Проект федерального закона N 98059899-2
"Об основах государственной молодежной
политики в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Глава I. Общие положения
Глава II. Приоритеты государственной молодежной политики в
Российской Федерации
Глава III. Обеспечение мероприятий государственной молодежной
политики в Российской Федерации
Раздел IV. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон определяет цели, принципы, основные направления и организационные меры реализации государственной молодежной политики как важного направления федеральной политики в области социально - экономического, культурного и национального развития Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон является правовой основой для развития законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к государственной молодежной политике в Российской Федерации.
Государство исходит из необходимости создания условий для гражданского становления и социального развития молодежи, реализации ее экономического, интеллектуального и духовного потенциала в интересах российского общества
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
молодежь (молодые граждане, лица молодежного возраста) - лица в возрасте от 14 до 30 лет;
молодая семья - семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака), в которой оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также семья, состоящая из одного из родителей в возрасте до 30 лет и несовершеннолетнего ребенка;
молодежная коммерческая организация - молодежное предприятие с штатным составом работающих преимущественно молодежного возраста;
социальные службы для молодежи - организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, по содействию социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе по социальному обслуживанию молодежи;
социальная инфраструктура для молодежи - система необходимых для жизнеобеспечения молодежи объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций, деятельность которых направлена на обеспечение охраны здоровья, образования, воспитания, социального обслуживания, развития молодых граждан, на обеспечение их занятости, на удовлетворение общественных потребностей молодых граждан.
Статья 2. Государственная молодежная политика в Российской Федерации
1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации является деятельностью государства, направленной на создание правовых, социально-экономических условий и гарантий для воспитания, социального становления, развития и самореализации молодежи в общественной жизни, для защиты ее прав и законных интересов.
2. Федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации может быть установлена другая, кроме указанной в статье 1 настоящего Федерального закона, возрастная граница для лиц, в отношении которых осуществляются конкретные меры в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
3. Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления, с коммерческими и некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями, гражданами, в том числе молодыми гражданами, путем разработки и реализации мер по образованию, воспитанию, развитию молодежи, защите прав лиц молодежного возраста, молодежных и детских общественных объединений и путем стимулирования общественно полезной инициативной деятельности молодежи.
Статья 3. Принципы и приоритеты государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Государственная молодежная политика в Российской Федерации основывается на следующих принципах:
координация действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в том числе общественных объединений, граждан в области государственной молодежной политики;
участие молодых граждан, молодежных и детских общественных объединений в формировании и реализации государственной молодежной политики, программ и иных мероприятий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, затрагивающим права и законные интересы молодых граждан и направленным на социальное развитие Российской Федерации;
инвестирование, кредитование, субсидирование и другие формы государственной мероприятий по поддержке лиц молодежного возраста в целях выравнивания стартовых возможностей лиц для их жизнедеятельности и самореализации, для реализации общественно полезных инициатив молодых граждан и их объединений;
содействие физическим и юридическим лицам в осуществлении негосударственной поддержки молодежи, молодежных и детских общественных объединений, включая приоритетное финансирование и ресурсное обеспечение общественных инициатив, соответствующих целям государственной молодежной политики в Российской Федерации, мероприятий и программ по поддержке молодежи, защите ее прав и законных интересов.
2. Приоритетными областями государственной молодежной политики в Российской Федерации, осуществляемой федеральными органами государственной власти, являются:
обеспечение здоровья, здорового образа жизни молодежи;
духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание молодежи;
обеспечение государственных гарантий на получение молодыми гражданами полноценного образования;
государственная поддержка молодой семьи;
гарантированное обеспечение профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, трудоустройства молодежи, развития ее экономической активности;
обеспечение гарантированных социальных услуг молодежи;
информационное обслуживание молодежи;
развитие общественно значимых молодежных инициатив и их практическая реализация.
3. Приоритетные области государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, с законодательством субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей.
