своей цели имеют:
унификацию стандартов деятельности участников соглашений;
проведение совместных научных исследований и разработок;
совместную закупку технических средств для осуществления основной деятельности;
использование единых программных и технических средств обработки информации и баз данных.
Другие не подлежащие запрету положения соглашений и согласованных действий, в том числе по отдельным типам финансовых организаций, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
2. Достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой либо с Центральным банком Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или с любыми юридическими лицами вступают в силу только при согласии федерального антимонопольного органа за исключением соглашений и согласованных действий указанных выше сторон, которые одновременно:
имеют не более двух сторон соглашения или согласованных действий;
и имеют суммарные активы на момент заключения соглашения по последнему отчетному балансу менее 2 миллионов минимальных размеров оплаты труда.
Указанные в настоящем пункте исключения в отношении согласия федерального антимонопольного органа не распространяются на соглашения и согласованные действия финансовых организаций с Центральным банком Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также на соглашения, результатом которых является создание объединений (союзов или ассоциаций) финансовых организаций.
3. Соглашения или согласованные действия финансовых организаций, предусмотренные настоящей статьей за исключением прямо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, могут признаны правомерными, если участники соглашения или согласованных действий докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превысит негативные последствия для рассматриваемого рынка финансовых услуг.
4. Запрещаются, изложенные в пункте 1 настоящей статьи, действия участников в соответствии с заключенными соглашениями или согласованными действиями без согласия федерального антимонопольного органа.
5. Участники либо один из участников соглашения или согласованных действий обязаны направить в федеральный антимонопольный орган ходатайство о получении согласия в течение 30 дней с момента заключения соглашения или решения о ведении согласованных действий.
Решение о признании соглашения или согласованных действий действительными либо недействительными принимается федеральным антимонопольным органом в течение 15 дней после получения всей существенной для принятия решения информации, в том числе и от участников соглашения или согласованных действий.
Федеральный антимонопольный орган может аннулировать или вносить поправки в свои решения или запрещать определенные действия участников соглашения или согласованных действий в случае:
если произошло изменение в фактах, послужившими основанием для принятия решения;
если участники соглашения или согласованных действий нарушают какое-либо из положений, указанных в решении федерального антимонопольного органа;
если принятое решение основывается на недостоверной информации, полученной от участников соглашения.
Статья 9. Акты и действия Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции
1. Центральному банку Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые создают дискриминирующие или, напротив, благоприятные условия деятельности отдельных финансовых организаций, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов финансовых организаций, в том числе запрещается:
необоснованно препятствовать созданию новых финансовых организаций на рынке финансовых услуг;
необоснованно препятствовать осуществлению деятельности финансовых организаций на рынке финансовых услуг;
устанавливать нормы, которые для потребителей финансовых услуг ограничивают выбор финансовых организаций, которые их предоставляют;
необоснованно предоставлять отдельной финансовой организации или нескольким финансовым организациям льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим финансовым организациям, работающим на одном рынке финансовых услуг;
определять перечень уполномоченных финансовых организаций, размещать бюджетные и внебюджетные средства в финансовых организациях, заключать договора об оказании финансовыми организациями финансовых услуг без проведения открытого публичного конкурса.
Решения Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам предоставления льгот отдельной финансовой организации или нескольким финансовым организациям подлежат согласованию с федеральным антимонопольным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
2. Запрещаются и в установленном федеральным антимонопольным органом порядке признаются полностью или частично недействительными достигнутые в любой форме соглашения или согласованные действия Центрального банка Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления с другими (другим) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов финансовых организаций или потребителей финансовых услуг, в том числе соглашения или согласованные действия, направленные на:
необоснованное повышение, снижение или поддержание цен (тарифов), процентных ставок;
раздел рынка финансовых услуг по территориальному принципу;
необоснованное ограничение доступа на рынок финансовых услуг или устранение с него финансовых организаций.
3. Соглашения или согласованные действия Центрального банка Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления с другими (другим) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления вступают в силу с согласия федерального антимонопольного органа.
