Проект федерального закона
"Об обеспечении безопасности космической деятельности Российской
Федерации"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
Глава I. Общие положения
Глава II. Руководство обеспечением безопасности космической
деятельности
Глава III. Основы обеспечения безопасности космической деятельности
Глава IV. Обеспечение безопасности космической деятельности при
осуществлении международного сотрудничества
Глава V. Заключительные положения
Настоящий федеральный закон устанавливает правовые основы обеспечения безопасности населения, космической техники, объектов космической инфраструктуры, обслуживающего их персонала, имущества юридических и физических лиц, окружающей природной среды при осуществлении космической деятельности Российской Федерации.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Правовое регулирование отношений в области обеспечения безопасности космической деятельности
1. Отношения в области обеспечения безопасности космической деятельности Российской Федерации регулируются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Положения настоящего федерального закона распространяются на все направления и виды космической деятельности, на все типы космической техники и космической инфраструктуры, в том числе наземного (стационарные и подвижные), морского, воздушного и космического базирования, на физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы, участвующие в космической деятельности Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего федерального закона применяются следующие основные понятия:
безопасность космической деятельности Российской Федерации (далее - безопасность космической деятельности) - свойство объектов и субъектов космической деятельности сохранять на всех ее этапах и в заданных условиях состояние, при котором исключено или снижено до допустимых пределов влияние опасностей, возникающих в процессе осуществления космической деятельности, на население, космическую технику, космическую инфраструктуру, обслуживающий персонал, имущество юридических и физических лиц, окружающую природную среду;
обеспечение безопасности космической деятельности - разработка и реализация комплекса правовых, научно-технических, организационных и иных мероприятий, направленных на защиту населения, обслуживающего персонала, космической техники, космической инфраструктуры, имущества юридических и физических лиц, окружающей природной среды от опасностей, связанных с космической деятельностью;
концепция обеспечения безопасности космической деятельности - система взглядов, определяющая цели, задачи, принципы, направления государственной политики в области обеспечения безопасности космической деятельности;
программа обеспечения безопасности космической деятельности - плановый организационно-технический документ, содержащий мероприятия, способы и средства по обеспечению безопасности космической деятельности, определяющий Заказчиков, кооперацию исполнителей работ, сроки и необходимые ресурсы для реализации планируемых мероприятий по обеспечению безопасности;
происшествие - событие, возникающее вследствие нарушений работоспособного состояния образцов космической техники и (или) объектов космической инфраструктуры, ошибочных действий персонала, нерасчетных воздействиях окружающей среды и иных причин, характеризующееся ущербом, причиненным персоналу и (или) населению, окружающей природной среде, образцам космической техники, объектам космической инфраструктуры, имуществу юридических и физических лиц или иными последствиями;
авария - происшествие без гибели людей, приводящее к срыву решаемых задач космической деятельности, к утрате или повреждениям образцов космической техники и (или) объектов космической инфраструктуры, имуществу юридических и физических лиц и (или) превышению предельно-допустимых воздействий на окружающую природную среду;
катастрофа - происшествие с гибелью хотя бы одного человека из состава персонала или населения, приводящее к срыву решаемых задач космической деятельности, к утрате или повреждению образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, либо нанесению устойчивого ущерба окружающей природной среде, требующего проведения специальных природовосстановительных мероприятий.
Статья 3. Цель обеспечения безопасности космической деятельности
Целью обеспечения безопасности космической деятельности является предотвращение вреда (ущерба) личности, обществу, государству и окружающей природной среде в процессе создания (модернизации), применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры.
Статья 4. Задачи обеспечения безопасности космической деятельности
Задачами обеспечения безопасности космической деятельности являются:
защита государственных интересов Российской Федерации при осуществлении космической деятельности;
предотвращение угрозы жизни и здоровью обслуживающего персонала и населения, а также нанесения ущерба имуществу в процессе производства, испытаний, эксплуатации и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
реализация организационных, технических и иных решений, исключающих происшествия в процессе создания (модернизации), использования (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
предупреждение и снижение вредных воздействий на окружающую природную среду;
снижение риска невыполнения задач Заказчика и (или) потребителя результатов космической деятельности, собственника образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
подготовка специалистов в области обеспечения безопасности космической деятельности.