Статья 4. Цели государственной молодежной политики в Российский Федерации
1. Целями государственной молодежной политики в Российской Федерации являются:
воспитание, социальное становление, духовное и физическое развитие молодежи, создание правовых, социально-экономических условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для достижения личного успеха, для реализации выдвигаемых ими общественно полезных инициатив, программ и проектов;
обеспечение активного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни страны.
2. Цели государственной молодежной политики в Российской Федерации реализуются федеральными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, осуществляющими на условиях государственного заказа деятельность в области государственной молодежной политики. Цели государственной молодежной политики в вопросах, переданных в ведение органов местного самоуправления осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Статья 5. Законодательство Российской Федерации о государственной молодежной политике в Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации о государственной молодежной политике в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и включает настоящий Федеральный закон. Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, касающиеся реализации государственной молодежной политики.
Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области государственной молодежной политики в Российской Федерации относятся:
установление основ государственной молодежной политики в Российской Федерации;
правовое регулирование отношений в области государственной молодежной политики в пределах компетенции Российской Федерации;
формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственную молодежную политику в Российской Федерации;
формирование и реализация федеральных целевых программ по государственной поддержке молодежи в Российской Федерации;
финансирование федеральных и межрегиональных мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников;
исполнение международных обязательств Российской Федерации и представительство интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам государственной молодежной политики.
2. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к предмету совместного ведения в области государственной молодежной политики, осуществляют:
установление государственных минимальных социальных стандартов и нормативов, определяющих развитие молодежи, гарантии реализации прав и законных интересов лиц молодежного возраста;
информационное обеспечение государственной молодежной политики в Российской Федерации;
ведение реестров молодежных и детских общественных объединений;
установление мер стимулирования юридических лиц, оказывающих содействие и помощь в реализации государственной молодежной политики;
установление мер государственной поддержки в организации летнего отдыха молодежи;
организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики;
проведение научных исследований по проблемам молодежи, а также экспертизы проектов и программ в области государственной молодежной политики;
координацию деятельности организаций, осуществляющих работу по реализации государственной молодежной политики;
обеспечение соблюдения законодательства в области государственной молодежной политики.
Статья 7. Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Молодежь участвует в формировании и реализации государственной молодежной политики посредством инициативных действий, предложений в адрес федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих меры в области государственной молодежной политики, молодежные и детские общественные объединения, ассамблею молодежи, учреждаемую в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона.
Вносимые молодыми гражданами, молодежными и детскими общественными объединениями в федеральные органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, в органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения, касающиеся реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации, рассматриваются указанными органами в соответствии с полномочиями, определенными законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Если для рассмотрения внесенных предложений необходимы дополнительные расчеты, сбор информации, соответствующее оформление проектной документации, орган государственной власти, которому направлено предложение, осуществляет информационную и консультативную помощь инициаторам предложения.
2. Если молодые граждане и (или) молодежные и детские общественные объединения вносят предложение, которое предусматривает их участие в его реализации, решение уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления при принятии данного предложения к осуществлению должно предусматривать участие его инициатора (если для такого участия имеются достаточные основания).
Достаточными основаниями для участия молодых граждан и (или) их общественных объединений, выступивших с предложением, в его реализации, в указанном случае признаются:
отсутствие правовых ограничений для осуществления соответствующей деятельности по основаниям возраста, требований профессиональной квалификации, других требований, определяемых нормативными правовыми актами к осуществлению указанной деятельности (наличие лицензии, соблюдение авторских, патентных прав и другие требования);
отсутствие медицинских противопоказаний;
для молодежных и детских общественных объединений - наличие необходимых кадровых ресурсов и опыта соответствующей деятельности (устанавливается экспертно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, принимающим решение по представленному предложению).
3. Молодежные и детские общественные объединения вправе участвовать в конкурсах проектов и программ на соискание государственных грантов в области государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Статья 8. Государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают финансовую, организационную и методическую помощь и содействие органам местного самоуправления в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
2. В соответствии с предметом ведения и в пределах имеющихся средств органы местного самоуправления в своей деятельности по реализации государственной молодежной политики могут принимать участие в реализации федеральных, региональных, местных программ по поддержке молодежи, в осуществлении мероприятий в интересах молодежи.