4. Согласование соглашений или согласованных действий Центрального банка Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления с другими (другим) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Статья 10. Другие формы недобросовестной конкуренции
1. Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
распространение, включая рекламу, ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другой финансовой организации либо нанести ущерб ее деловой репутации;
некорректное сравнение, включая рекламу, финансовой организацией, предоставляемых ею финансовых услуг с финансовыми услугами других финансовых организаций;
получение, использование и разглашение любой коммерческой информации, в том числе составляющей коммерческую тайну, без согласия ее владельца.
Раздел 4
Контроль за концентрацией
Статья 11. Государственный контроль за приобретением активов и акций (долей) в уставном капитале финансовых организаций
1. С согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:
приобретение лицом (группой лиц) более 20 процентов акций (долей) с правом голоса в уставном капитале финансовой организации;
получение в собственность или пользование одним лицом (группой лиц) активов, составляющих более 20 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации на последнюю дату отчетности;
приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения финансовой организацией его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.
Состав активов, получение которых в собственность или пользование лицом (группой лиц) требует согласия федерального антимонопольного органа, определяется федеральным антимонопольным органом.
Указанные в настоящем пункте требования на получение согласия федерального антимонопольного органа распространяются в том числе на случаи создания финансовой организации и изменения уставного капитала финансовой организации.
2. Предварительное согласие федерального антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, требуется в случаях, если уставной капитал финансовой организации, активы или акции (доли) которой приобретаются, составляют 20 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
3. Федеральный антимонопольный орган подлежит уведомлению по заявлению юридических или физических лиц в 30-дневный срок после совершения сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, если уставной капитал финансовой организации превышает 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
Если федеральный антимонопольный орган после предварительного изучения информации придет к выводу, что совершение сделки, о которой его уведомили, может привести к возникновению или усилению доминирующего положения финансовой организации, ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов потребителей финансовых услуг, он принимает решение о дополнительной проверке в соответствии с процедурой, установленной пунктом 5 настоящей статьи.
Указанное решение направляется заявителю в 15-дневный срок со дня получения федеральным антимонопольным органом заявления об уведомлении.
4. Согласие федерального антимонопольного органа на осуществление сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не требуется в случаях, если уставной капитал финансовой организации, активы или акции (доли) которой приобретаются, не превышает 10 тысяч минимальных размеров оплаты труда.
5. В случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, лица вправе предварительно запросить согласие на совершение сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, у федерального антимонопольного органа, который обязан рассмотреть соответствующие заявления в установленном порядке.
6. Для совершения сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лица представляют в федеральный антимонопольный орган помимо документов, представляемых в регистрирующие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации, ходатайство о даче согласия на их совершение, сведения об основных видах их деятельности и обороту по основным видам деятельности, владения на любых основаниях акциями (долями) коммерческих и некоммерческих организаций, а также их активами. Федеральный антимонопольный орган вправе запросить любую иную информацию, необходимую для принятия решения по существу ходатайства.
Федеральный антимонопльный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной форме о принятом решении.
В случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 15 дней.
7. Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство лица (группы лиц), если его удовлетворение может привести к возникновению либо усилению их доминирующего положения, ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг и (или) ущемлению интересов потребителей финансовых услуг, а также в случае непредставления недостоверной информации, имеющей значение для принятия решения. Федеральный антимонопольный орган не вправе удовлетворить ходатайство за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, если совершение сделок, указанных в пункте 1, приводит лицо (группу лиц) к обладанию долей более, чем 40 процентов рассматриваемого рынка финансовых услуг. Федеральный антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство в случае выполнения требований, направленных на обеспечение конкуренции.
При этом указанные требования, а также сроки их исполнения должны содержаться в решении федерального антимонопольного органа о согласии на осуществление действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Федеральный антимонопольный орган может удовлетворить ходатайство, в том числе:
при возможности ограничения конкуренции или наличии доли лица (группы лиц) на рассматриваемом рынке финансовых услуг до 40 процентов включительно, если участники сделки докажут, что положительный эффект от их действий, включая социально-экономическую сферу, превысит негативные последствия для рассматриваемого рынка финансовых услуг;
если участники сделки докажут, что владение акциями (долями) финансовой организации, в том числе превышающего долю в 40 процентов рассматриваемого рынка финансовых услуг, связано исключительно с получением дохода по ним. В этом случае допускается владение такими акциями (долями) только в течение одного года с момента их приобретения и осуществление прав по ним, связанное только с их продажей.
