Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О биржах и биржевой деятельности"
Актуальность представленного проекта Федерального закона "О биржах и биржевой деятельности" обусловлена следующим.
Регулирующий в настоящее время биржевую деятельность Закон Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговле", именуемый в дальнейшем "Закон", был принят 20 февраля 1992 года. Незначительные поправки к Закону, принятые 24 июня 1992 года, 30 апреля 1993 года и 19 июля 1995 года, вносились в связи с принятием других законов Российской Федерации, не изменяя закон по существу.
Закон сыграл свою положительную роль в упорядочении биржевой деятельности в рамках гражданского законодательства, гарантировал свободное установление цен на биржевые товары и обеспечил правовые гарантии участников биржевой торговли.
За прошедшие шесть лет действия Закона, практика биржевой торговли и гражданское законодательство претерпели значительные изменения.
С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации отпала необходимость в определении и описании многих понятий, использующихся в биржевом законодательстве. Некоторые статьи Закона пришли в буквальное несоответствие, а иногда и в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации и рядом Федеральных законов.
В практике применения Закона выявились содержащиеся в нем нормы, допускающие неоднозначное толкование, в результате чего государственное регулирование биржевой деятельности оказывается в некоторых случаях невозможным, а санкции, предусмотренные за нарушение законодательства - не эффективными.
Развитие биржевой торговли показывает, что объемы торговли на фьючерсном рынке России растут. Если раньше существовало соотношение рынка реального товара и рынка фьючерсной торговли с существенным перевесом в сторону рынка реального товара, то в настоящее время рынок реального товара составляет около 5% от общего оборота бирж. В целом можно утверждать, что фьючерсный рынок сегодня является одним из самых динамично развивающихся сегментов в системе рынков России.
Фьючерсный рынок в значительной степени развивается на основе саморегулирования. Это приводит к тому, что лишь после значительных потрясений, угрожающих самому существованию фьючерсного рынка (кризисные ситуации на Московской товарной бирже и Российской бирже), его участники приходят к осознанию необходимости цивилизованных форм организации рынка, приступают к созданию механизмов, защищающих рынок от попыток манипулирования со стороны отдельных игроков.
Все это говорит о том, что в настоящее время развитие биржевой торговли в России требует пристального внимания со стороны государства и введения новых законодательных и иных актов, стимулирующих интерес к созданию цивилизованных форм развития биржевой торговли.
Таким образом, изменения в практике биржевой торговли, касающиеся целей, задач и функций товарных бирж, необходимость повышения ответственности участников биржевой торговли по выполнению своих обязательств перед клиентами и усиления гарантий бирж по исполнению биржевых сделок, а также отсутствие государственного регулирования фьючерсных рынков привели к необходимости кардинальной переработки концепции законодательной базы, регулирующей биржевую деятельность, и вынесению на рассмотрение новой редакции вышеупомянутого закона под названием "О биржах и биржевой деятельности".
Развитие биржевой торговли привело к тому, что деятельность бирж стала ориентироваться не на организацию товародвижения и восстановление хозяйственных связей, а на обслуживание торгового процесса, который определяет котировку цен, предоставляет производителям и потребителям возможность застраховать ценовые риски, оперативно и точно произвести расчеты по биржевым сделкам, обеспечивать гарантии исполнения биржевых сделок. Вследствие этого трактовка биржи как элемента материально-технического обеспечения производства и товаропроводящего канала, которая во многом определяла концепцию действующего Закона, видоизменяется и дополняется новыми характеристиками биржи как измерителя и стабилизатора цен на важнейшие ресурсы, лежащих в основе ценообразования, что соответствует классической модели функционирования бирж в развитой рыночной экономике.
Вышеназванные причины, а также необходимость усиления роли государственного регулирования процесса создания и функционирования бирж требует не ограничиваться внесением изменений и дополнений в действующий Закон, а принять новую редакцию Федерального закона, регулирующего биржевую деятельность.
Учитывая, что в настоящее время уже существует законодательные и иные акты, регулирующие обращение в биржевой торговли ценных бумаг и валютных ценностей деятельность валютных и фондовых бирж, а также бирж труда предлагается принять Федеральный закон, регламентирующий биржевую торговлю любым имуществом и информацией, за исключением валютных ценностей и ценных бумаг.
Проект Закона предусматривает, что биржевая торговля может осуществляться как на специально созданных биржах, так и в рамках обособленных подразделений валютных и фондовых бирж, на которых организован оборот иного, кроме валютных ценностей и ценных бумаг, имущества, признаются организаторами биржевой торговли, и их деятельность регламентируется настоящим законопроектом.
Концепция представленного проекта Закона рассматривает биржу как классический институт рыночной экономики, имеющий единую организационную, экономическую и правовую основы. Тем самым устраняется имевшее место до настоящего времени неоднозначное толкование участниками биржевой торговли, органами государственной власти и управления, а также судами, понятий, используемых при осуществлении биржевой деятельности.
В законопроекте принципиально изменен подход к государственному регулированию биржевой деятельности.
Серьезным препятствием для развития фьючерсного рынка стали положения действующего Закона Российской Федерации "О товарных биржах и биржевой торговли" о запрете на учредительство и членство в бирже органов государственной власти и управления, а также банков, кредитных учреждений, страховых, инвестиционных компаний и фондов, что не позволяет создать эффективно функционирующую инфраструктуру фьючерсной торговли и обеспечить возможно большее число участников. Данный недостаток действующего законодательства полностью устранен в представленном законопроекте.
Тенденция отхода бирж от торговли реальным товаром и переориентация их на работу со стандартными контрактами привели к необходимости расширенной формулировки понятий биржевого товара и совершаемых с ним биржевых сделок. Так, в проекте Закона определены особые виды сделок, которые могут совершаться исключительно в ходе биржевой торговли (фьючерсные и опционные биржевые сделки).
Развитие фьючерсного и опционного рынка предполагает значительное расширение количества участников биржевой торговли, в связи с чем актуальнее становятся вопросы законодательного регулирования взаимоотношений клиента, биржевого посредника и биржи. В этой связи в законопроект внесены статьи, регламентирующие обязанности, права и ответственность биржевых посредников перед своими клиентами. В целях снижения рисков, связанных с расчетами по совершенным сделкам, установлены обязанности биржи по обеспечению расчетного обслуживания фьючерсной и опционной торговли и гарантий исполнения обязательств участников биржевой торговли.
В законопроекте принципиально изменен подход к государственному регулированию биржевой деятельности, упорядочен вопрос о лицензировании биржевой деятельности, исчерпывающим образом описаны виды биржевой деятельности, подлежащие лицензированию.
В целом представленный законопроект отвечает нормам гражданского права. Устанавливая правила ведения биржевой деятельности ее субъектами, устраняя возможность неоднозначного толкования, расширяя полномочия государства как контролирующего и регулирующего биржевую деятельность органа, настоящий проект способствует построению цивилизованных рыночных отношений и предоставляет всем участникам биржевой деятельности возможность стабильного ведения биржевой торговли и защиту их интересов.
Принятие представленного законопроекта позволит усовершенствовать биржевую торговлю, обеспечить переход ее на качественно новый уровень, а также позволит биржам занять соответствующее место в российской экономике в качестве основной ценообразующей структуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.