Статья 9. Участие коммерческих и некоммерческих организаций в реализации мер государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Коммерческие и некоммерческие организации могут участвовать в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии со своими уставными положениями. Указанные организации вправе предлагать свои услуги при определении организаций-исполнителей для осуществления мероприятий, входящих в федеральные целевые программы по государственной поддержке молодежи, а также вправе в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации участвовать в конкурсах на получение государственного заказа на производство продукции и оказание услуг для молодежи и последующего заключения государственного контракта с государственным заказчиком.
2. Коммерческие и некоммерческие организации вправе получать информацию о составе мероприятий федеральных целевых программ по государственной поддержке молодежи и условиях конкурса на получение государственного заказа на производство продукции и оказание услуг для молодежи.
Глава II. Приоритеты государственной молодежной политики в
Российской Федерации
Статья 10. Меры в области охраны здоровья молодежи и содействие ее здоровому образу жизни
1. В области охраны здоровья молодежи приоритетными являются меры по оказанию гарантированной медицинской помощи молодым гражданам, по ежегодной профилактике и снижению заболеваемости, в том числе особо опасными и социально обусловленными заболеваниями (туберкулез, венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм и другими заболеваниями, способствующими росту инвалидности и смертности среди молодежи), по государственной поддержке организации оздоровления молодежи в летний период, по развитию семейных видов спорта, а также меры, способствующие закреплению среди молодежи ценностей и навыков здорового образа жизни.
Указанные меры осуществляются федеральными органами исполнительной власти посредством реализации федеральных целевых программ, а также посредством мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, работодателями, общественными объединениями.
2. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели могут заключать долгосрочные договоры об оказании услуг по пропаганде и развитию среди молодежи здорового образа жизни, по охране здоровья молодежи с предоставляющими такие услуги организациями, действующими в данной местности, а также за ее пределами, прежде всего в районах с благоприятными климатическими условиями, специализированными лечебно-профилактическими учреждениями.
Указанные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления поощряют осуществление в летний период в условиях оздоровления молодежи программ организации досуга, особенно в сферах художественного, научного и технического творчества.
3. Основными задачами государственной молодежной политики в области развития спорта среди молодежи и ее физической подготовки являются:
массовое привлечение к спорту, в том числе в области спорта высших достижений, и оздоровительной физической подготовки молодых граждан; развитие и обеспечение доступности для молодежи неолимпийских видов спорта, в том числе технических и осуществляемых в рамках подготовки молодых граждан к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Указанные задачи осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с привлечением общественных объединений, включая военно-патриотические молодежные и детские объединения, спортивные общества, молодежные и детские общественные объединения, а также с привлечением на условиях договора собственников спортивных сооружений.
Статья 11. Духовно-нравственное, гражданское и патриотическое воспитание молодежи
1. Осуществление духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи является приоритетом государственной молодежной политики в Российской Федерации.
2. Государственный компонент духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи реализуется на основе государственной концепции воспитания, утверждаемой Президентом Российский Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации формируют планы и программы деятельности в области духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания молодежи, исходя из указанной концепции, задач, программ в этой области и имеющихся ресурсов.
3. Общественные объединения, исключая политические и религиозные организации (объединения), граждане привлекаются к реализации государственного компонента духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания на основе договора с соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или организацией - исполнителем соответствующих мероприятий, входящих в федеральные целевые, межрегиональные, региональные целевые программы по поддержке молодежи.
Статья 12. Основные гарантии прав молодых граждан в области образования
1. В соответствии с законодательством Российской Федерации молодые граждане реализуют свои права и законные интересы по гарантированному общедоступному бесплатному начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию, начальному профессиональному, на конкурсной основе среднему профессиональному, высшему профессиональному образованию, воспитанию в образовательных учреждениях.
Правом на особую поддержку при получении образования пользуются молодые граждане из малообеспеченных, многодетных семей, молодые граждане, проживающие в малых городах, в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, молодые граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, особо одаренные молодые граждане.