Статья 5. Принципы обеспечения безопасности космической деятельности
Обеспечение безопасности космической деятельности осуществляется в соответствии со следующими принципами:
гарантированное соблюдение интересов Российской Федерации в сочетании с безопасностью личности, общества, государства при осуществлении космической деятельности;
комплексная взаимоувязка целей, задач, средств и организационных основ обеспечения безопасности космической деятельности в соответствии с требованиями нормативных правовых, нормативно-технических и иных документов;
обязательность выявления и устранения причин происшествий с подтверждением правильности принимаемых решений по их предупреждению;
осуществление единой государственной политики в области обеспечения безопасности космической деятельности, централизация планирования и управления реализацией мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности.
Статья 6. Субъекты правоотношений при обеспечении безопасности космической деятельности
1. Основным субъектом права при обеспечении безопасности космической деятельности является Российская Федерация, осуществляющая функции обеспечения безопасности космической деятельности через государственные органы законодательной, исполнительной и судебных властей.
2. Субъектами правоотношений при обеспечении безопасности космической деятельности являются:
специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
персонал расчетов подготовки, запуска и управления космическими объектами;
экипажи пилотируемых космических объектов;
персонал организаций, учреждений и предприятий осуществляющих космическую деятельность;
собственники образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
потребители результатов космической деятельности;
иные государственные органы, федеральные службы, юридические и физические лица, имеющие отношение к космической деятельности.
Статья 7. Объекты, требующие обеспечения безопасности при космической деятельности
К объектам, требующим обеспечения безопасности при космической деятельности, относятся:
персонал расчетов подготовки, запуска и управления космическими объектами;
экипажи пилотируемых космических объектов;
персонал организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих космическую деятельность;
собственники образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
образцы космической техники и объекты космической инфраструктуры;
потребители результатов космической деятельности и предоставляемых услуг при осуществлении космической деятельности;
местное население в районах размещения, производства, испытаний, эксплуатации и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
объекты окружающей природной среды;
районы падения отделяющихся частей космических объектов;
имущество юридических и физических лиц.
Глава II. Руководство обеспечением безопасности космической деятельности
Статья 8. Полномочия органов государственной власти в области обеспечения безопасности космической деятельности
1. Правительство Российской Федерации в области обеспечения безопасности космической деятельности:
осуществляет единую государственную политику в области обеспечения безопасности космической деятельности Российской Федерации и предусматривает меры по ее реализации;
осуществляет меры по координации планирования и выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований правовых, нормативных и иных документов в области обеспечения безопасности космической деятельности, а также при заключении международных договоров Российской Федерации и реализации международных космических проектов;
рассматривает и утверждает межведомственные нормативные документы по обеспечению безопасности космической деятельности в процессе создания (модернизации), применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры.
2. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности организует и контролирует выполнение мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности в интересах науки, техники и различных отраслей экономики.
3. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по обороне организует и контролирует выполнение мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности в интересах обороны и безопасности Российской Федерации.
4. В целях обеспечения безопасности космической деятельности специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности совместно с федеральным органом исполнительной власти по обороне:
разрабатывают и представляют установленным порядком на рассмотрение Правительству Российской Федерации основные направления государственной политики по обеспечению безопасности космической деятельности Российской Федерации;
разрабатывают, в пределах своей компетенции, предложения по обеспечению безопасности космической деятельности в проекты Федеральной космической программы России и космического раздела федеральной программы разработки, создания и производства вооружения и военной техники;
создают систему нормативных документов, регламентирующих порядок и содержание работ по обеспечению безопасности образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры на стадиях их создания (модернизации), производства, эксплуатации и утилизации;
проводят единую политику обеспечения безопасности космической деятельности;
задают, координируют и выполняют фундаментально-поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию и внедрению в практику эффективных методов, способов и средств обеспечения безопасности космической деятельности;
организуют и контролируют выполнение мероприятий по обеспечению безопасности космической деятельности, осуществляемой по международным договорам Российской Федерации, контрактам и соглашениям;
организуют и проводят государственные, межведомственные и ведомственные экспертизы проектов создания (модернизации), применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, а также иных видов космической деятельности по оценке достаточности используемых методов, способов и средств для обеспечения безопасности персонала, населения, окружающей природной среды;
осуществляют надзор за деятельностью юридических и физических лиц по обеспечению безопасности образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
