Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 98082709-2 "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в связи с принятием Федерального закона "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Досье на проект федерального закона
Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в связи с принятием Федерального закона "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" обусловлена необходимостью совершенствования правовых мер по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, а также вызвана принятием нормативных актов, устанавливающих судебный порядок направления несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния или преступления, в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. В частности, такие требования предусматриваются частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьей 50 Закона Российской Федерации "Об образовании", а также проектом названного Федерального закона.
Учитывая вышеуказанные положения законодательства, предлагается расширить перечень обстоятельств, подлежащих установлению при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних, и включить в него данные, характеризующие особенности личности несовершеннолетнего и состояние его здоровья для рассмотрения возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия, в том числе для решения вопроса о направлении в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение закрытого типа.
В проекте федерального закона также предлагается предоставить суду право отмены полностью или частично либо дополнения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетним, которые предусмотрены частью второй статьи 90 Уголовного кодекса Российской Федерации, что будет способствовать повышению эффективности профилактики повторных преступлений несовершеннолетних.
Представляется необходимым устранить имеющиеся противоречия между статьей 92 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьей 402.1 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в части сроков содержания несовершеннолетних в специальных образовательных учреждениях закрытого типа. Такой срок, на наш взгляд, не должен превышать трех лет, тогда как в действующем уголовном законодательстве этот срок составляет до пяти лет, а в статье 402.1 УПК РСФСР - "до достижения лицом совершеннолетия", то есть не более четырех лет.
Проект федерального закона, кроме того, предполагает внесение редакционных изменений в статьи 362.3, 364, 400, 401.2, 402.1, Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, связанных с имевшими место в последние годы изменениями наименования органов и учреждений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года N 1338 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав" и проектом указанного федерального закона.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.