Письмо Президента РФ от 23 июля 1998 г. N Пр-1033
В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклоняю Федеральный закон "О пчеловодстве", принятый Государственной Думой 17 июня 1998 г. и одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 г.
Федеральный закон "О пчеловодстве" (далее именуется - Закон) не соответствует Конституции Российской Федерации, Гражданскому кодексу Российской Федерации, другим федеральным законам, а также правилам юридической техники.
Законом предусматриваются дополнительные расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, определяются полномочия некоторых федеральных органов исполнительной власти, регулируются имущественные и другие отношения вопреки требованиям Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов. В Законе содержится множество неопределенностей и неточностей, которые создадут необоснованные трудности при его применении.
По конкретным положениям Закона имеются следующие замечания.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Пчеловодство не является деятельностью, запрещенной законом, поэтому ее вправе осуществлять любой гражданин или юридическое лицо. В связи с этим статья 4 Закона, определяющая круг лиц, которые вправе заниматься пчеловодством, может привести к ущемлению соответствующих конституционных прав граждан и их объединений.
В статьях 4, 10, 22 и 25 Закона указываются виды деятельности в области пчеловодства, которые подлежат лицензированию. Вместе с тем статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Таким образом, вопросы лицензирования не могут являться предметом регулирования Закона, поскольку перечень подлежащих лицензированию видов деятельности должен определяться иным федеральным законом.
Статья 6. Закона обязывает граждан и юридических лиц регистрировать пчелиные семьи в органах местного самоуправления, причем регистрация проводится за счет средств федерального бюджета. При этом проигнорированы требования части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации и статьи 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Регистрация пчелиных семей не относится к государственным полномочиям, которыми могут наделяться органы местного самоуправления с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Кроме того, нельзя считать правомерным определение Законом полномочий органов местного самоуправления, поскольку эти вопросы должны регулироваться иными законодательными актами. Нельзя не сказать и о том, что для проведения органами местного самоуправления регистрации пчелиных семей из федерального бюджета потребуется выделить (по минимальной оценке в расчете на полугодие) не менее 11 миллионов рублей. Однако в федеральном бюджете на 1998 год эти расходы не предусмотрены. Статьей 6 устанавливается также необходимость осуществления учета пчелиных семей органами государственной статистики, хотя в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации полномочия федеральных органов исполнительной власти должны определяться Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Статьей 7 Закона регулируются вопросы собственности на пчелиный рой, при этом игнорируются требования гражданского законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о животном мире. Вопросы приобретения и прекращения права собственности на пчелиный рой невозможно урегулировать без определения особенностей права собственности на одомашненных и диких медоносных пчел, а также без учета требований статей 225, 230 - 232, 235 и 241 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В статье 8 Закона не учитываются требования земельного и лесного законодательства Российской Федерации.
Статьей 10 Закона регулируются отношения, составляющие предмет регулирования Федерального закона "Об общественных объединениях", причем в ряде случаев вопреки его требованиям.
Статьей 13 Закона определяются не основные направления государственного управления в области пчеловодства, а полномочия органов государственной власти, что неправомерно.
В соответствии со статьей 14 Закона пчеловодство является сферой деятельности, нуждающейся в особой экономической поддержке со стороны государства. Данное положение вызывает сомнение. Пчеловодство может быть рентабельным и приносить прибыль, хотя это и не исключает возможности государственной поддержки на определенных этапах в соответствии с государственными целевыми программами.
В статье 15 Закона упоминается о государственных инспекциях в области пчеловодства. Однако статус указанных организаций неясен. Полагаю, что в данном случае следует ограничиться указанием, что соответствующий контроль осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Многие положения Закона требуют уточнений.
Б.Ельцин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Президента РФ от 23 июля 1998 г. N Пр-1033
Текст письма официально опубликован не был