2. Приоритетные меры в сфере образования молодежи могут предусматриваться федеральными целевыми, межрегиональными, региональными целевыми программами по вопросам социально-экономического развития, поддержки образования, обеспечения занятости населения, по государственной поддержке молодежи и другими федеральными целевыми, межрегиональными, региональными целевыми программами в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
3. Молодые граждане могут направляться для обучения в образовательные учреждения Российской Федерации и за рубеж за счет средств федерального бюджета на основе целевого контракта. Отбор лиц для заключения контракта проводится в конкурсном порядке, организуемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Федеральные органы исполнительной власти - государственные заказчики федеральных целевых программ по поддержке молодежи способствуют организации или самостоятельно организуют конкурсы, смотры, выставки работ талантливой молодежи на основе мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами.
В целях поощрения талантливой молодежи федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать государственные и именные стипендии, премии, гранты, исходя из имеющихся средств на цели образования, развития науки, техники и культуры и другие социально значимые цели.
5. В образовательных учреждениях поощряется деятельность молодежных и детских общественных объединений, профессиональных союзов студентов (учащихся).
Государственная поддержка профессиональных союзов студентов (учащихся) осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области общего и профессионального образования, занятости населения, по реализации государственной молодежной политики и другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с ведомственной подчиненностью образовательного учреждения по итогам конкурсов представляемых указанными профессиональными союзами проектов и программ. Условия конкурса определяются проводящим его федеральным органом исполнительной власти.
Профессиональный союз студентов (учащихся) вправе обратиться к администрации государственного образовательного учреждения среднего профессионального, высшего профессионального образования с просьбой о бесплатном предоставлении помещения и необходимого оборудования для ведения работы в соответствии с уставными целями организации. Если в удовлетворении такой просьбы отказано, профессиональный союз студентов (учащихся) вправе обратиться к собственнику имущества, закрепленного за образовательным учреждением, с предложением о передаче профессиональному союзу студентов (учащихся) в распоряжение соответствующего имущества в порядке изъятия излишнего либо используемого не по целевому назначению имущества образовательного учреждения.
Статья 13. Государственная поддержка молодой семьи
1, В целях поддержки молодых семей федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации могут формировать федеральные целевые, межрегиональные, региональные целевые программы по поддержке молодых семей.
Формирование указанных программ осуществляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, прогнозом социально-экономического развития соответствующего региона, на основе анализа социально-экономического положения, потребностей молодых семей, в отношении которых устанавливаются приоритетные меры государственной поддержки молодых семей. Мероприятия по поддержке указанных семей направлены на оказание помощи семьям в решении социально-экономических и бытовых проблем, на обеспечение им достаточных условий для получения соответствующих образовательных, медицинских, социальных, психолого-педагогических, юридических, информационных и других услуг и помощи, в том числе в охране здоровья, образовании, в воспитании и развитии детей, в обеспечении их социальной защиты.
В соответствии с законодательством Российской Федерации указанные целевые программы подлежат утверждению соответствующими законодательными (представительными) органами власти.
2. Улучшение жилищных условий молодых семей может осуществляться из резервов жилищного фонда социального использования. Молодые семьи, проживающие вместе в родителями или другими родственниками, в течение двух лет после заключения брака и при наличии ребенка, могут ходатайствовать об их регистрации в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
3. Молодые семьи получают бесплатно от соответствующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений информационные и консультационные услуги, включенные в состав государственных минимальных социальных стандартов. Состав таких услуг и формы их предоставления молодым семьям устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Компенсация расходов коммерческих и некоммерческих организаций по информированию и консультированию молодых семей производится из средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников в объеме, предусмотренном на эти цели в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации".
Статья 14. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд
1. Государство поощряет труд и инициативу молодых граждан в различных областях промышленного и сельскохозяйственного производства, науки и техники, культуры и искусства, образования, здравоохранения предоставления социальных услуг и в других областях деятельности, способствующих развитию Российской Федерации и обеспечению прав и законных интересов лиц молодежного возраста.