создают и совершенствуют систему обеспечения качества и надежности образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры путем сертификации технологического оборудования и готовой продукции, приемки готовой продукции представителями Заказчика, специальных испытаний для оценки показателей безопасности и качества на соответствие требованиям нормативных документов;
контролируют показатели безопасности при лицензировании различных видов космической деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами;
организуют, координируют и контролируют исследования и разработки в области предотвращения и снижения техногенного засорения (заражения) космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, а также земной поверхности и акватории мирового океана;
своевременно информируют государства мирового сообщества, Генерального секретаря ООН, иные международные организации в пределах их компетенции, органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и граждан о возникновении угрозы населению, окружающей среде и космическим объектам при осуществлении космической деятельности в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации;
участвуют в работе Государственных комиссий, создаваемых по решению Правительства Российской Федерации, организуют и проводят в рамках своей компетенции работу комиссий по расследованию обстоятельств, причин и последствий происшествий при осуществлении космической деятельности с определением объема (размера) нанесенного ущерба государству, юридическим и физическим лицам, объектам космической деятельности, окружающей природной среде с оценкой количественных показателей компенсации нанесенного ущерба;
организуют страхование рисков нанесения ущерба при осуществлении космической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
организуют подготовку и повышение уровня квалификации специалистов для обеспечения безопасности в процессе создания (модернизации), использования (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры в рамках действующей системы подготовки кадров;
создают и используют автоматизированную систему информации по обеспечению безопасности космической деятельности с банком данных (информацией) о происшествиях, техническом состоянии образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, методах, способах и средствах снижения (исключения) ущерба от происшествий.
5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с федеральными органами государственной власти Российской Федерации принимает участие в пределах своей компетенции в экспертизе вопросов, касающихся выбора мест размещения, производства, испытаний, эксплуатации и утилизации образцов космической техники, объектов космической инфраструктуры с целью обеспечения безопасности населения, имущества юридических и физических лиц, промышленных объектов, зданий, сооружений и охраны окружающей природной среды.
Глава III. Основы обеспечения безопасности космической деятельности
Статья 9. Организация и основные условия обеспечения безопасности космической деятельности
1. Специально уполномоченные федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности и федеральный орган исполнительной власти по обороне совместно с другими специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти разрабатывают и представляют на утверждение в Правительство Российской Федерации нормативные документы, регламентирующие:
порядок обеспечения безопасности при создании (модернизации) и применении (эксплуатации) космической техники и космической инфраструктуры;
общие технические требования по безопасности к образцам космической техники и объектам космической инфраструктуры;
обеспечение безопасности применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
обеспечение безопасности космонавтов и экипажей пилотируемых космических объектов и долговременных орбитальных станций;
обеспечение экологической безопасности при осуществлении космической деятельности;
порядок расследования происшествий при осуществлении космической деятельности и оценки их последствий;
порядок ликвидации последствий происшествий, связанных с космической деятельностью;
организацию и проведение экспертизы проектов космической деятельности по обеспечению безопасности;
порядок взаимодействия при выяснении причин и обстоятельств страхового случая по договору страхования, связанного с обеспечением безопасности космической деятельности;
организацию и проведение аварийно-спасательных и поисково-эвакуационных работ;
иные меры по обеспечению безопасности космической деятельности.
2. Обязательными условиями обеспечения безопасности космической деятельности являются лицензирование космической деятельности и сертификация образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры.
3. Лицензии на осуществление космической деятельности выдаются гражданам Российской Федерации и российским юридическим лицам, а также иностранным физическим и юридическим лицам, осуществляющим космическую деятельность под юрисдикцией Российской Федерации, при наличии заключения о безопасности заявляемых видов космической деятельности.
4. Образцы космической техники, объекты космической инфраструктуры, оборудование для создания и использования образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, полученная и используемая информационная и программная продукция подлежат обязательной сертификации по показателям безопасности, в том числе экологической, и показателям назначения.
Статья 10. Требования по обеспечению безопасности космической деятельности
1. Безопасность космической деятельности должна обеспечиваться созданием и использованием (применением) надежной и безопасной космической техники, космической инфраструктуры, участием в этой деятельности обслуживающего персонала, имеющего необходимый уровень профессиональной подготовки.
2. Безопасность образцов космической техники, объектов космической инфраструктуры должна обеспечиваться при их создании путем выбора конструктивных и технологических решений, а также проведением организационно-технических мероприятий, направленных на исключение возникновения происшествий при осуществлении космической деятельности.
