Проект федерального закона N 97700239-2
"Об основах организации бытового обслуживания населения
в Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
(с поправками в тексте, принятыми во втором чтении)
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы организации бытового обслуживания населения в целях развития единого рынка бытовых услуг и координации деятельности органов бытового обслуживания населения в Российской Федерации.
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Действие настоящего Федерального закона распространяется на бытовое обслуживание населения в Российской Федерации (далее - бытовое обслуживание населения), включающее в себя деятельность органов бытового обслуживания населения по оказанию на основе договоров услуг и выполнению работы для населения (далее - бытовые услуги), в том числе бытовых услуг по изготовлению изделий (пошиву вещей), проведению ремонтных, профилактических работ по индивидуальным заказам, оздоровительных и косметических услуг (немедицинского характера), а также других бытовых услуг по удовлетворению потребностей граждан, относящихся к личным (бытовым, семейным) нуждам и не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности (услуги мастерских, бань, прачечных, химчисток, фотоателье, парикмахерских, ателье проката и других).
Статья 2. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией бытового обслуживания населения
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией бытового обслуживания населения основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", других законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации субъекты Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты в части, относящейся к их компетенции.
Статья 3. Задачи в области организации бытового обслуживания населения
1. Государственные органы, органы местного самоуправления, органы бытового обслуживания населения (их объединения) способствуют развитию бытового обслуживания населения, увеличению видов оказываемых бытовых услуг, обеспечивают их доступность для населения и гарантию качества.
2. Государство содействует развитию конкуренции, поощряет деятельность органов бытового обслуживания населения независимо от их форм собственности.
Статья 4. Органы бытового обслуживания населения в Российской Федерации
1. К органам бытового обслуживания населения в Российской Федерации относятся организации (юридические лица) независимо от форм собственности и организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, оказывающие населению бытовые услуги.
2. Создание, деятельность, реорганизация и ликвидация органов бытового обслуживания населения осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
3. Организациям, оказывающим бытовые услуги, присваиваются категории с учетом форм бытового обслуживания населения, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.
Статья 5. Виды бытовых услуг
Виды бытовых услуг определяются в Российской Федерации Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 6. Льготы на бытовые услуги
Законодательством Российской Федерации могут быть определены категории граждан, имеющих льготы на бытовые услуги, а также порядок предоставления таких льгот.
Субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут определять дополнительные категории граждан, имеющих льготы в области бытового обслуживания населения и определять источники финансирования соответствующих затрат.
Статья 7. Государственные стандарты и сертификация. Правила бытового обслуживания населения
1. Бытовое обслуживание населения осуществляется в соответствии с государственными стандартами.
Требования, установленные государственными стандартами и являющиеся обязательными для соблюдения органами бытового обслуживания в отношении оказываемых бытовых услуг, подтверждаются путем их обязательной сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательной сертификации продукции и услуг и настоящим Федеральным законом.
2. Правительство Российской Федерации утверждает правила бытового обслуживания населения, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров бытового обслуживания.
Статья 8. Цена бытовых услуг и порядок их оплаты
1. Цена бытовой услуги, оказываемой органами бытового обслуживания на основе договора, определяется соглашением сторон, но не может быть выше цены, установленной или регулируемой уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации оплата бытовых услуг производится заказчиком после их окончательного выполнения (завершения) органом бытового обслуживания. С согласия заказчика оплата бытовой услуги может быть оплачена им при заключении договора полностью или путем выдачи аванса.
3. Договор об оказании бытовой услуги оформляется в письменной форме путем выдачи органом бытового обслуживания квитанции или иного аналогичного документа.
4. Организации (юридические лица), оказывающие населению бытовые услуги, выдают также наряду с квитанцией или иным аналогичным документом кассовые чеки с контрольно-кассовых машин.
