СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В,
судей Агранович Ю.Н, Сироткиной Е.М,
при секретаре Мельниковой А.В,
рассмотрев в судебном заседании 13 июня 2019 года дело по апелляционной жалобе Черняка В.И. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 26 марта 2019 года, которым
в удовлетворении требований об обязании государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте Республики Коми назначить досрочную страховую пенсию по основаниям, предусмотренным п.11ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях в Российской Федерации", выплате неполученной пенсии, взыскании судебных расходов Черняку В.И. отказано.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М, судебная коллегия
установила:
Черняк В.И. обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию на основании п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с "Дата обезличена", выплатить неполученную в связи с отказом в назначении сумму пенсии, взыскать судебные расходы.
В обосновании иска указано, что "Дата обезличена" истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, с приложением всех необходимых документов. Решением истцу отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием стажа, необходимого для установления пенсии по п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", который по расчету ответчика составил 03 года 07 мес, 01 день. С решением ответчика истец не согласен, указывает, что из подсчета стажа были необоснованно исключены периоды его работы в подземных условиях, протекавшие на "Иностранное государство". С учетом данных периодов его подземный стаж составит более 25 лет, что дает право на назначение досрочной страховой пенсии.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, удовлетворив заявленные требования.
Проверив материалы дела, в соответствии с положениями статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ), Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, возраст, страховой стаж, индивидуальный пенсионный коэффициент.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 N 167-ФЗ, при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ.
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ), который вступил в силу с 01.01.2002 и действовал до 01.01.2015 - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).
Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Пунктом 6 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 N 958н, определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 1015 (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).
Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2011 N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае "Иностранное государство") и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Судом установлено, что Черняк В.И. "Дата обезличена" обратился в Управление Пенсионного фонда в г.Воркуте с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, которым определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно записи в трудовой книжке и справкам N "Номер обезличен" от "Дата обезличена", истец работал "Должность" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" и с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" на "Организация" ( "Иностранное государство") полный рабочий день под землей.
Согласно справкам N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" истец работал с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" и с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" "Должность" с полным рабочим днем под землей, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" "Должность" с полным рабочим днем под землей, с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" "Должность" с полным рабочим днем под землей на "Организация" ( "Иностранное государство").
Согласно справкам, работа на "Организация" протекала на участках: по добыче угля, горно-подготовительном участке.
Согласно справке N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" истец работал на "Организация" с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" "Должность" на подземных работах.
Согласно справке N "Номер обезличен" от "Дата обезличена", Черняк В.И. работал с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" "Должность", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" "Должность" с полным рабочим днем под землей в "Организация"
Факт уплата страховых взносов на пенсионное обеспечение истца подтверждается выпиской из индивидуальных сведений о застрахованном лице, выданной Пенсионным фондом "Иностранное государство", согласно которой уплата страховых взносов за Черняка В.И. производилась за все периоды, начиная с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", за исключением: "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена", "Дата обезличена" "Дата обезличена", "Дата обезличена" и "Дата обезличена".
Решением Управления Пенсионного фонда РФ N "Номер обезличен" от "Дата обезличена" в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ истцу было отказано, в связи с отсутствием требуемого стажа на подземных и открытых горных работах. Комиссией установлена следующая продолжительность стажа: страховой стаж (календарно): 05 лет 01 мес. 01 дн.; стаж работы в районах Крайнего Севера: 03 год 07 мес. 01 дн.; подземные и открытые горные работы (ведущие профессии календарно) - 03 года 07 мес. 01 дн.
Из стажа истца исключены периоды: с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "Должность" на "Организация"( "Иностранное государство"); с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "Должность" на "Организация" ( "Иностранное государство"); с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "Должность" на "Организация" ( "Иностранное государство"); с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "Должность" на "Организация" ( "Иностранное государство"); с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "Должность" на "Организация" ( "Иностранное государство"); с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "Должность" на "Организация" ( "Иностранное государство"); с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "Должность" с полным рабочим днем под землей, "Должность" с полным рабочим днем под землей, "Должность" участка с полным рабочим днем под землей на "Организация" ( "Иностранное государство"); с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "Должность", "Должность", "Должность" на "Организация" ( "Иностранное государство"); с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "Должность", "Должность" в "Организация" ( "Иностранное государство"); с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "Должность", "Должность". "Должность" в "Организация" ( "Иностранное государство"); с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в качестве "Должность" в "Организация" ( "Иностранное государство").
Разрешая требования истца о назначении досрочной пенсии, суд оснований для их удовлетворения не установил, с чем соглашается и судебная коллегия.
При этом суд признал возможным включить периоды работы истца с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в страховой и специальный стаж работы истца.
Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.
Оснований для включения в специальный стаж периода с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", подтвержденный только справкой работодателя - "Организация" об уплате страховых взносов, суд не усмотрел.
В связи с отсутствием доказательств уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суд признал не подлежащими включению в страховой и специальный стаж истца периоды его работы с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" на "Организация" ( "Иностранное государство"), "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в "Организация" ( "Иностранное государство"), с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в "Организация" ( "Иностранное государство"), с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" в "Организация" ( "Иностранное государство").
Суд, установив, что периоды, подлежащие включению в страховой и специальный стаж истца, составляют 12 лет 6 мес. 23 дня, с учетом ранее включенных ответчиком периодов в стаж, страховой стаж истца составит 17 лет 7 мес. 24 дня, стаж по Списку N1 - 16 лет 1 мес. 24 дня, при требуемых 25 годах.
Принимая во внимание, что на дату рассмотрения дела в суде истец не достиг возраста 50 лет, суд пришел к правильному выводу о том, что право на пенсию на основании пункта 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ у Черняка В.И. не возникло.
Выводы суда соответствуют требованиям закона, поскольку компетентным органом, подтверждающим уплату страховых взносов на территории "Иностранное государство", является Пенсионный фонд "Иностранное государство", суд обоснованно не принял в качестве надлежащих доказательств документы, подтвержденные лишь работодателем истца.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца по делу, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции. Основания для иной оценки доводов Черняка В.И. отсутствуют.
Жалоба не содержит указания на факты, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли ли бы либо опровергали бы изложенные в решении выводы.
Поскольку основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют, руководствуясь статьями 327- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 26 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Черняка В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.