8. В случае, если федеральный антимонопольный орган принимает решение о дополнительной проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, то до получения согласия федерального антимонопольного органа лицо (группа лиц) не вправе участвовать в управлении финансовой организацией либо распоряжаться соответствующими активами, акциями (долями). При этом до принятия решения федерального антимонопольного органа лицо (группа лиц) вправе получать доход на акции (доли) финансовой организации.
9. В случае отказа федерального антимонопольного органа лицу (группе лиц) на совершение сделок, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в результате дополнительной проверки, проведенной в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, лицо (группа лиц) обязана в трехмесячный срок переуступить свои права на участие в управлении финансовой организацией либо активы, акции (доли) третьим лицам, не входящим в группу лиц, а также выполнить иные требования, предусмотренные решением федерального антимонопольного органа, по восстановлению необходимых условий конкуренции.
10. Совершение сделок, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, которые приводят к возникновению или усилению доминирующего положения, рассматривается как достижение лицами (группой лиц), указанных в пункте 1 настоящей статьи, в совокупности доли на рассматриваемом рынке финансовых услуг в 10 процентов и более.
11. Доля лиц (группы лиц) на рассматриваемом рынке финансовых рассчитывается как совокупная доля всех лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с правилами определения доминирующего положения, установленных статьей 6 настоящего Федерального закона.
12. Согласие на осуществление сделок, связанных с приобретением акций (долей), активов или прав, позволяющих определять условия ведения предпринимательской деятельности либо осуществлять функции исполнительного органа, хозяйствующего субъекта, которые влияют на положение финансовых организаций на рынке финансовых услуг, дается федеральным антимонопольным органом по основаниям, указанным в пунктах 6, 9, 10 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством на товарных рынках.
13. Сделки, совершенные в нарушение порядка, установленного настоящей статьей, приводящие к возникновению или усилению доминирующего положения, ограничению конкуренции и (или) ущемлению интересов потребителей финансовых услуг, могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа в случае неисполнения участниками сделок требований федерального антимонопольного органа по восстановлению необходимых условий конкуренции в установленные им сроки.
Неисполнение решений федерального антимонопольного органа, вынесенных в соответствии с пунктами 7, 8 и 9 настоящей статьи, в том числе нарушение условий владения, пользования и распоряжения акциями (долями) в соответствии с решениями федерального антимонопольного органа, является основанием для признания сделки недействительной по иску федерального антимонопольного органа.
Нарушение требований настоящей статьи в части получения согласия (уведомления) федерального антимонопольного органа на совершение сделок является основанием для наложения штрафных санкций в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 12. Государственный контроль за слияниями и присоединениями финансовых организаций
Слияния и присоединения финансовых организаций осуществляются с согласия федерального антимонопольного органа по основаниям и в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона.
При том требования, предусмотренные пунктами 2, 3 и 4 статьи 11 в части порядка получения согласия федерального антимонопольного органа, при слиянии действуют в случае, когда им удовлетворяет хотя бы один из участников слияния, и при присоединении, - когда им удовлетворяет хотя бы одно из присоединяемых лиц.
Раздел 5
Задачи, функции и полномочия федерального антимонопольного органа
в части защиты конкуренции на рынке финансовых услуг
Статья 14. Задачи и функции федерального антимонопольного органа
1. К основным задачам федерального антимонопольного органа относятся:
формирование отношений на рынке финансовых услуг на основе защиты конкуренции финансовых услуг;
предупреждение и ограничение возникновения и усиления доминирующего положения, а также пресечение недобросовестной конкуренции и злоупотреблений доминирующим положением;
государственный контроль за защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.
