Пояснительная записка
к проекту закона N 98075959-2 "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Бюджетный кодекс РФ определяет компетенцию органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных правоотношений, относит к ведению Российской Федерации "установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации" (ст.7). Как видно из текста статей 8 и 9, определяющих компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений, никакими полномочиями установления оснований ответственности и применения соответствующих мер они не обладают.
Это противоречит как отдельным положениям самого Кодекса (ст.273), так и Конституции РФ (ст.ст.5, 11, 71-76).
Нормы об ответственности в сфере бюджетного законодательства носят властный характер, являются административно-правовыми. Однако, административное и административно-процессуальное законодательство относятся в сфере совместного ведения РФ и субъектов РФ (п."к" ст.72 Конституции РФ). Если охрана федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов относится к исключительной компетенции Российской Федерации, то охрана административным методом бюджетов субъектов РФ, их внебюджетных фондов должна производиться совместно.
В пункте 3 статьи 273 Бюджетного кодекса РФ указывается, что "в соответствии с законодательством субъекта РФ и уставом муниципального образования законодательный (представительный) орган субъекта РФ, орган местного самоуправления вправе возбудить процедуру выражения недоверия соответствующему органу исполнительной власти и его должностным лицам, отзыва выборных должностных лиц субъектов РФ, органов местного самоуправления, привлечения к иным формам ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц".
Так как статья 273 называется "Отклонение отчета об исполнении бюджета", то очевидно, что все процедуры по выражению недоверия, отзыва и т.п. представляют собой санкцию за несоответствие исполнения бюджета утвержденному закону (решению), если не вводился режим сокращения и блокировки расходов и принято решение об отклонении отчета об исполнении бюджета.
С одной стороны, фактическое предоставление права субъектам РФ на применение таких мер, указывает на неполноту ст.8 Бюджетного кодекса, с другой - ограничивать права органа местного самоуправления или законодательного органа субъекта РФ лишь правом сначала дать оценку итогам исполнения бюджета, а затем начать процедуру отзыва выборных должностных лиц исполнительной власти - явно недостаточно. Для устранения этих противоречий можно предложить следующее решение, учитывающее как интересы субъектов федерации, так и необходимость сохранения единства бюджетной системы России.
К ведению органов государственной власти РФ наряду с непосредственным установлением оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, следует отнести "установление основ ответственности за нарушение бюджетного законодательства субъектов РФ".
Одновременно к ведению органов государственной власти субъектов РФ следовало бы отнести право устанавливать ответственность за нарушения бюджетного законодательства субъектов РФ, если она не установлена федеральным законодательством.
Предлагаемый законопроект не требует финансовых затрат.
Заместитель председателя
областной Думы |
С.А.Пономарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.