3. Функциональная структура, конструкция образцов космической техники, объектов космической инфраструктуры и их составных частей должны обеспечивать:
безопасность входа на рабочие места и выхода из них, возможность своевременной эвакуации обслуживающего персонала при возникновении аварийных ситуаций;
ограничение применения, вплоть до исключения, агрессивных, токсичных и вредных веществ;
исключение пролива компонентов ракетных топлив, горюче-смазочных веществ, охлаждающих, криогенных и других агрессивных жидкостей, попадания их на рабочие места, а также на электро-, пневмо- и гидрокоммуникации;
поддержание температурно-влажностного режима, состава газовой среды на рабочих местах в соответствии с эргономическими и санитарно-гигиеническими требованиями;
возможность установки и подключения систем обнаружения, распознавания, локализации и парирования нештатных, в том числе аварийных, ситуаций, а также опасных и вредных воздействующих факторов для различных режимов функционирования образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
исключение самопроизвольного или несанкционированного формирования команд и сигналов оповещения об опасности, включения аварийных средств защиты и спасения на всех режимах эксплуатации и применения;
исключение возможности распространения пожара на образцы космической техники, объекты космической инфраструктуры и сопрягаемые объекты;
исключение воздействия на персонал вредных веществ в процессе пожаротушения.
4. Предельно допустимые уровни концентрации вредных химических веществ, паров токсичных компонентов ракетных топлив и продуктов их сгорания в рабочих зонах обслуживающего персонала должны соответствовать экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
5. В составе образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры должны быть созданы средства индивидуальной и коллективной защиты персонала от опасных воздействий в случае возникновения аварийных ситуаций.
6. Для обеспечения безопасности составных частей космической техники и космической инфраструктуры, населения в районах их эксплуатации, окружающей природной среды должны быть предусмотрены зоны отчуждения и охранные зоны с учетом географических, метеорологических, геологических условий.
7. Для обеспечения безопасности, в том числе экологической, местного населения и окружающей природной среды в районах падения, приземления и посадки отделяющихся частей космических объектов должны быть созданы средства контроля экологической обстановки, оповещения и эвакуации населения, ликвидации отрицательных последствий.
8. В районах размещения, производства, испытаний и эксплуатации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры не должно быть объектов сельскохозяйственного и промышленного производства, объектов рекреации (зон отдыха, заповедников и иных объектов), поражение которых может привести к последствиям катастрофического характера.
9. Трассы выведения космических объектов на рабочие орбиты должны выбираться из условий обеспечения безопасности населения, имущества граждан, окружающей природной среды на подтрассовых территориях.
10. Площади изымаемых из хозяйственной деятельности и временно отчуждаемых земель для целей обеспечения безопасности космической деятельности должны быть минимальными.
11. На каждый проект создания (модернизации) космической техники должна быть разработана программа обеспечения безопасности, включая экологическую безопасность. Программа обеспечения безопасности должна определять комплекс мероприятий, проводимых на всех этапах создания (модернизации), применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры.
Статья 11. Экспертиза на соответствие требованиям по безопасности при осуществлении космической деятельности
1. Экспертиза безопасности проектов космической деятельности осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О космической деятельности", "Об экологической экспертизе", настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Проекты создания (модернизации), использования (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, а также космические программы (проекты) иных видов космической деятельности, образцы космической техники, объекты космической инфраструктуры, космические технологии подлежат государственной, межведомственной и ведомственной экспертизам по установлению соответствия требованиям по обеспечению безопасности и охране окружающей природной среды.
3. Экспертиза космических программ и проектов на соответствие требованиям по безопасности проводится на основе обязательного рассмотрения:
программы обеспечения безопасности заявляемого вида космической деятельности;
перечня источников опасности с оценкой возможных последствий их воздействия на персонал, образцы космической техники, объекты космической инфраструктуры, население в районах их размещения, производства, испытаний, эксплуатации, утилизации, а также на окружающую природную среду;
иных документов, подтверждающих безопасность заявляемых видов космической деятельности на всех стадиях жизненного цикла образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры. Результатом экспертизы космических программ (проектов) является заключение о степени безопасности, в том числе экологической, заявляемых видов космической деятельности.
4. Наличие заключения является одним из оснований для принятия решения о возможности осуществления представленной космической программы (проекта) или перехода к следующей стадии ее реализации.
