Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 96700636-2 "О порядке исчисления продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время одним из актуальных вопросов трудового законодательства является вопрос о порядке исчисления общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска.
Пункт 2 постановления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР " О порядке введения в действие Закона РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся" предусматривает, что впредь до принятия нового законодательства об отпусках у трудящихся пользующихся ежегодным отпуском в 24 рабочих дня и более, продолжительность отпуска не изменяется. Таким образом, закон "О повышении социальных гарантий для трудящихся" предусматривает повышение социальных гарантий лишь для тех работников, у которых продолжительность отпуска до принятия этого закона не достигала 4 недель.
На практике наибольшие споры между работниками и работодателями вызывают вопросы о размерах дополнительных отпусков и общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска. Размеры дополнительных отпусков установлены более 300 нормативными актами СССР и РСФСР различного уровня - от постановлений Народного Комиссариата Труда СССР от 03.09.28 г. до постановлений Совета Министров СССР, а также приказами министерств СССР и определяют размеры дополнительных отпусков, исходя из размера основных отпусков в 12, 15 и 18 рабочих дней.
К таким нормативным актам в первую очередь относятся постановления Госкомтруда СССР 298/П-22 от 25 ноября 1974 года "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными уровнями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (с последующими изменениями и дополнениями) N 273/П-20 от 21 ноября 1975 года "Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", в основе которых лежат принципы исчисления общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска от продолжительности основного отпуска 12 рабочих дней, постановление Совета Министров СССР от 2 июля 1990 года N 647 "Об увеличении продолжительности отпусков работникам угольной, сланцевой, горнорудной промышленности и отдельных базовых отраслях народного хозяйства", установившие для отдельных категорий работников продолжительность ежегодного основного отпуска в количестве 18 рабочих дней, а также и постановления распространяющие действие вышеназванного постановления на другие категории работников.
На практике, в большинстве случаев ежегодные отпуска устанавливаются без учета дополнительных отпусков. Это связано с отсутствием на вновь образованных предприятиях нормативной базы, устанавливающей продолжительность дополнительных отпусков.
Предлагаемый законопроект направлен на упорядочение регулирования продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков и не предусматривает изменения их размеров.
Законопроектом предусматривается,что продолжительность отпусков должна регулироваться на трех уровнях - на федеральном, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне организации.
На федеральном уровне устанавливаются государственные гарантии продолжительности основных и дополнительных отпусков, обеспечивающие медико-биологическую реабилитацию работников и достаточные для восстановления функциональных изменений в организме работника, при этом отпуск не может быть меньше 28 календарных дней - что соответствует Конвенции МОТ 132 ("Оплачиваемые отпуска"), которая предусматривает, что отпуск не может составлять менее трех недель.
Законопроектом предусматривается, что государственные гарантии по продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливаются Правительством Российской Федерации. Это связано с тем, что до настоящего времени они устанавливались постановлениями Совета Министров СССР и РСФСР, а также - что в федеральных законах в настоящее время не представляется возможным учесть всю существующей нормативную базу (более 300 нормативно-правовых актов различного уровня). Кроме того нормативные акты, устанавливающие перечни производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск не учитывают появившихся в последнее время новых видов факторов, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья работников.
Проектом закона предусмотрено, что законами субъектов Российской Федерации и за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации могут устанавливать отпуска большей продолжительности или иные виды дополнительных отпусков, не предусмотренные на федеральном уровне.
Конкретная продолжительность основных и дополнительных отпусков должна устанавливаться на уровне организации с учетом действующих законодательных актов и реальных количественных характеристик производственных факторов условий труда, которые могут стать причиной острого заболевания или резкого ухудшения здоровья.
При этом работодатели после консультаций с представителями работников за счет прибыли организации могут устанавливать размеры основных и дополнительных отпусков большей продолжительности, чем это предусмотрено законами или иными нормативно-правовыми актами.
Законопроект приводит в соответствие с Конвенцией МОТ 132 "Оплачиваемые отпуска" и предусматривает право на отпуск для совместителей, временных и сезонных работников.
Проектом закона дополнен ( по сравнению с КЗоТ РФ) перечень условий предоставления дополнительных отпусков. Учитывая неоднозначность толкования термина "ненормированный рабочий день" и возникающие в связи с этим на практике проблемы в проекте закона предлагается заменить его термином "особый характер работы".
В целях упрощения расчета продолжительности отпусков законопроект предлагается исчислять продолжительность отпуска в календарных, а не рабочих днях.
Реализация данного законопроекта не потребует дополнительных затрат из бюджетов всех уровней.
Финансово-экономическое обоснование
Проект федерального закона "О порядке исчисления продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска" не требует дополнительных затрат, так как законопроектом предусматривается установление продолжительности ежегодного отпуска в размере 28 календарных дней, что соответствует продолжительности отпуска, установленной статьей 67 КЗоТ РФ - 24 рабочим дням.
Отпуска большей продолжительности предусматриваются лишь для тех категорий работников для которых федеральными законами уже установлены отпуска большей продолжительности.
Законопроектом предусматривается, что продолжительность дополнительных отпусков, как и в настоящее время, будет устанавливаться Правительством Российской Федерации и от решения Правительства Российской Федерации зависит, будут или нет дополнительные затраты из федерального бюджета.
Кроме того, законопроектом предусматривается, что субъекты Российской Федерации и работодатели могут устанавливать дополнительные отпуска за счет собственных средств. В связи с этим, размер затрат из бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций будет зависеть от их решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.