2. Приоритетные государственные меры по обеспечению трудоустройства молодежи устанавливаются в отношении молодых граждан, впервые устраивающихся на работу по достижении возраста 15 лет, после окончания образовательного учреждения, а также несовершеннолетних граждан, достигших возраста 14 лет, - в свободное от обучения время. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции, имеющихся финансовых средств и возможностей оказывают содействие организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, независимо от ведомственного подчинения, в их деятельности по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки молодых граждан, достигших возраста 14 лет, по трудоустройству молодежи, в том числе по созданию и квотированию рабочих мест.
Уполномоченными федеральными органами по реализации государственной молодежной политики, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительно к мерам, осуществляемым органами занятости населения, образования, здравоохранения, могут создаваться специализированные организации по содействию занятости, профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, ориентированные на молодых граждан, в том числе для организации их временного (сезонного) трудоустройства. Указанные организации осуществляют свою деятельность на основе государственного заказа и обеспечиваются необходимым помещением, оборудованием и финансовыми средствами.
3. Установленная в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации квота для работодателя, в счет которой он обязан принимать на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и других), и молодых граждан из числа бывших военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации - участников боевых действий, направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства, приводится в соответствие с потребностями трудоустройства и возможностями работодателя ежегодно и доводится до сведения работодателя не позже окончания учебного года.
4. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления поддерживают предпринимательскую деятельность молодежи путем формирования и реализации соответствующих программ на конкурсной основе. Об объеме и характере мер поддержки, видах поддерживаемой деятельности, условиях участия в конкурсе указанные органы информируют молодых граждан через средства массовой информации и другими способами информации, а также проводят необходимые консультации по вопросам участия в конкурсах.
5. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления бесплатно или на льготных условиях предоставляют молодежным коммерческим организациям информационные и консультативные услуги по вопросам их деятельности, перечень которых утверждается ежегодно указанными органами исполнительной власти.
В целях стимулирования молодежного предпринимательства при осуществлении государственной молодежной политики федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации на конкурсной основе может формироваться государственный заказ молодежным коммерческим организациям на производство продукции и оказание услуг для населения, в том числе молодежи, посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.
Государственный заказ обеспечивается материальными ресурсами и финансовыми средствами.
6. Приоритетную поддержку получает молодежная коммерческая организация при соответствии следующим условиям:
среди его штатных работников более 75 процентов составляют молодые граждане;
предусмотренные ее уставом основные виды деятельности соответствуют целям социально-экономической политики данного региона.
Перечень видов деятельности, дающих основание для отнесения молодежных коммерческих организаций к числу пользующихся приоритетной поддержкой, утверждается ежегодно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Указанные организации вправе обращаться в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления за субсидией на покрытие части расходов по обеспечению производственной деятельности организации. Субсидия может предоставляться по итогам Конкурса с учетом приоритетов социально-экономического развития региона и исходя из имеющихся финансовых средств.
Субсидии распределяются ежегодно. Объем выделяемых молодежной коммерческой организации в порядке субсидии финансовых средств не превышает 50 процентов фактических расходов по организации деятельности молодежной коммерческой организации в первый год ее работы, 30 процентов - во второй год, 10 процентов - в третий год. Финансовая поддержка молодежной коммерческой организации может иметь косвенную форму (освобождение от налогов, льготы по аренде помещения, оборудования, бесплатное предоставление коммерческой информации, скидки на размещение рекламы и другие формы).
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики оказывают финансовую и иную поддержку органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, предоставляющим субсидии молодежным коммерческим организациям. Порядок осуществления мер поддержки указанных организаций и контроля за целевым расходованием выделенных финансовых средств устанавливается Правительством Российской Федерации.
7. Деятельность молодых граждан, объединившихся для строительства молодежного жилищного комплекса, поддерживается в объеме и порядке, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи в отношении молодежных коммерческих организаций.
В случае поддержки конкурсного проекта (программы), представленного молодежным жилищным комплексом, организатор конкурса оказывает содействие в его обеспечении необходимыми средствами на условиях, предусмотренных договором.