Статья 12. Информационное обеспечение безопасности космической деятельности и защита информации
1. Создаваемые информационные ресурсы и информационные технологии в процессе космической деятельности предоставляются установленным порядком физическим и юридическим лицам, участвующим в осуществлении космической деятельности, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным органам и организациям в пределах их компетенции.
2. Информация об опасностях, возникающих в процессе создания (модернизации), применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры, об их техническом состоянии, надежности и качестве, а также информация о происшествиях, имевших место в процессе реализации космических программ и проектов, должна накапливаться, обобщаться, структурироваться и использоваться для предупреждения происшествий и повышения безопасности космической деятельности.
3. Информация об опасностях населению и окружающей природной среде в районах производства, эксплуатации и утилизации космической техники и объектов космической инфраструктуры предоставляется в установленном порядке.
4. Защита информационных ресурсов, информационных технологий, средств создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и представления потребителю документированной информации при всех видах космической деятельности, предотвращение любых форм незаконного и несанкционированного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы космической техники и космической инфраструктуры осуществляются в соответствии с Законом Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации", настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 13. Права и обязанности участников космической деятельности в области обеспечения безопасности
1. Персонал расчета подготовки, запуска и управления космическими объектами, космонавты и экипажи пилотируемых космических объектов и орбитальных станций, персонал предприятий и организаций, осуществляющих космическую деятельность, имеют право:
на защиту жизни и охрану здоровья в процессе осуществления космической деятельности;
на достоверную информацию об опасностях, возникающих в процессе создания (модернизации), применения (эксплуатации) и утилизации образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры;
на выражение своих мнений и убеждений о достаточности принятых мер, выбранных способов, методов и средств по обеспечению безопасности;
на выражение своих мнений и убеждений о достаточности принятых мер по устранению причин и вредных последствий происшествий, возникающих при осуществлении космической деятельности.
2. Персонал расчетов подготовки, запуска и управления космическими объектами, космонавты и экипажи пилотируемых космических объектов и орбитальных станций, персонал предприятий и организаций, осуществляющих космическую деятельность, обязаны:
выполнять в пределах своих должностных обязанностей требования законодательных, нормативных и иных документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности космической деятельности;
применять в практической работе способы и средства индивидуальной и коллективной защиты, а также средства обнаружения (контроля), распознавания, локализации и ликвидации последствий происшествий;
информировать государственные органы в соответствии с их компетенцией о нарушениях правил и мер обеспечения безопасности, о неправомерных действиях или бездействии должностных лиц по обеспечению безопасности, об обстоятельствах происшествий на образцах космической техники и объектах космической инфраструктуры;
совершенствовать профессиональный уровень по обеспечению безопасности в процессе осуществления космической деятельности.
3. Собственники образцов космической техники и объектов космической инфраструктуры обязаны:
выполнять требования законодательства Российской Федерации, нормативных и иных документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности, в том числе экологической, при космической деятельности;
обеспечивать создание условий, отвечающих требованиям по безопасности и охране здоровья обслуживающего персонала;
допускать к работе по выполнению опасных операций при эксплуатации образцов космической техники и элементов космической инфраструктуры персонал, соответствующий требования по профессиональной пригодности, состоянию здоровья, и морально психологическим качествам;
обеспечить охрану и оборону объектов размещения космической техники и космической инфраструктуры, исключить возможность несанкционированных действий с образцами космической техники и космической инфраструктуры;
исключить присутствие персонала при проведении опасных операций на космической технике и космической инфраструктуре;
обеспечить экологическую безопасность в районах падения отделяющихся частей космических объектов и контроль показателей отрицательного воздействия на объекты окружающей природной среды (воды поверхностных и подземных водоемов, почво-грунтов, представителей флоры и фауны и другие объекты);
создавать зоны безопасности в районах эксплуатации космической техники и космической инфраструктуры.
4. Результаты космической деятельности не должны использоваться потребителями в целях, угрожающих безопасности и обороноспособности Российской Федерации.
Глава IV. Обеспечение безопасности космической деятельности при
осуществлении международного сотрудничества
Статья 14. Обеспечение безопасности космической деятельности при реализации космических программ и проектов по международным договорам Российской Федерации
1. Обеспечение безопасности космической деятельности при реализации космических программ и проектов по международным договорам должно осуществляться в соответствии с Конвенцией ООН, иными общепризнанными нормами международного права по исследованию и использованию космического пространства и законодательством Российской Федерации.