2. Федеральный антимонопольный орган выполняет следующие функции:
направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг и практике его применения, заключения по проектам законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка финансовых услуг и развития конкуренции на нем;
дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию рынка финансовых услуг, а также защиту конкуренции на рынке финансовых услуг;
контролирует соблюдение антимонопольных требований при заключении соглашений и ведении согласованных действий;
контролирует слияния, присоединения и приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале финансовых организаций, которое может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на рынке финансовых услуг либо к ограничению конкуренции;
проводит расследования, связанные с обнаружением фактов нарушения законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
устанавливает факты нарушения законодательства и иных правовых актов на рынке финансовых услуг и квалифицирует действия Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, финансовых организаций и других лиц как нарушающие законодательство и иные правовые акты на рынке финансовых услуг;
взаимодействует с лицензирующими органами, выдающими разрешения на осуществление деятельности на рынке финансовых услуг, по вопросам защиты конкуренции на рынке финансовых услуг.
Статья 15. Полномочия федерального антимонопольного органа
Федеральный антимонопольный орган вправе:
давать финансовым организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг и (или) об устранении их последствий, о восстановлении первоначального положения, о расторжении или об изменении договоров, противоречащих законодательству и иным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, о заключении договоров с другим лицом, перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
давать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении принятых ими неправомерных актов, о прекращении нарушений, а также о расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих законодательству и иным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
вносить в лицензирующие органы, выдающие разрешения на осуществление деятельности на рынке финансовых услуг, предписания об аннулировании у финансовых организаций, не устранивших нарушения законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, лицензий, сертификатов и иных документов, подтверждающих право осуществления деятельности на рынке финансовых услуг;
принимать решения о наложении штрафов на финансовые организации и административных взысканий на их руководителей, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за нарушение законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о нарушениях законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, в том числе о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих законодательству и иным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, об обязательном заключении договора с другим лицом, а также участвовать в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и нарушением законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
направлять в соответствующие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
устанавливать наличие доминирующего положения финансовых организаций;
устанавливать факты злоупотреблений доминирующим положением, нарушения запретов на соглашения и согласованные действия, осуществления недобросовестной конкуренции, а также квалифицировать действия лиц как совершающих нарушения законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции и потребителей на рынке финансовых услуг;
издавать инструкции, методические рекомендации и указания, инструктивные письма по применению положений настоящего Федерального закона, в том числе по отдельным группам финансовых организаций;
давать разъяснения по вопросам применения законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг;
осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 16. Право доступа к информации
Сотрудники, уполномоченные федеральным антимонопольным органом, в целях выполнения возложенных на них функций имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в коммерческие и некоммерческие организации, в том числе в финансовые организации, и их объединения, в другие организации и учреждения и знакомства на основании письменного запроса с необходимыми документами.
Органы милиции обязаны оказывать практическую помощь сотрудникам федерального антимонопольного органа при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая при этом беспрепятственный доступ к необходимой информации в целях возложенных на них функций.
Статья 17. Обязанность по представлению информации федеральному антимонопольному органу
Коммерческие и некоммерческие организации, в том числе финансовые организации, (их руководители), Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию федерального антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления федеральным антимонопольным органом его законной деятельности.
Статья 18. Обязанности федерального антимонопольного органа по соблюдению коммерческой и банковской тайны
Сведения, составляющие коммерческую и банковскую тайну, которые получены федеральным антимонопольным органом на основании статей 16 и 17 настоящего Закона, не подлежат разглашению.
В случае разглашения сотрудниками федерального антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую и банковскую тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Раздел 6
Ответственность за нарушение законодательства и иных правовых
актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг
Статья 19. Обязательность исполнения предписания федерального антимонопольного органа
1. В случае нарушения законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг коммерческие и некоммерческие организации, в том числе финансовые организации, (их руководители), Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (их должностные лица), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны:
в соответствии с предписаниями федерального антимонопольного органа прекратить нарушение, восстановить первоначальное положение, расторгнуть договор или внести в него изменения, заключить договор с другим лицом, отменить акт, не соответствующий законодательству и иным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, перечислить в федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения, перечислить в федеральный бюджет либо в пользу потребителя суммы в соответствии с наложенными штрафными санкциями, выполнить иные действия, предусмотренные предписанием.