8. Если молодежное или детское общественное объединение осуществляет предпринимательскую деятельность, оно вправе пользоваться всеми формами государственной поддержки на основаниях, предусмотренных для молодежных коммерческих организаций.
Статья 15. Оказание социальных услуг молодежи
1. Государственные минимальные стандарты на оказание социальных услуг молодежи определяют гарантированный уровень и объем государственной поддержки лиц молодежного возраста в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации о государственных минимальных социальных стандартах.
К таким социальным услугам относятся:
информирование молодых граждан об их правах и обязанностях, об имеющихся возможностях для образования, воспитания и развития, для оказания медицинской помощи и охраны здоровья, социальной защиты и обслуживания, для выбора жизненного пути, трудоустройства, оказания помощи молодым гражданам в занятиях физической культурой и спортом, для организации отдыха, оздоровления, реабилитации, для преодоления трудной жизненной ситуации и другие услуги;
консультирование молодых граждан, оказание им социальной, психологической, педагогической, медицинской, юридической и иной помощи;
социальная помощь молодым семьям и их социальное обслуживание;
помощь безнадзорным лицам молодежного возраста, находящимся в государственных и муниципальных образовательных, учебно-воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социального обслуживания и иных учреждениях, в которых осуществляется надзор за ними, или окончившим пребывание в них; лицам молодежного возраста, вернувшимся из мест лишения свободы;
осуществление социальной работы в образовательных учреждениях;
оказание социальной и психологической помощи в адаптации и реабилитации молодых граждан, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе лицам молодежного возраста с недостатками физического и (или) психического развития;
другие социальные услуги, предусмотренные государственными минимальными социальными стандартами.
2. Социальные услуги молодежи, включенные в состав государственных минимальных стандартов, предоставляются социальными службами для молодежи либо иными учреждениями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые осуществляют социальные услуги населению, в том числе молодежи, в порядке выполнения государственного заказа.
Статья 16. Стимулирование общественно значимой молодежной инициативы
1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления поддерживают общественно значимые инициативы молодых граждан и их общественных объединений. Государственная поддержка молодежных и детских общественных объединений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Финансирование общественно значимой деятельности, инициатив (проектов, программ) из федерального бюджета осуществляется в конкурсном порядке при условии, что выдвигающие инициативное предложение молодые граждане, их общественные объединения участвуют в его реализации.
Вкладом молодого гражданина, молодежного, детского общественного объединения в реализацию проектов, программ может среди прочего признаваться передача авторских, патентных прав и других результатов его деятельности.
Публичный конкурс по государственной поддержке молодежных инициатив является открытым. Правила проведения конкурса регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
2. Приоритетные меры по стимулированию общественно значимой молодежной инициативы устанавливаются в отношении проектов и программ молодежных и детских общественных объединений.
Указанные объединения участвуют в конкурсах проектов и программ на соискание государственных грантов в области государственной молодежной политики в соответствии с положением, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики. Конкурсный проект, программа молодежного или детского общественного объединения должен содержать характеристику финансовых, материальных, кадровых возможностей данного объединения по реализации проекта, программы. Обоснованность проекта, программы устанавливается путем экспертизы, проводимой в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Если одобренный конкурсный проект, программа молодежного, детского общественного объединения соответствует по направленности утвержденным программам и планам социально-экономического развития региона, то организатор конкурса изыскивает возможности для финансовой поддержки проекта, программы в счет финансирования указанных программ и планов в сроки, не превышающие трех месяцев после подведения итогов конкурса, либо определяет очередность предоставления необходимых средств.
Условия, которым должны соответствовать молодежные и детские общественные объединения, участвующие в конкурсе проектов, программ, а также другие меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений устанавливаются законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
3. Нецелевое использование бюджетных средств, полученных на осуществление конкурсных проектов и программ молодежными коммерческими организациями, молодежными и детскими общественными объединениями, другими участниками реализации мероприятий государственной молодежной политики, влечет за собой уголовную либо административную ответственность в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Глава III. Обеспечение мероприятий государственной молодежной
политики в Российской Федерации
Статья 17. Информационно-аналитическое обеспечение государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют систему мер по информационно-аналитическому обеспечению государственной молодежной политики в Российской Федерации.