Статья 9. Формы оказания бытовых услуг населению
1. Органы бытового обслуживания населения оказывают бытовые услуги в формах, предусматривающих оказание услуг одного или нескольких видов определенного профиля, либо комплексных бытовых услуг (услуг разных видов), предусмотренных Общероссийским классификатором услуг населению.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом особенностей территорий, традиций, интересов населения содействуют созданию органов бытового обслуживания, их деятельности и ориентации на оказание бытовых услуг в тех или иных формах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Статья 10. Лицензирование видов деятельности в области бытового обслуживания населения
Лицензированию в области бытового обслуживания населения подлежат виды деятельности, предусмотренные федеральным законом о лицензировании отдельных видов деятельности.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, связанные с организацией бытового обслуживания населения
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, связанным с организацией бытового обслуживания населения относятся:
определение общих направлений по организации бытового обслуживания населения Российской Федерации;
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, связанным с организацией бытового обслуживания населения;
установление льгот органам бытового обслуживания населения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в соответствии с законодательством Российской Федерации;
установление льгот отдельным категориям граждан в области бытового обслуживания населения;
разработка и принятие в установленном порядке правил бытового обслуживания населения;
утверждение порядка лицензирования видов деятельности в области бытового обслуживания населения;
разработка и принятие государственных стандартов в области бытового обслуживания населения, нормативов оказания бытовых услуг, и осуществление государственного контроля за их соблюдением;
организация и координация деятельности по подготовке кадров в области бытового обслуживания населения;
определение перечня специальностей работников органов бытового обслуживания населения;
установление единой системы отчетности в области бытового обслуживания населения;
организация и координация проведения научных исследований в области бытового обслуживания населения;
заключение международных договоров Российской Федерации по вопросам, связанным с деятельностью органов бытового обслуживания населения.
Статья 12. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанные с организацией бытового обслуживания населения
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанным с организацией бытового обслуживания населения относятся:
разработка и реализация мер по организации бытового обслуживания населения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
принятие законов и иных нормативных правовых актов в части, относящейся к их компетенции, связанных с организацией бытового обслуживания населения на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
разработка и реализация программ, направленных на совершенствование и развитие бытового обслуживания населения на своей территории;
определение приоритетных направлений в осуществлении политики в области организации бытового обслуживания населения с учетом уровня социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации;
утверждение перечней (объема) гарантированных видов бытовых услуг первой необходимости, оказание которых осуществляется на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
установление льгот органам бытового обслуживания населения;
установление дополнительных льгот в области бытового обслуживания населения отдельным категориям граждан за счет средств соответствующего субъекта Российской Федерации;
формирование бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в части расходов на бытовое обслуживание населения;
создание организаций, оказывающих бытовые услуги населению;
выдача лицензий на территории данного субъекта Российской Федерации на осуществление видов деятельности органам бытового обслуживания населения на основании порядка лицензирования видов деятельности в сфере бытового обслуживания населения, утвержденного Правительством Российской Федерации;
организация деятельности по подготовке кадров в области бытового обслуживания населения;
организация проведения научных исследований в области бытового обслуживания населения;
содействие в работе общественных и иных объединений в области бытового обслуживания населения.
2. Субъекты Российской Федерации содействуют созданию благоприятных экономических условий деятельности органов бытового обслуживания населения, в том числе способствующих снижению цен на оказываемые бытовые услуги.
3. Субъекты Российской Федерации обеспечивают сохранение профиля деятельности органов бытового обслуживания населения и видов оказываемых ими бытовых услуг первой необходимости при изменении форм собственности в процессе приватизации.
Статья 13. Финансирование деятельности органов бытового обслуживания населения
1. Организации государственной или муниципальной формы собственности, оказывающие бытовые услуги населению, осуществляют свою деятельность на принципах самоокупаемости, а также за счет средств соответствующих бюджетов, внебюджетных и иных источников финансирования.
2. Юридические и физические лица, осуществляющие инвестиции в деятельность органов бытового обслуживания населения, пользуются льготами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации или законодательством органа местного самоуправления.
Статья 14. Требование к профессиональному образованию и профессиональной подготовке работников органов бытового обслуживания населения
Работники органов бытового обслуживания населения независимо от форм собственности, осуществляющие оказание бытовых услуг населению, должны иметь профессиональное образование или профессиональную подготовку.
Статья 15. Право органов бытового обслуживания населения на создание объединений и иных некоммерческих организаций
Органы бытового обслуживания населения в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе создавать объединения (ассоциации и союзы), быть учредителями (членами) иных некоммерческих организаций, в том числе ремесленных палат.
Статья 16. Ремесленная палата
1. Ремесленная палата является одной из форм некоммерческих организаций, установленной настоящим Федеральным законом.
2. Ремесленная палата может быть создана одним или несколькими субъектами Российской Федерации. На территории одного субъекта Российской Федерации может быть создана только одна ремесленная палата.
Ремесленная палата создается по инициативе не менее чем пятнадцати учредителей, являющихся органами бытового обслуживания. Учредители ремесленной палаты являются одновременно ее членами.
3. Ремесленная палата является юридическим лицом, имеет в собственности здания, сооружения, оборудование, иное имущество, необходимое для выполнения уставных задач. Источниками формирования имущества ремесленной палаты являются вступительные и членские взносы, доходы от предпринимательской деятельности созданных ею организаций, переданное ей учредителями имущество и иные не запрещенные законом источники.
4. Ремесленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. В этих целях ремесленная палата вправе создавать хозяйственные общества и иные хозяйственные организации. Ремесленная палата не отвечает по обязательствам созданных ею организаций, и данные организации не отвечают по обязательствам ремесленной палаты.
5. Доходы от предпринимательской деятельности используются на цели уставной деятельности и между членами ремесленной палаты не распределяются. Для осуществления своей деятельности ремесленная палата вправе создавать целевые фонды. Ремесленная палата не отвечает по обязательствам своих членов, и члены ремесленной палаты не отвечают по ее обязательствам.
6. В случае выхода из ремесленной палаты ее членов уплаченные ими взносы не возвращаются.
7. Высшим органом ремесленной палаты является общее собрание ее членов, на котором принимается устав ремесленной палаты и образуются руководящие органы ремесленной палаты.
8. Ремесленная палата осуществляет свою деятельность на основании устава, принятого на основании типового устава в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона.
9. Создание, регистрация, реорганизация, ликвидация ремесленных палат, иные вопросы, связанные с деятельностью ремесленных палат, как некоммерческих организаций, регулируются в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 17. Полномочия ремесленных палат
Ремесленные палаты осуществляют следующие полномочия:
оказывают правовую и иную помощь, информационные и иные услуги органам бытового обслуживания населения, защищают их интересы, а также осуществляют представительство в вопросах, касающихся их деятельности;
содействуют органам бытового обслуживания населения в решении вопросов профессионального образования и профессиональной подготовки работников указанных органов;
принимают в установленном порядке участие в подготовке и реализации программ в области бытового обслуживания населения;
участвуют в проведении сертификации бытовых услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации в области сертификации и осуществляют присвоение категорий органам бытового обслуживания населения;
принимают меры по пресечению недобросовестной конкуренции, содействуют урегулированию споров, возникающих между органами бытового обслуживания населения - членами ремесленной палаты;
в соответствии с законодательством Российской Федерации образуют постоянно действующие третейские суды и утверждают правила о порядке их организации, их деятельности и разрешения ими споров;
осуществляют иные определяемые законом и уставом полномочия.
Статья 18. Ремесленная палата Российской Федерации
1. Ремесленная палата Российской Федерации учреждается ремесленными палатами, органами бытового обслуживания населения, их ассоциациями и союзами, созданными и осуществляющими свою деятельность на территории не менее 15 субъектов Российской Федерации, и объединяет учредителей на основе членства. Членами Ремесленной палаты Российской Федерации могут быть и иные юридические лица.
2. Ремесленная палата Российской Федерации осуществляет координацию деятельности ремесленных палат в Российской Федерации.
3. Ремесленная палата Российской Федерации:
определяет порядок создания ремесленных палат в Российской Федерации, принимает типовой устав ремесленных палат;
принимает рекомендации, правила, методические и инструктивные указания, направленные на совершенствование и повышение качества бытовых услуг, оказываемых членами ремесленных палат (органами бытового обслуживания);
ведет реестр органов бытового обслуживания;
принимает правила присвоения категорий органам бытового обслуживания населения, являющихся членами ремесленных палат;
организует профессиональную подготовку и переподготовку работников органов бытового обслуживания населения, создает в этих целях образовательные учреждения в соответствии с действующим законодательством;
принимает в установленном порядке участие в разработке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы органов бытового обслуживания;
организует проведение конкурсов, семинаров, выставок, совещаний и иных мероприятий с участием органов бытового обслуживания населения Российской Федерации и иностранных организаций;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом международные контакты и заключает соглашения по вопросам, относящимся к ее деятельности;
представляет интересы своих членов внутри Российской Федерации и за пределами ее территории;
выполняет иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и уставом ремесленной палаты Российской Федерации функции.
4. Ремесленная палата Российской Федерации осуществляет свою деятельность в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, Федерального закона "О некоммерческих организациях", иных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации и своего устава.
Статья 19. Контроль за деятельностью в области бытового обслуживания населения
Контроль за деятельностью в области бытового обслуживания населения, уровнем, качеством оказания бытовых услуг независимо от форм собственности органов бытового обслуживания населения осуществляется в соответствии с законодательством федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на территориях которых осуществляется деятельность органа бытового обслуживания населения, общественными объединениями потребителей, а также ремесленными палатами в отношении деятельности органов бытового обслуживания, являющихся членами данных ремесленных палат.
Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения пункта 4 статьи 8 настоящего Федерального закона о выдаче кассовых чеков с контрольно-кассовых машин органами бытового обслуживания населения, являющимися юридическими лицами, вступают в силу в порядке и в сроки, определяемые субъектами Российской Федерации.
3. Предложить Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.