2. В случае нарушения законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг федеральный антимонопольный орган вправе в административном порядке налагать штрафы и выносить предупреждения в соответствии с действующим законодательством.
Статья 20. Виды ответственности за нарушение законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг
За виновные противоправные деяния, нарушающие законодательство и иные правовые акты о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, должностные лица Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации, в том числе финансовые организации, или их руководители, а также граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную, уголовную либо иную ответственность.
Статья 21. Ответственность коммерческих и некоммерческих организаций, включая финансовые организации
1. Коммерческие и некоммерческие организации, включая финансовые организации, несут ответственность в виде штрафа за следующие нарушения:
неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного органа - в размере 100 минимальных размеров оплаты труда за каждый день просрочки исполнения предписания, но не более 25 тысяч минимальных размеров оплаты труда, в том числе неисполнение законных требований федерального антимонопольного органа, предъявляемых в соответствии с пунктами 7, 8 и 9 статьи 11 и статьей 12 настоящего Федерального закона - не более 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а также неисполнение законных требований федерального антимонопольного органа, предъявляемых в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона - не более 20 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
непредставление федеральному антимонопольному органу ходатайств и заявлений, предусмотренных статьями 8, 11 и 12 настоящего Федерального закона - в размере 2 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
непредставление в срок по требованию федерального антимонопольного органа документов либо иной информации, подлежащей представлению в соответствии со статьями 8, 11 и 12 настоящего Федерального закона, - в размере 250 минимальных размеров оплаты труда за каждый день нарушения установленного срока, но не более 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда;
предоставление федеральному антимонопольному органу недостоверных сведений - в размере 500 минимальных размеров оплаты труда.
За неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного органа по статье 8 настоящего Федерального закона размеры штрафов устанавливаются отдельно каждому участнику соглашения.
При определении замера штрафа учитывается экономическое состояние коммерческих и некоммерческих организаций, включая финансовые организации.
2. Коммерческие и некоммерческие организации, включая финансовые организации, кроме санкций, предусмотренных п. 1 настоящей статьи несут ответственность в виде приостановления или аннулирования лицензии по решению выдавшего ее органа на основании предписания федерального антимонопольного органа.
Статья 22. Ответственность руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе финансовых организаций, должностных лиц Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и граждан
1. Руководители коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе финансовых организаций, должностные лица Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность за следующие нарушения:
неисполнение в срок предписания федерального антимонопольного органа - в виде предупреждения или штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда;
воспрепятствование выполнению сотрудниками федерального антимонопольного органа возложенных на них обязанностей - в виде предупреждения или штрафа в размере до 120 минимальных размеров оплаты труда.
2. Граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, виновные:
в непредставлении в срок по требованию федерального антимонопольного органа документов либо иной информации, необходимой для осуществления его деятельности, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда;
в непредставлении федеральному антимонопольному органу ходатайств и заявлений, предусмотренных статьями 8, 11 и 12 настоящего Федерального закона, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда;
в неисполнении законных требований федерального антимонопольного органа, предъявляемых в соответствии с пунктами 7, 8 и 9 статьи 11 и статьей 12 настоящего Федерального закона, несут административную ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.
3. Руководители коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе финансовых организаций, а также должностные лица Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, виновные в повторном в течение года совершении действий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, несут уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 23. Ответственность должностных лиц федерального антимонопольного органа за нарушение настоящего Федерального закона
Должностные лица федерального антимонопольного органа несут административную ответственность за разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе финансовых организаций, и индивидуальных предпринимателей, в виде предупреждения или штрафа в размере до 80 минимальных размеров оплаты труда, если эти деяния не влекут иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
Статья 24. Взыскание убытков, причиненных финансовым организациям
В случае, если принятым в нарушение законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции и потребителей на рынке финансовых услуг актом Центрального банка Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органа местного самоуправления, в том числе федерального антимонопольного органа, либо неисполнением или ненадлежащим исполнением указанными органами своих обязанностей причинены убытки финансовой организации, или иному лицу, эти убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Если действиями (бездействием) финансовой организации, нарушающими законодательство и иные правовые акты о защите конкуренции и потребителей на рынке финансовых услуг, причинены убытки другой финансовой организации либо иному лицу, эти убытки подлежат возмещению причинившей их финансовой организацией в соответствии с гражданским законодательством.