В указанных целях создаются условия для расширения информационного обслуживания молодых граждан:
обеспечение доступа молодых граждан к информации;
поддержка молодежных электронных и печатных средств массовой информации;
активизация действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по информированию молодых граждан об их правах и обязанностях, об имеющихся возможностях для реализации прав в области охраны здоровья, образования, развития, социальной защиты и обслуживания, профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и трудоустройства, организации отдыха, оздоровления, реабилитации, для преодоления трудных жизненных ситуаций, поддержки молодой семьи, молодежных и детских общественных объединений и других действий в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют научные исследования проблем молодежи. Указанные исследования осуществляются на долговременной основе и являются обязательным условием разработки мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Исследования проблем молодежи предусматриваются федеральными целевыми программами, межрегиональными, региональными целевыми программами по поддержке молодежи и другими программами и планами в соответствии с прогнозом и планами социально-экономического развития России и конкретных регионов.
На основании данных исследований Правительство Российской Федерации ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации государственный доклад о положении молодежи в Российской Федерации и публикует его в официальном печатном органе.
Государственный доклад рассматривается федеральными органами государственной власти в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих решений.
3. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны информировать молодежь и ее общественные объединения о планируемых и реализуемых мероприятиях в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
4. Умышленное неинформирование должностными лицами молодых граждан и их общественных объединений по указанным вопросам влечет за собой административную или гражданско-правовую ответственность.
Статья 18. Ассамблея молодежи
1. В целях стимулирования участия молодых граждан в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации федеральные органы государственной власти совместно с молодежными и детскими общественными объединениями один раз в течение календарного года собирают представителей молодежи - ассамблею молодежи. Ассамблея может вырабатывать рекомендации в адрес федеральных органов государственной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Нормы представительства, порядок избрания делегатов и проведения ассамблеи молодежи устанавливаются Положением об ассамблее молодежи, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации вносит для обсуждения на ассамблее молодежи доклад о реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. Предложения, содержащиеся в решениях молодежной ассамблеи по докладу, рассматриваются федеральными органами государственной власти в соответствии с их полномочиями.
3. Ассамблея молодежи вправе вносить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации свои предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, в том числе в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, для реализации права законодательной инициативы в вопросах защиты прав и законных интересов молодых граждан.
Статья 19. Специализированные организации, ведущие работу с молодежью
1. К специализированным организациям, ведущим работу с молодежью, относятся:
воспитательные организации (молодежные, детские, подростковые клубы, дома и дворцы молодежи, молодежные центры и другие организации);
социальные службы для молодежи;
организации по содействию занятости молодежи (молодежные биржи труда, центры занятости молодежи и другие организации);
образовательные учреждения дополнительного образования;
другие организации, осуществляющие некоммерческие социально значимые проекты, программы по поддержке молодежи.
Деятельность организаций, ведущих работу с молодежью, регулируется их учредительными документами, которые основываются на типовых положениях для соответствующих видов таких организаций. Типовые положения утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим меры в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.
2. Государственные и муниципальные организации, учреждения, молодежные и детские общественные объединения, иные общественные объединения (кроме политических), благотворительные фонды, которые осуществляют мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, по содействию социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в порядке открытого конкурса могут получать государственный заказ на производство социальных услуг молодым гражданам в объеме, предусматриваемом государственными минимальными социальными стандартами. Размещение указанного государственного заказа не может предусматривать изменения ведомственной подчиненности выполняющих его организаций.
Социальные службы для молодежи независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в случае размещения государственного заказа при его реализации руководствуются правилами и нормативами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации для деятельности соответствующих учреждений.
3. С целью координации деятельности государственных и негосударственных организаций федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие меры в области государственной молодежной политики, способствуют созданию молодежных центров (воспитательных организаций), оказывающих молодым гражданам социальные услуги и осуществляющих мероприятия по охране их здоровья, образованию, воспитанию, социальному становлению, по их духовному, культурному и физическому развитию.