2. При осуществлении космической деятельности под юрисдикцией Российской Федерации не допускается:
выведение в околоземное космическое пространство и размещение в нем, включая Луну и другие небесные тела, ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения;
использование космических объектов и иной космической техники в качестве средств воздействия на природную среду в военных и иных враждебных целях;
испытание ядерного оружия и любых других видов оружия массового уничтожения;
использование Луны и других небесных тел в военных целях;
преднамеренное создание непосредственной угрозы для безопасности космической деятельности, в том числе для безопасности космических объектов;
вредное засорение космического пространства, ведущее к неблагоприятным изменениям окружающей природной среды.
3. Граждане Российской Федерации и российские юридические лица, иностранные физические и юридические лица, участвующие в реализации космических программ и проектов по международным договорам, обязаны выявлять опасности, возникающие при осуществлении космической деятельности, и информировать о них установленным порядком международные организации и государственные органы Российской Федерации в пределах их компетенции.
4. Граждане Российской Федерации и российские юридические лица, участвующие в реализации космических программ и проектов по международным договорам, осуществляют взаимодействие с иностранными организациями и гражданами в области обеспечения безопасности космической деятельности через федеральный орган исполнительной власти по космической деятельности.
5. Международные договоры Российской Федерации в области космической деятельности должны содержать разделы по обеспечению безопасности на всех этапах осуществления международной космической программы (проекта).
6. Иностранные организации и граждане, участвующие в осуществлении международных космических программ и проектов под юрисдикцией Российской Федерации, обеспечивают безопасность собственной части программы (проекта) в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
7. Граждане Российской Федерации и российские юридические лица, участвующие в осуществлении международных космических программ и проектов обеспечивают безопасность собственной части программы (проекта) в соответствии с настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статья 15. Государственная экспертиза безопасности космических программ (проектов), осуществляемых по международным договорам
1. Космические программы (проекты), осуществляемые по международным договорам, подлежат государственной экспертизе на соответствие требованиям по безопасности и охране окружающей среды.
2. Граждане Российской Федерации, российские юридические лица, иностранные юридические и физические лица, участвующие в осуществлении международных космических программ (проектов) под юрисдикцией Российской Федерации, представляют установленным порядком на государственную экспертизу документы и материалы, подтверждающие безопасность, в том числе экологическую безопасность, заявляемых международных космических программ (проектов).
Порядок осуществления государственной экспертизы по безопасности международных космических программ (проектов) определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Статья 16. Расследование происшествий, поисково-спасательные работы, ликвидация последствий происшествий при осуществлении международных космических программ и проектов по международным договорам Российской Федерации
1. Происшествия, включая аварии и катастрофы, возникающие при осуществлении космической деятельности при реализации космических программ (проектов) по международным договорам Российской Федерации, расследуются государственными комиссиями в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
2. Происшествия, включая несчастные случаи и поломки, не приводящие к срыву выполнения космических проектов и программ по международным договорам, расследуются межведомственными или ведомственными комиссиями, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
3. Поисковые и аварийно-спасательные работы на месте происшествий, возникающих при реализации космических программ и проектов по международным договорам, производятся федеральным органом исполнительной власти по космической деятельности и (или) федеральным органом исполнительной власти по обороне с участием других специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных организаций и служб в пределах их компетенции.
4. Иностранные организации и граждане участвуют в поисковых и аварийно-спасательных работах на месте происшествий совместно с гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами в соответствии с требованиями (условиями) контрактов (соглашений), если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
5. Ликвидация последствий происшествий, возникающих при реализации космических программ и проектов по международным договорам, производится гражданами Российской Федерации и российскими юридическими лицами совместно с участвующими в космических программах и проектах иностранными организациями и гражданами в соответствии с требованиями (условиями) контрактов (соглашений), если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Глава V. Заключительные положения
Статья 17. Ответственность за нарушения настоящего федерального закона
1. Должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, виновные в нарушении настоящего федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от характера правонарушения, тяжести его последствий и размера нанесенного ущерба.
2. Виновные в нарушении настоящего федерального закона граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, а также объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Порядок вступления в силу настоящего федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 19. Переходные положения
1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.
Президент Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.