Раздел 7
Порядок принятия, обжалования и исполнения решений и предписаний
федерального антимонопольного органа
Статья 25. Основания для рассмотрения дел о нарушениях законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг федеральным антимонопольным органом
1. Федеральный антимонопольный орган рассматривает факты нарушения законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг и принимает по ним решения и предписания в пределах своей компетенции.
Основаниями для рассмотрения дел о нарушении законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг являются заявления коммерческих и некоммерческих организаций, включая финансовые организации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и представления прокурора.
Дела о нарушении законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг могут быть рассмотрены федеральным антимонопольным органом по собственной инициативе.
2. Заявления подаются в федеральный антимонопольный орган в письменной форме с приложением документов, свидетельствующих о фактах нарушения законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
3. Порядок рассмотрения дел определяется Правилами, утверждаемыми федеральным антимонопольным органом.
Статья 26. Порядок обжалования решений и предписаний федерального антимонопольного органа
1. Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (их должностные лица), коммерческие и некоммерческие организации, в том числе финансовые организации, (их руководители), граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, вправе обратиться в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) федерального антимонопольного органа либо отмене или изменении решений о наложении административного взыскания и штрафа.
2. Подача заявления приостанавливает исполнение решения (предписания) федерального антимонопольного органа на время его рассмотрения в суде или арбитражном суде до вступления решения суда или арбитражного суда в законную силу.
Решение (предписание) федерального антимонопольного органа может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения, за исключением требований, на которые исковая давность не распространяется.
Статья 27. Порядок исполнения решений (предписаний) федерального антимонопольного органа
1. Решение (предписание) федерального антимонопольного органа подлежит исполнению в установленный в нем срок. Неисполнение в срок указанного решения (предписания) влечет за собой последствия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
В случае неисполнения решения (предписания) об отмене или изменении акта, принятого с нарушением законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, о восстановлении положения, существовавшего до нарушения, федеральный антимонопольный орган вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействительным полностью или частично либо о понуждении восстановить положение, существовавшее до нарушения.
При неисполнении решения (предписания) об изменении или расторжении противоречащего законодательству и иным правовым актам о защите конкуренции на рынке финансовых услуг договора либо заключении договора с другим лицом федеральный антимонопольный орган вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о признании договора недействительным полностью или частично либо о понуждении к заключению договора.
В случае неисполнения решения (предписания) о перечислении в федеральный бюджет прибыли, полученной в результате нарушения законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, федеральный антимонопольный орган вправе предъявить в суд или арбитражный суд иск о взыскании в федеральный бюджет необоснованно полученной прибыли.
2. Штраф, наложенный федеральным антимонопольным органом на коммерческую или некоммерческую организацию, в том числе финансовую организацию, за исключением штрафа на индивидуального предпринимателя, взыскивается в безакцептном порядке в 30-дневный срок со дня вынесения решения о его взыскании.
Штраф, наложенный федеральным антимонопольным органом на руководителей коммерческой или некоммерческой организации, в том числе финансовой организации, должностных лиц Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, уплачивается ими в 30-дневный срок со дня получения решения о наложении штрафа. При уклонении от уплаты штрафа в установленный срок или неуплате штрафа в полном размере федеральный антимонопольный орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании с руководителей коммерческой или некоммерческой организации, в том числе финансовой организации, должностных лиц Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, суммы штрафа, а также пени в размере 1 процента от суммы штрафа или его неуплаченной части за каждый день просрочки.
Суммы штрафов, взыскиваемые за нарушения в соответствии с настоящей статьей Федерального закона, в размере 75 процентов взыскиваемых сумм перечисляются в федеральный бюджет и в размере 25 процентов взыскиваемых сумм перечисляются на текущий счет федерального антимонопольного органа за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить решение (предписание) федерального антимонопольного органа или совершить иные действия, предусмотренные законодательством и иными правовыми актами о защите конкуренции на рынке финансовых услуг.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.