Такие молодежные центры обеспечиваются необходимыми материальными и финансовыми средствами для осуществления социальных услуг для молодежи на основе договора с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
4. Образовательные учреждения среднего профессионального, высшего профессионального образования осуществляют целевую подготовку специалистов для организаций и учреждений, ведущих работу с молодежью на основе государственного и муниципального заказа. Перечень специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров в порядке государственного и муниципального заказа, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 20. Государственная поддержка социальной инфраструктуры для молодежи
1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления формируют и обеспечивают функционирование социальной инфраструктуры для молодежи, в том числе специализированных организаций и учреждений, ведущих работу с молодежью.
2. Порядок принятия федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения по сооружению, реконструкции, модернизации, изменению назначения, ликвидации объектов социальной инфраструктуры для молодежи включает специальные мероприятия по оценке (экспертизе) последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития молодых граждан.
При принятии градостроительных решений компетентным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления учитываются нормативы (минимальные стандарты) сооружения объектов, составляющих среду жизнедеятельности, образования, воспитания и развития молодежи. Указанные нормативы устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей, национальных традиций и обычаев, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, а также с учетом перспектив социально-экономического и культурного развития регионов.
3. Являющееся государственной или муниципальной собственностью имущество (включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование и иное имущество), возникновение, обособление или приобретение которого связано с образовательным и воспитательным процессами, обеспечением других функций социальной инфраструктуры для молодежи, может использоваться только на указанные цели.
Если в силу сложившихся обстоятельств указанное имущество не может далее эффективно использоваться в целях обеспечения функций социальной инфраструктуры для молодежи, решение о его использовании на иные цели принимается компетентным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления с условием предварительного принятия мер, компенсирующих утерю объекта социальной инфраструктуры для молодежи.
4. При формировании федеральных, региональных, местных программ и планов в области социально-экономического развития в них включаются меры по строительству, реконструкции, ремонту зданий и сооружений, входящих в социальную инфраструктуру для молодежи, в соответствии с нормативами, разрабатываемыми уполномоченными на указанную деятельность федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5. Деятельность объекта социальной инфраструктуры для молодежи и меры его материальной и финансовой поддержки определяются соответствующим профилю объекта примерным Положением, принимаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 21. Целевые программы в области государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Приоритетной мерой по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации является исполнение федеральных целевых программ, межрегиональных, региональных целевых, местных программ.
Разработка, принятие и реализация указанных программ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и с учетом мнения и предложений ассамблеи молодежи, молодежных и детских общественных объединений, молодых граждан Российской Федерации.
2. Федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут совместно с молодежными и детскими общественными объединениями разрабатывать совместные программы мероприятий по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.
3. Финансирование местных программ по поддержке молодежи осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Статья 22. Финансирование мероприятий государственной молодежной политики в Российской Федерации
1. Финансирование федеральных целевых программ, иных федеральных мероприятий по реализации государственной молодежной политики осуществляется за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников и иных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства, направляемые на реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации, предусматриваются бюджетной классификацией.
Средства, направляемые на реализацию государственной молодежной политики, предусматриваются бюджетной классификацией.
2. Для аккумуляции внебюджетных средств, предназначенных на цели государственной молодежной политики, учреждается государственный Фонд молодежи. Фонд направляет средства на проведение благотворительных мероприятий для молодых граждан; учреждает гранты, стипендии, премии для молодых граждан, работников учреждений, ведущих работу с молодежью, финансирует выставки, фестивали, концерты, конференции и другие мероприятия, организуемые молодыми гражданами и их общественными объединениями; финансирует проекты и программы молодежных и детских общественных объединений; ведет иную деятельность в соответствии с целями государственной молодежной политики в Российской Федерации. Положение о Фонде молодежи, порядок его формирования и деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
Раздел IV. Заключительные положения
Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Пункт 3 статьи 13, статья 15 и части 2 и 3 пункта 2 статьи 19 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2000 года.
Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.